Так уж сложилось в последнее время, что школе не хватает душевности, теплоты и общения с семьями учащихся. Свою роль, как учитель, вижу в своеобразной объединяющей силе и поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и советчиком , прилагаю усилия для создания в коллективе детей и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом
особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если
раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений
и навыков, необходимых для его эффективного участия в общественной жизни, то в
настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на
формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем
должны позволить ему самостоятельно изучать чтолибо, осваивать новые виды
деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Основной целью моей работы является гармоническое развитие ребёнка, раскрытие
его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную
деятельность с учётом его индивидуальных особенностей.
Для реализации поставленной цели определила в своей педагогической
деятельности следующие задачи:
изучить индивидуальные особенности ребёнка;
направить учебный процесс на общее развитие ребёнка;
содействовать раскрытию внутреннего мира школьника (предоставлять ему
возможность проявления индивидуальности, применения накопленного личного
опыта на практике, развития интересов);
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
При поступлении детей в первый класс провожу тестирование, беседы с детьми,
анкетирование родителей.
Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств
обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников. Так, для
формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира часто
использую проведение:
экскурсий;
1 предметных недель;
интеллектуальных конкурсов;
исследовательских проектов и работ;
викторин по различным областям знаний;
доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;
познавательных игр.
Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, развивают наблюдательность, дают
заряд положительной энергии. К сожалению, сейчас условия не позволяют совершать
экскурсии с детьми в город Свободный, а с моими нынешними выпускниками мы
ездили в дом – музей имени П. Комарова, на выставку восковых фигур, на
новогоднее представление в Дом культуры железнодорожников, на цирковые
представления, некоторые ребята ездили на экскурсию и на новогоднее
представление в Благовещенск.
Для повышения интереса учащихся к получению знаний, к учению проводятся
предметные недели. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю.
Учащиеся принимали участие в выставке плакатов, рисунков, конкурсе чтецов,
КВНах, различного рода викторинах. В конце предметной недели обязательно
подводились итоги, и каждый учащийся награждался грамотой, а победители
конкурсов – медальками.
Развитию познавательных и творческих способностей содействует участие
детей в таких конкурсах, как "Русский медвежонок", "Эрудит – марафон
учащихся", конкурсах творческих команд. При подготовке к участию в конкурсах
проводится большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение
составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических задач и
заданий. Без сомнения, такая работа влияет и на результаты учебной деятельности и
ведёт к сплочению детского коллектива. Кроме того, опять же приятно получать
награды: ребята награждены сертификатами организаторов конкурсов и призами.
Учащиеся с удовольствием участвуют в классных интеллектуальных конкурсах:
"Брейн – ринг", "Своя игра", "Эти забавные животные", викторины по сказкам А.С.
2Пушкина, по произведениям С.Я. Маршака, К.И.Чуковского. Внеурочную
деятельность стараюсь строить таким образом, чтобы она захватила не только ум, но
и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы,
доказывали, отстаивали свои «открытия». Формулирую вопросы проблемного,
обобщающего характера, которые вызывают потребность в познании, подразумевают
вариативность ответов.
Так уж сложилось в последнее время, что школе не хватает душевности, теплоты
и общения с семьями учащихся. Свою роль, как учитель, вижу в своеобразной
объединяющей силе и поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и
советчиком для тех и других, направляю все усилия на создание в коллективе детей
и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра. На собраниях и
индивидуальных консультациях помогаю родителям адекватно оценивать
возможности ребёнка, видеть в нём индивидуальность, помогать ему во всестороннем
развитии.
Содружество родителей и педагога приносят свои плоды.
В нашем классе стало традицией один раз в год (в конце учебного года)
проводить День открытых дверей для родителей. Мамы и папы (папы реже)
присутствуют на уроках. Классный руководитель готовит презентацию «Наша
школьная жизнь», выставку творческих работ и рисунков учащихся. Ну и
обязательно вместе с детьми составляем сценарий, репетируем (участвуют все
учащиеся класса) и проводим внеклассное мероприятие. Проведены внеклассные
мероприятия «Мы – первоклассники», «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем
угощаем», «Прощание с начальной школой».
Времени на реализацию проекта «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»
ушло много (около трёх месяцев), но результат превзошёл все ожидания.
Совместно с учащимися изучали литературу, подбирали пословицы и поговорки,
искали материал в Интернете. Итог: день открытых дверей для родителей и
выступление на районном семинаре учителей истории. Всё прошло просто
замечательно, каждый остался доволен своей работой, не говоря о родителях,
3которые не только любовались своими «чадами», но и принимали активное участие в
различных конкурсах.
После мероприятия обязательно проходит «неформальное застолье» с чаепитием,
которое организуют родители.
Родители вместе с детьми приняли участие во всероссийском конкурсе детских «Лес
– душа России, душа народа».
Приятно, что становятся традиционными «Дни Здоровья» совместные
однодневные походы с костром, ухой, песнями и играми (по известным причинам их
состоялось только два, а хотелось бы гораздо больше); «Весёлые старты», где
проходят соревнования между командами учащихся, их родителями и педагогами
школы.
Стало традицией участвовать в облагораживании территории школьного двора.
Все семьи нашего класса откликнулись на призыв поучаствовать в проекте «Украсим
школьный двор». От нашего класса на школьный двор изготовили несколько поделок.
В ход пошли различные материалы: пластиковые бутылки, деревянные столбики и
чурки, старая одежда и обувь, покрышки от автомобильных камер, диски от колёс
велосипеда и многое другое. Участвовали не только дети и родители, но и их
старшие братья и сёстры не остались в стороне. Семья Брехнёвых изготовила
замечательные миниклумбы в виде Спанч Бобов, семья Кутаевых – красавицу
гусеницу, семьи Горбуновых и Сердюковых – пальмы с бананами, семья Кобловых –
Мексиканца и Буратино, семья Барботько – ландыши и крокодила, семья
Максимович – жирафа и «Сладкую парочку».
А сами учащиеся вместе с классным руководителем, собираясь несколько дней
подряд после уроков дома у руководителя, изготовили пчёл из пластиковых
бутылок.
Заготовки всех поделок тоже свозили на двор к классному руководителю и по
выходным дням здесь дружно занимались преображением заготовок в ярких
сказочных героев мамы и старшие сёстры учащихся. И вот результат: пчёлы
облюбовали куст сирени, развешивать их помогали и мамы, и классный руководитель
4и ребята из других классов, живущие рядом со школой и прибежавшие
полюбопытствовать, так как поделки везли на грузовике. Доставили их и установили
папы. Проект удался. Результатами работы довольны все. Теперь – это самое
красивое место для отдыха детей в нашем селе. Здесь нравится не только ученикам,
но и ребятишкам – дошкольникам, которые приходят на площадку вместе с мамами.
Многие жители из других сёл, проезжая мимо обязательно заглядывают, чтобы
полюбоваться нашей красотой. И обязательно все фотографируются на фоне наших
изделий: учащиеся, родители, гости, и, конечно же, выпускники.
По результатам смотра конкурса «Лучший школьный двор» наш школьный двор
занял I место в районном, а затем и областном конкурсах. Радостно, что отличился в
этом проекте наш дружный класс.
Мои дети замечательно поют. За эти четыре года мы разучили много песен.
Участвуем во всех школьных и сельских мероприятиях, посвящённых Дню матери,
Дню защитника Отечества, «Поёт село родное», День Победы и многих других.
Приняли участие в областном конкурсе «Палитра детских голосов» и районном
фестивале художественной самодеятельности «Тебе, родной край, посвящается», где
стали победителями в номинации «Русские традиции», а за победу в номинации
«Оригинальность» награждены цифровым фотоаппаратом!
Скучать нам не приходится!
Пусть не каждому ученику дано учиться на «4» и «5», но каждый учащийся моего
класса стал участником какого либо конкурса, начиная от школьного уровня, и
заканчивая международным; каждый учащийся поучаствовал во всех праздничных
концертах, проводимых в школе и сельском ДК.
Ребёнок успешен тогда, когда физически здоров. Поэтому, в своей работе
использую здоровьесберегающие технологии:
компенсаторнонейтрализующие (физминутки): для повышения умственной
работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления
утомления и снятия мышечного напряжения. Учитывая специфику предмета,
часто использую музыкальное сопровождение, элементы самомассажа,
5помогающие восстановить оперативную работоспособность. В состав
упражнений для физкультминуток включаю упражнения по формированию
осанки, укреплению зрения, мышц рук, упражнения для ног.
стимулирующие (создание ситуация успеха);
информационнообучающие (пропаганда здорового образа жизни).
Провожу много мероприятий содействующих сохранению и укреплению
здоровья. Прежде всего, это система классных часов, на которых проводятся
беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках,
беседы о необходимости выполнения режима дня, беседы о правильном
питании и многие другие. Все эти мероприятия сопровождались
презентациями, поучительными фрагментами из мультфильмов.
Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу результатов можно отнести
следующие:
формирование у детей высокой мотивации к обучению (1 год обучения– 32%, 2
год – 67%, 3 год – 71%, 4 год – 82 %);
эмоциональное развитие учащихся (1 год обучения – 34%, 2 год – 59%,
3 год – 72%, 4й год – 88%)
развитие творческих и познавательных способностей (1 год – 30%, 2 год – 60%, 3
год – 77%, 4 й год – 87%)
сплочение детского коллектива (1 год – 42%, 2 год – 69%, 3 год – 77%,4й год –
88%) )
вовлечение родителей в учебновоспитательную работу (1 год – 27%,
2 год – 43%, 3 год – 65%,4 й год – 89%) (См. диаграммы)
Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем параметрам
гармонического развития ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих
возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.
Вся эта работа способствует эстетическому и нравственному воспитанию учащихся,
приучает детей коллективно работать и стремиться к положительным результатам
6совместного труда. Дети чувствуют себя полезными людьми. Они инициативны,
стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески активны, способны
рассуждать, доказывать, обосновывать свой выбор.
Они не только готовятся вступить в будущем в большую жизнь, а уже «живут и
участвуют в ней сегодня», как говорит Ш.А. Амонашвили, замечательный педагог, на
авторском семинаре которого мне посчастливилось побывать.
7