Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Жердевская СОШ» Очневой Людмилы Александровны
Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания
В основных политико-правовых документах образовательной политики России в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной в области воспитания подрастающего поколения. Сегодня, очевидно, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в образовательных учреждениях является формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей великой страны. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музея.
Сбор и фиксация исторической памяти на примере изучения истории своего учебного заведения и города, как нельзя лучше соответствует современному потоку технологий и подходов в сложном процессе формирования личности. Они добавляют к общеучебным навыкам информационные и интеллектуальные аспекты, что позволяет не только запоминать историческое содержание, но и осуществлять инверсию прошлого на настоящее, реконструировать и интерпретировать историческое событие. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Школьный музей, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школы. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, поселка, школы независимо от того, какую тему они изучают.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
Виртуализация школьного музея подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов. Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением задачи просвещения масс, так как виртуальный музей доступен из любой точки мира, где есть Интернет, и работает 24 часа в сутки. Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности через краеведческую работу и функционирование школьного музея. Проблема снижения актуальности школьного музея является в неэффективном использовании имеющихся ресурсов музея, в устаревших формах представления экспонатов, в снижении интереса к краеведческой, исследовательско - поисковой работе у современного подростка. Назрела необходимость использования новых современных форм работы музея. Одной из таких форм и является проект «Виртуальный музей школы».
Идея создания виртуального музея школы связана с использованием Интернет-технологий, а именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и учителя. Использование электронного формата дает возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными, позволяет заинтересовать широкий круг людей, он основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Виртуальный музей будет содействовать патриотическому воспитанию учащихся, обеспечит доступ к информации об истории школы всем заинтересованным лицам, а также будет служить в качестве дополнительного канала по пополнению краеведческих материалов. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.