Работа с одарёнными обучающимися:
выявление, поддержка и развитие в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
Городничева Анна Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ №5 "НТЦ им.И.В.Мичурина"
г.Мичуринска Тамбовской области
Раздел 1. Информация об опыте
Тема опыта: Работа с одарёнными обучающимися: выявление, поддержка и развитие в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
Сведения об авторе: Городничева Анна Игоревна, МАОУ "СОШ №5 "НТЦ им.И.В.Мичурина" г.Мичуринска Тамбовской области, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория.
Проблемное поле, мотив инновационной деятельности: Желание работать с детьми, обладающими различными способностями и особенностями личности, разбираться в специальных программах и изучать опыт других педагогов. Стремление видоизменить процесс обучения, быть готовой к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, так как одарённые дети требуют особого подхода. Данный процесс организуется не только для возможности дать таким школьникам и выпускникам добиться максимального балла на ОГЭ и ЕГЭ, но и для саморазвития в процессе обучения.
Актуальность объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, где важны не только высокая активность человека, но и его умение, способность нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Концептуальная идея опыта: создание единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Цель: развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности»), так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период; развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций); повышение профессиональной компетентности учителя при ведении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
• создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
• Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
• Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
• Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»;
Диапазон опыта: уровень опыта практический, направленность гуманитарная, составляющие образовательного процесса: урочная деятельность, внеурочная деятельность; возраст обучающихся, на которых направлена реализация опыта – 5-11 классы.
Теоретико-практическая база опыта: обучение человека технике поэтапного развития (В.В.Давыдов, Н.Ф. Талызина, П.К.Энгельмеер), развитие способностей человека путем освоения культурного наследия (Л.С.Выготский) и включения его в конкретную деятельность (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов), дифференцированный подход к развитию личности, учет предрасположенности субъекта к той или иной деятельности (В.Н.Левитов) Существенным для организации обучения одаренных детей является выявление их способностей, от которых зависит успешность разных видов деятельности.
Инновационная составляющая опыта является проявлением личной инициативы педагога.
Методическая идея опыта: Методы и формы работы
• тематические и проблемные мини- курсы,
• «мозговые штурмы» во всех вариантах,
• ролевые тренинги,
• развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
• Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса
в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока:
• групповые формы работы,
• творческие задания,
• вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
• дискуссии,
•
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы можно выделить:
• конкурсы,
• интеллектуальный марафон,
• привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы,
• система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Этапы реализации опыта и их содержание:
I этап - Выявление одаренных детей
Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводила во время урочной и внеурочной деятельности. В ходе наблюдений один учащийся поразил своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивил своей речью. Тот факт, что данные учащиеся были выделены с первых уроков, помогали мне развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляло шансов достичь максимального уровня их развития. Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен».
Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучила индивидуально – личностные особенности учащихся. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
II этап - Направления работы с одаренными детьми на уроке
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам, работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции. Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаюсь к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн- тестами. Использую средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
III этап – Внеурочная деятельность как средство развития одарённости
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных областях. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при внимательном прочтении текста. Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов (огромное количество правил и исключений, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ), то же самое с литературой, ведь современные дети редко увлекаются чтением. Кроме того задачей каждого учителя-словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.
Ожидаемые результаты, эффект опыта в долгосрочной перспективе:
• Данный опыт позволит не только сформировать систему работы с одарёнными детьми, но и в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода , открыть богатые возможности для развития личности и самоопределения.
• Творческая самореализация выпускника школы.
• Обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы.
• Она позволяет развивать интеллектуальный потенциал школьников, но и учеников.
Факторы, способные оказывать влияние на результативность деятельности: Обладая нешаблонным мышлением, одарённые дети проявляют непокорность и непослушание. С ними иногда бывает трудно работать. Показывая средние и низкие результаты в учебе и постепенно теряя интерес к урокам, они проявляют полное безразличие к учебе.
Практическая составляющая опыта, возможность его использования, значимость для коллег:
Данный опыт может быть рекомендован в общеобразовательных учебных учреждениях.
Раздел 2. Технология описания опыта
Участие в организационно-управленческой деятельности:
являясь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла, веду систематическую работу по вопросам детской одаренности.
Мониторинговые, психолого-педагогические и социологические исследования, отчетно-аналитическая деятельность:
осуществляю сбор информации и пополнение папки «Отчётная документация по системе работы с одарёнными детьми».
Методическое обеспечение деятельности:
разрабатываю программы, дидактические материалы; веду олимпиадную и конкурсную документацию.
Повышение профессиональной компетенции:
Выбирая тему самообразования, я решила остановиться на теме «Работа с одарёнными обучающимися: выявление, поддержка и развитие в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе».
В рамках школьного методического объединения участвую в проведении семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов, лекториев для педагогов, а также в интернет-мероприятиях, связанных с вопросами развития детской одаренности.
Организация массовых мероприятий, конкурсов и олимпиад для ОД, мероприятий по сопровождению ОД:
Организую участие обучающихся в муниципальных/региональных/всероссийских/международных конкурсах и олимпиадах.
Организация работы с родителями ОД:
Осуществляется мной по четырем направлениям:
• психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
• информационная среда для родителей;
• совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
• поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Информационное и издательское обеспечение деятельности:
Веду информационный банк; имею публикацию в сборнике «Прояви себя»
Раздел 3. Результативность опыта
|
|
|
|
Недостатки, трудности, ошибки в реализации опыта:
Нередко в работе с одарёнными детьми встречаются трудности: несерьёзное отношение к учебному предмету, так как программа скучна и неинтересна для него. Нарушения в поведении могут появиться потому, что учебный план кажется им легким. Но нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.
Обобщение и описание опыта педагогической деятельности
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого -
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг себя!
В современном российском обществе возрастает
потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных
нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные
цели. Во
всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка
талантливого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей.
Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и для
работы с такими детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю
предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать
самые необычные и эффективные педагогические решения.
Тема: «Работа с одарёнными обучающимися: выявление, поддержка и развитие в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе».
Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Развивая творческий потенциал школьников, он развивает и свои креативные способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников. Я считаю, что одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Моя задача – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. А самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.
Для меня эта тема актуальна, так как работа по данному направлению позволяет решить проблему подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
В результате своей педагогической деятельности я хочу добиться
-развития общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развивать природные задатки в определенный благоприятный возрастной период; -развития интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи ) ;
- повышения моей профессиональной компетентности при ведении системы работы с одарёнными детьми.
Для того чтобы достичь поставленной цели, следует решить следующие задачи:
• создавать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
• проводить диагностические обследования детей на предмет выявления одаренности, определить их творческий потенциал, интересы и способности;
• максимально развивать способности одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения в области гуманитарных, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
• осуществлять оценочную деятельность учащихся и учителей - «Портфолио»;
• формировать умения задавать вопросы разных типов;
• отрабатывать навык структурированного монологического высказывания;
• обеспечивать приобретение учащимися опыта ведения диалога, аргументированного спора.
Концептуальная идея опыта – создать единое образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также предоставить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
В процессе педагогической деятельности я
• организую активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
• применяю активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
• создаю собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
• использую и создаю электронные образовательные ресурсы.
Свой опыт я представляю в системе преподавания с 5 по 11 класс.
В работе я опираюсь на следующие теории и концепции: обучение человека технике поэтапного развития (В.В.Давыдов, Н.Ф. Талызина, П.К.Энгельмейер), дифференцированный подход к развитию личности, учет предрасположенности субъекта к той или иной деятельности (В.Н.Левитов).
Методическая идея опыта
Стараюсь включать в уроки задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать? 1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. В упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно. 2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики. 3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно , не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. (Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош). Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные нарицательные; е) одушевлённые неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие. 4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола. 5. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари. «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица») персонажей». Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри». 6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например: Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь. 7. Творческие задания. Репродуктивнотворческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня. Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд, лишённые звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Здесь дети стихи собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют, и поют; инсценируют отдельные отрывки. Я всячески стараюсь способствовать литературному развитию своих учеников, пробуждать у них любовь к искусству слова. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха, помогая подросткам в добровольной избранной, а поэтому особенно интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи. Вот почему даже очень слабые «поэтические опыты» наших воспитанников должны вызывать сочувственное понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, в области восприятия произведений истинного искусства.
Этапы реализации опыта и их содержание.
Какие же этапы работы с одаренными детьми можно выделить? 1 этап- диагностика, выявление одаренных детей Здесь учителю необходимо создать банк тестов по определению интеллектуальных способностей обучающихся; изучать личностные потребности обучающихся путём собеседования; приобрести развивающие программы и методики работы с одаренными детьми ( возможное посещение курсов).
2 этап- направления работы с одаренными детьми на уроке.
Для работы с одаренными детьми в большей степени важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, но и широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам, работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции. Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаюсь к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн- тестами. Использую средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
Использую в практике работы с одаренными обучающимися следующие приемы:
- творческие ответы;
- выполнение креативных тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;
- широкое привлечение к участию во всевозможных предметных олимпиадах и конкурсах ;
- участие в научно-практических конференциях различного уровня.
3 этап- внеурочная деятельность как средство развития одарённости.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. должна идти на занятиях внеурочной деятельности, где учитель может успеть рассказать ученику гораздо больше, чем на уроке: это и о новейших достижениях науки, и о новинках литературы ;обсудить с учащимся новости других СМИ. Проводить диспуты по какой-либо проблеме, помогающие развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы.
Перспективы развития опыта
Чтобы положительный результат был достигнут, на мой взгляд, необходима системность подготовки к испытаниям в течение всех лет обучения, нужно создать условия для повышения качества образования по русскому языку через организацию индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. В конце года надо обязательно подводить итоги: это создание портфолио обучающегося, награждение за успехи в олимпиадах и конкурсах на торжественных линейках в школе или классном часе. И тогда интерес к предмету у одарённого ученика никогда не пропадёт.
Результаты опыта
Мне удалось остановиться на основных моментах своей работы, и результаты говорят, что она эффективна. В прошлом году мои выпускники сдали ЕГЭ по русскому языку с максимальным баллом – 96, а средний балл составил 73,2; по литературе средний балл - 65. На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Хочется надеяться на то, что в следующем году выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.
Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых смелых творческих замыслов.
Приложение (документы)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.