Из опыта работы классного руководителя

  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • doc
  • 24.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Так уж сложилось в последнее время, что школе не хватает душевности, теплоты и общения с семьями учащихся. Свою роль, как учитель, вижу в своеобразной объединяющей силе и поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и советчиком , прилагаю усилия для создания в коллективе детей и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра.
Иконка файла материала опыт работы - обобщение.doc
Современный этап общественного развития характеризуется рядом  особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если  раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений  и навыков, необходимых для его эффективного участия в общественной жизни, то в  настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на  формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем  должны позволить ему самостоятельно изучать что­либо, осваивать новые виды  деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.  Основной целью моей работы является гармоническое развитие ребёнка, раскрытие  его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную  деятельность с учётом его индивидуальных особенностей.  Для реализации поставленной цели определила в своей педагогической  деятельности следующие задачи:   изучить индивидуальные особенности ребёнка;   направить учебный процесс на общее развитие ребёнка;   содействовать раскрытию внутреннего мира школьника (предоставлять ему  возможность проявления индивидуальности, применения накопленного личного  опыта на практике, развития интересов);   способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.  При поступлении детей в первый класс провожу тестирование, беседы с детьми,  анкетирование родителей.  Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств  обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников. Так, для  формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира часто  использую проведение:   экскурсий;  1 предметных недель;   интеллектуальных конкурсов;   исследовательских проектов и работ;   викторин по различным областям знаний;   доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;   познавательных игр.  Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, развивают наблюдательность, дают заряд положительной энергии. К сожалению, сейчас условия не позволяют совершать экскурсии с детьми в город Свободный, а с моими нынешними выпускниками мы  ездили в дом – музей имени П. Комарова, на выставку восковых фигур, на  новогоднее представление в Дом культуры железнодорожников, на цирковые  представления, некоторые ребята ездили на экскурсию и на новогоднее  представление в Благовещенск.           Для повышения интереса учащихся к получению знаний, к учению проводятся  предметные недели. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю.  Учащиеся принимали участие в выставке плакатов, рисунков, конкурсе чтецов,  КВНах, различного рода викторинах. В конце предметной недели обязательно  подводились итоги, и каждый учащийся награждался грамотой, а победители  конкурсов – медальками.           Развитию познавательных и творческих способностей содействует участие  детей в таких конкурсах, как "Русский медвежонок", "Эрудит – марафон  учащихся", конкурсах творческих команд. При подготовке к участию в конкурсах  проводится большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических задач и  заданий.  Без сомнения, такая работа влияет и на результаты учебной деятельности и  ведёт к сплочению детского коллектива. Кроме того, опять же приятно получать  награды: ребята награждены сертификатами организаторов конкурсов и призами.        Учащиеся с удовольствием участвуют в классных интеллектуальных конкурсах:  "Брейн – ринг", "Своя игра", "Эти забавные животные", викторины по сказкам А.С.  2Пушкина, по произведениям С.Я. Маршака, К.И.Чуковского. Внеурочную  деятельность стараюсь строить таким образом, чтобы она захватила не только ум, но  и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы,  доказывали, отстаивали свои «открытия». Формулирую вопросы проблемного,  обобщающего характера, которые вызывают потребность в познании, подразумевают  вариативность ответов.        Так уж сложилось в последнее время, что школе не хватает душевности, теплоты и общения с семьями учащихся. Свою роль, как учитель, вижу в своеобразной  объединяющей силе и поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и  советчиком для тех и других, направляю все усилия на создание в коллективе детей  и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра. На собраниях и  индивидуальных консультациях помогаю родителям адекватно оценивать  возможности ребёнка, видеть в нём индивидуальность, помогать ему во всестороннем развитии.  Содружество родителей и педагога приносят свои плоды.         В нашем классе стало традицией один раз в год (в конце учебного года)  проводить День открытых дверей для родителей. Мамы и папы (папы реже)  присутствуют на уроках. Классный руководитель готовит презентацию «Наша  школьная жизнь», выставку творческих работ и рисунков учащихся. Ну и  обязательно вместе с детьми составляем сценарий, репетируем (участвуют все  учащиеся класса) и проводим внеклассное мероприятие. Проведены внеклассные  мероприятия «Мы – первоклассники», «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем  угощаем», «Прощание с начальной школой».  Времени на реализацию проекта «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»  ушло много (около трёх месяцев), но результат превзошёл все ожидания.  Совместно с учащимися изучали литературу, подбирали пословицы и поговорки,  искали материал в Интернете. Итог: день открытых дверей для родителей и  выступление на районном семинаре учителей истории. Всё прошло просто  замечательно, каждый остался доволен своей работой, не говоря о родителях,  3которые не только любовались своими «чадами», но и принимали активное участие в  различных конкурсах.   После мероприятия обязательно проходит «неформальное застолье»  с чаепитием,  которое организуют родители.  Родители вместе с детьми приняли участие во всероссийском конкурсе детских «Лес – душа России, душа народа».          Приятно, что становятся традиционными «Дни Здоровья» ­ совместные  однодневные походы с костром, ухой, песнями и играми (по известным причинам их  состоялось только два, а хотелось бы гораздо больше); «Весёлые старты», где  проходят соревнования между командами учащихся, их родителями и педагогами  школы.         Стало традицией участвовать в облагораживании территории школьного двора.  Все семьи нашего класса откликнулись на призыв поучаствовать в проекте «Украсим  школьный двор». От нашего класса на школьный двор изготовили несколько поделок. В ход пошли различные материалы: пластиковые бутылки, деревянные столбики и  чурки, старая одежда и обувь, покрышки от автомобильных камер, диски от колёс  велосипеда и многое другое. Участвовали не только дети и родители, но и их  старшие братья и сёстры не остались в стороне. Семья Брехнёвых изготовила  замечательные мини­клумбы в виде Спанч Бобов, семья Кутаевых – красавицу­ гусеницу, семьи Горбуновых и Сердюковых – пальмы с бананами, семья Кобловых –  Мексиканца и Буратино, семья Барботько – ландыши и крокодила, семья  Максимович – жирафа и «Сладкую парочку».   А сами учащиеся вместе с классным руководителем, собираясь несколько дней  подряд после уроков дома у руководителя,  изготовили пчёл из пластиковых  бутылок.  Заготовки всех поделок тоже свозили на двор к классному руководителю и по  выходным дням здесь дружно занимались преображением заготовок в ярких  сказочных героев мамы и старшие сёстры учащихся.  И вот результат: пчёлы  облюбовали куст сирени, развешивать их помогали и мамы, и классный руководитель 4и ребята из других классов, живущие рядом со школой и прибежавшие  полюбопытствовать, так как поделки везли на грузовике. Доставили их и установили  папы. Проект удался. Результатами работы довольны все. Теперь – это самое  красивое место для отдыха детей в нашем селе. Здесь нравится не только ученикам,  но и ребятишкам – дошкольникам, которые приходят на площадку вместе с мамами.  Многие жители из других сёл, проезжая мимо обязательно заглядывают, чтобы  полюбоваться нашей красотой. И обязательно все фотографируются на фоне наших  изделий: учащиеся, родители, гости, и, конечно же, выпускники. По результатам смотра конкурса «Лучший школьный двор» наш школьный двор  занял I место в районном, а затем  и областном конкурсах. Радостно, что отличился в этом проекте наш дружный класс.         Мои дети замечательно поют. За эти четыре года мы разучили много песен.  Участвуем во всех школьных и сельских мероприятиях, посвящённых Дню матери,  Дню защитника Отечества, «Поёт село родное», День Победы и многих других.  Приняли участие в областном конкурсе «Палитра детских голосов» и районном  фестивале художественной самодеятельности «Тебе, родной край, посвящается», где стали победителями в номинации «Русские традиции», а за победу в номинации  «Оригинальность» награждены цифровым фотоаппаратом! Скучать нам не приходится!  Пусть не каждому ученику дано учиться на «4» и «5», но каждый учащийся моего  класса стал участником какого ­ либо конкурса, начиная от школьного уровня, и  заканчивая международным;  каждый учащийся поучаствовал во всех праздничных  концертах, проводимых в школе и сельском ДК.             Ребёнок успешен тогда, когда физически здоров. Поэтому, в своей работе  использую здоровьесберегающие технологии:  компенсаторно­нейтрализующие (физминутки): для повышения умственной  работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления  утомления и снятия мышечного напряжения. Учитывая специфику предмета,  часто использую музыкальное сопровождение, элементы самомассажа,  5помогающие восстановить оперативную работоспособность. В состав  упражнений для физкультминуток включаю упражнения по формированию  осанки, укреплению зрения, мышц рук, упражнения для ног.  стимулирующие (создание ситуация успеха);   информационно­обучающие (пропаганда здорового образа жизни).  Провожу много мероприятий содействующих сохранению и укреплению  здоровья. Прежде всего, это система классных часов, на которых проводятся  беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках,  беседы о необходимости выполнения режима дня, беседы о правильном  питании и многие другие. Все эти мероприятия сопровождались  презентациями, поучительными фрагментами из мультфильмов. Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу результатов можно отнести  следующие:   формирование у детей высокой мотивации к обучению (1 год обучения– 32%, 2  год – 67%, 3 год – 71%, 4 год – 82 %);   эмоциональное развитие учащихся (1 год обучения – 34%, 2 год – 59%,        3 год – 72%, 4­й год – 88%)   развитие творческих и познавательных способностей (1 год – 30%, 2 год – 60%, 3  год – 77%, 4 ­ й год – 87%)   сплочение детского коллектива (1 год – 42%, 2 год – 69%, 3 год – 77%,4­й год –  88%)  )   вовлечение родителей в учебно­воспитательную работу (1 год – 27%,       2 год – 43%, 3 год – 65%,4 ­ й год – 89%) (См. диаграммы) Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем параметрам  гармонического развития ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих  возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.  Вся эта работа способствует эстетическому и нравственному воспитанию учащихся,  приучает детей  коллективно работать и стремиться к положительным результатам  6совместного труда. Дети чувствуют себя полезными людьми. Они инициативны,  стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески активны, способны  рассуждать, доказывать, обосновывать свой выбор.  Они не только готовятся вступить в будущем в большую жизнь, а уже «живут и  участвуют в ней сегодня», как говорит Ш.А. Амонашвили, замечательный педагог, на авторском семинаре которого мне посчастливилось побывать.  7