Из опыта работы по родительскому просвещению в рамках проекта «Школа Неравнодушных Родителей».
Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Детсад—4 кл
09.06.2017
В 2001 году просветитель и педагог Марк Пренски выделил некую классификацию: тех, кто был рожден до цифровой эпохи, он назвал «цифровыми иммигрантами», а тех, кто буквально впитал технологии с молоком матери — «цифровыми аборигенами». Отсюда — парадокс современной системы образования: «иммигранты» обучают «аборигенов», как жить в эпоху технологий.
Школа неравнодушных родителей.docx
Из опыта работы по родительскому просвещению в рамках проекта
«Школа Неравнодушных Родителей»
В 2001 году просветитель и педагог Марк Пренски выделил некую классификацию:
тех, кто был рожден до цифровой эпохи, он назвал «цифровыми иммигрантами»,
а тех, кто буквально впитал технологии с молоком матери — «цифровыми
аборигенами». Отсюда — парадокс современной системы образования:
«иммигранты» обучают «аборигенов», как жить в эпоху технологий.
Есть интересный психологический тест. Младшим школьникам и дошколятам
предлагают такую задачу: на стол выкладываются картинки и нужно расположить их так,
чтобы получился связный рассказ. И, что примечательно, не все с этим справляются. Это
одна из особенностей современных детей — клиповое мышление. В клипе может и не быть
логики: картинки могут следовать друг за другом в произвольном порядке.
Чтобы рассказать об особенностях современных детей и хотя бы попробовать
научить родителей понимать своих чад, уже 8 лет в МАОУ «Лицей №21» реализуется
проект «Школа неравнодушных родителей». Специальные лекции в рамках проекта читают
психологи, адвокаты, педагоги и другие специалисты.
Еще одна особенность мышления «цифрового аборигена» — многозадачность.
Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок делает уроки, тут же у него открыт
ноутбук — он слушает музыку или смотрит мультфильм, а еще общается в соцсетях. С
одной стороны, это большой плюс — «задействованы все каналы связи». Минус в том, что
ребенок не концентрируется на чемто одном и не может это глубоко прорабатывать.
Также эксперты отмечают и то, что современным детям сложно выполнять серьезную
работу — с ранних лет они привыкли получать от технологий удовольствие: яркие краски,
приятные звуки, смена картинок и пр. Им быстро становится скучно — нужно, чтобы на
экране перемещалось, мелькало, прыгало. Учитывая скорость появления информации во
Всемирной сети и ее количество, качественно обрабатывать ее мозгу практически
нереально. Знания, конечно, остаются, но только поверхностные.
Яркий пример: сейчас немало групп в соцсетях, где широко используются перепосты с
цитатами и отрывками из книг. Но сами книги никто не читает. Получается такая
вырванность из контекста, не хватает глубины знаний.
Другим фактором, определяющим мышление, остается психологическая
зависимость от гаджетов — ребенок может испытывать страх и даже панику, если просто
забыл дома телефон. Это проблема цифрового общества в целом — «быть не на связи»,
получается, ты выпадаешь из цифровой жизни и не сможешь вовремя ответить на звонки
или сообщения.
20 минут за компьютером в день — уже утопия.
Учитывая особенности мышления подрастающих поколений, начинают меняться и
образовательные стандарты. Их плюс, в том, что в школах обучение теперь практически
ориентированное и активное, что дает ребенку необходимые навыки для освоения будущей
профессии.
При этом, педагоги, как правило, представители поколения «цифровых
иммигрантов». Поэтому, задача нашего поколения — научить детей логическому и
критическому мышлению. И показать, что реальный мир он гораздо ярче и интереснее
виртуального. Хотя сделать это довольно сложно. Сейчас разговоры о том, что 20 минут за компьютером в день для ребенка — это норма, уже утопия. В нашем лицее мы проводили
опрос и выяснили, что интернет дети используют для трех целей: обучения, общения и
развлечения. И если первую категорию не стоит трогать — все образовательные программы
сейчас рассчитаны на технологии, то остальные две можно сократить.
Ничто не заменит живое, качественное и интересное общение. Вот уже пять лет мы
пытаемся объяснить родителям, чем можно заменить то время, которое дети проводят в
Интернете. Рецепт прост: например, предложить ребенку позвать друзей в гости. То же
самое и с развлечением —кино, театр, зоопарк, а потом пообщаться на эту тему. Или
организовать выезд всем классом.
Ошибки родителей
Недостаток живого общения может сыграть большую роль в формировании
личности ребенка. Главная ошибка современного воспитания – это колоссально
возрастающая родительская лень. Что легче — позаниматься с детьми, чтото вместе
поделать — например, игрушки убрать, или посадить их телевизор смотреть? Или
поставить ребенку в полтора года какойнибудь мультик? В мультике происходит чтото
интересное. Мультики от тебя ничего не требуют. Так потом и получается — и с
компьютерами, и с телефонами… А мама, что мама? Она же может попросить тебя чтото
сделать.
По мнению специалистов, есть пять качеств, которые являются важнейшими:
гордость, стыд, совесть, долг, ответственность. Если они в детстве сформируются, то
можно будет избежать двух крайностей — человек не станет самоутверждаться за счет
других и не будет мазохистом, который подчиняется садисту. Так выглядят этапы
воспитания этих качеств с самых ранних лет.
o
Два года: должен научиться чувствовать ограничения:
У ребенка в два года идет реализация того, что ему дано от природы. Если его с 45
месяцев ни в чем не ограничивают родители, то он будет вести себя так, как ему угодно. В
том числе, командовать близкими. Если приучить к ограничениям — ребенок начинает
сотрудничать, перенимая те или иные навыки от них. Нужно, например, переключать
внимание: «Давай сделаем чтонибудь вместе — соберем игрушки или польем цветы». Если
ребенок капризничает или не слушается, нужно разговаривать с ним, спрашивая, «А зачем
ты это делаешь?» И обязательно рассматривать последствия его действий.
Три года: должно начаться формирование чувства гордости за то, что он смог
помочь комуто:
Необходимо, чтобы человек постоянно не думал только о себе. Нужно научить
ребенка радоваться от того, что он комуто сделал хорошо. Это самая трудная задача. Если
она решается до 4х лет, то можем быть спокойны — малыш научится слушать других,
уважать их интересы. Соотносить свои желания и желания других людей и выделять, что
важнее в данный момент и думать, как сделать так, чтобы и мне, и им было хорошо. В
итоге, в 57 лет должна сформироваться любовь к родителям.
Семь лет: нужно научиться подавлять в себе любые формы агрессивности:
В начальной школе дети нередко проявляют агрессию. Просто все люди всегда
находятся в иерархии. Получается так: выясняют, кто ведущий в классе, кто ведущий в
o
o компании, кто на втором месте, кто на третьем. Проблема агрессивности в начальной
школе — это борьба за власть. Детей просто не научили подавлять эту агрессию
самостоятельно до школы.
Как это сделать? Вот пример. После драки ставишь зачинщика перед стеной:
Стукни кулаком по стенке. Хочешь ударить? Бей. Хочешь еще? – Бей. Ударит несколько
раз – больно? Больно. А тому, кого ты ударил, не больно? Думай. Тем более, что тот, кого
ты бьешь, может оказаться сильнее тебя. И дать сдачи. Агрессия — это полное исключение
ума. Человек руководствуется только эмоциями. И не ищет варианты решения конфликта.
Если ребенка научить думать, он начнет вовремя включать рассудок и искать варианты.
Из опыта работы по родительскому просвещению в рамках проекта «Школа Неравнодушных Родителей».
Из опыта работы по родительскому просвещению в рамках проекта «Школа Неравнодушных Родителей».
Из опыта работы по родительскому просвещению в рамках проекта «Школа Неравнодушных Родителей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.