Из практики преподавания экологии в начальной школе
Оценка 4.7
Научные работы
docx
экология +1
Взрослым
27.06.2017
Данное выступление подводит итог работе в области экологии в начальной школе по различным предметам. Деятельность педагога представляет собой смешанную модель экологического образования, которая предполагает применение методических разработок курса экологии во внеурочной деятельности на примере кружка «Юный эколог» и экологизация традиционных учебных предметов, а также практические исследования окружающей среды с практическими работами.выступление на научной конференции
из прктики преподавания в начальной школе .docx
Садовщикова И.В.
МБОУ СШ№7 г. Смоленск
Учитель начальных классов
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Технический прогресс и желание человека изменить окружающий мир
быстро возрастали, и в настоящее время достигли таких результатов, когда сама
природа пытается отомстить человечеству.
Сегодня благодаря научным
разработкам и технологиям мы способны внедрить проекты по преобразованию
природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смели мечтать.
Влияние человеческого разума на природу ведет к увеличению отрицательных
для неё и, в результате, опасных для существования человека последствий его
жизни деятельности. И только с увеличением числа экологических катастроф и
аномальных явлений люди вынуждены осознать хрупкость современного мира.
Наше сознание уже готово понять, что экологическая ситуация в мире
меняется не в лучшую сторону и её, без всяких сомнений, можно назвать
опасной. Существует немало глобальных проблем экологии. Например,
уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов фауны и флоры;
практически исчезают уникальные леса; резко сокращается запас полезных
ископаемых; мировой океан перестает быть регулятором природных процессов;
выбросы в атмосферу загрязнили её, а чистый воздух найти сложнее; загрязнены
поверхности почв и происходит их уничтожение.
Вопросы экологии поднимаются давно, но особенно остро они стали
звучать с конца ХХ века. И одним из них выделяется экологическое
образование. Первый раз этот термин был использован в речи на конференции,
организованной Международным Союзом охраны природы в 1970г. После этого
его стали применять на конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д. уделяли
экологическому образованию большое внимание.
В1992г на конференции ООН по окружающей среде и развитию были
определены задачи экологического образования как условия устойчивого
развития. А 2017 год по указу президента России В.В.Путина в Российской
Федерации объявлен годом экологии с целью привлечения внимания
общественности к вопросам экологического развития страны.
Я полностью согласна с тем, что в решении проблем охраны окружающей
среды важнейшая роль принадлежит образованию. Начиная с раннего возраста
каждому живущему на нашей планете человеку необходимо знать к чему
приводит бездумное отношение к окружающей среде. Люди должны знать о
проблемах здоровья, вызванных загрязнением среды; о генетических мутациях в
живых организмах; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия
почв об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях
среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее
состояние. Однако выпускники современной школы плохо ориентированы в глобальных, в том числе экологических проблемах сохранения здоровья
человека и биосферы. У человечества преобладают потребительски
экономические взгляды на природу, а уровень восприятия экологических
проблем как личностно значимых крайне низок. Недостаточна развита
потребность фактического участия детей в природоохранной работе.
Целью экологического образования и воспитания младших школьников в
моей работе является формирование системы научных знаний, взглядов и
убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения ребенка к
окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической
культуры и образованности. Я считаю, что школьное экологическое образование
и воспитание должно выполнять следующие педагогические функции:
способствовать становлению представлений о единстве мирового
сообщества в сознании младших школьников;
является существенным компонентом гуманизации всего школьного
образования;
формирует универсальные учебные действия и общечеловеческие
умения;
учит прогнозировать свою деятельность и деятельность других
людей;
расширяет возможность духовнонравственного воспитания в
процессе обучения.
В своей педагогической деятельности я использую смешанную модель
экологического образования, которая предполагает применение методических
разработок курса экологии во внеурочной деятельности на примере кружка
«Юный эколог» и экологизация традиционных учебных предметов, а также
практические исследования окружающей среды с практическими работами. Для
решения вопросов образования я отдаю предпочтение таким методам и формам
работы , которые:
стимулируют учащихся к регулярному пополнению знаний об окружающей
среде (уроки с сюжетноролевыми играми, урокибеседы, сообщения учащихся,
викторины);
обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, учат
принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания;
способствуют развитию творческого мышления, умение предвидеть
последствия природообразующей деятельности человека (это методы,
обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: сравнение, анализ,
синтез. установление причинноследственных связей. беседы, наблюдения.
опыты. );
вовлекают обучающихся и их родителей в практическую работу по
изучению и нахождению вариантов решения проблем окружающей среды
местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от загрязнения, определение
факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний;
защита проектов, лектории, стенгазеты, рисунки, плакаты).
Остановлюсь подробней на практической части своих занятий.
Так на различных учебных предметах периодически подбираю
дидактический материал с заданиями экологического характера.
Русский язык 2 класс УМК «Гармония» тема «Виды предложений».
Задание составить побудительные предложения по охране птиц, леса... Ответы
учащихся: Берегите лес от пожара! Не трогайте домик муравья! Или ,например,
работая со словарными словами: записываем ряд названий животных и
определяем, кто из них является занесенным в Красную книгу. Составление
экологических словарей очень познавательно и увлекательно для младших
школьников.
В 3 классе при работе над темой «Текст» возможны задания по составлению
текстов про исчезающих животных, где учащиеся описывают животное, его
повадки и характер. Такая работа возможна с предварительной подготовкой
поиска фотографии описуемого объекта, чтения статей, рассказов о нем. Здесь
главное подходить к работе систематически и творчески.
Математика наука точная, поэтому в данной области не обойтись без
точных сведений о размерах, площадях, времени и т.д.. Богатый материал,
можно найти для сравнения жизни растений, количества живущих и исчезнувших
видов обитателей планеты. Интересные проекты можно предложить ребятам по
исследованию разложения продуктов отходов
деятельности человека.
бумаги, железной банки, стекла,
Например, сравнивают разложение
полиэтиленового пакета. Или при изучении темы площадь в 4 классе учащиеся
готовят проект о вырубке лесов в разных странах.
На уроках литературного чтения
или внеклассного чтения провожу
различные методы по чтению книг. В настоящее время существует немало
литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую
книжку, где в занимательной форме описана жизнь какихлибо животных,
растений, явлений природы. Например, Зотов. В. «Лесная азбука», Бианки. В.
«Сказки», Пермяк. Е. А. «Русские сказки о природе», Н. Сладков и многие
другие. Главное правильно подобрать слова, обратить внимание ребенка на
уникальность окружающего мира, его неповторимость и хрупкость.
Не менее интересны уроки окружающего мира с точки зрения
экологического образования. В этой области , возможно любой урок связать с
тематикой экологии. Важно подобрать форму и метод работы. Наиболее
интересны для 34 классов проекты, где учащимся предоставляется
самостоятельность, возможность общения с родителями,
поиск нового.
Примеры проектов для младших школьников:
1. «О чем рассказало животное» (растение) Цель: составить коллекцию увиденных животных (растений)
В ходе проекта развивается наблюдательность и активность.
2.«Жалобная книга» природы.
Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных,
обитающих в ближайшем окружении детей (в парке, сквере, на пришкольном
участке)Такую книгу можно иллюстрировать детскими рисунками. ( А в
дальнейшем с помощью практических дел решить проблемы)
3.Птичья «столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его в создании и
организации на территории школы птичьей «столовой».
4. Какой быть новогодней елке
Изготовление елок из бросового материала, с целью украшения дома и
сохранения живых деревьев.
Любой урок изобразительного искусства, технологии или музыки, можно
связать с проблемами экологии.
Детям младшего школьного возраста
свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют
говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного
отношения к природе.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в
формирование экологической ответственности детей. Но в нашей современной
школе существует еще одна уникальная возможность воздействовать на разум
воспитанника. Такими являются занятия классноурочного типа, которые
относятся к внеурочной деятельности в виде классных часов,(Какие обитатели
планеты исчезли, По страницам Красной книги) мероприятий, (Праздник
первого цветка, Ох уж эти ёлки) КТД. Они позволяют наряду с применением
традиционных методов воспитания использовать новые формы экологического
образования и воспитания: кинолектории о пропаганде сохранения планетных
богатств, подбору и проигрыванию ролевых и ситуационных игр, где школьники
становятся активными участниками процесса, а следовательно пропускают через
свои чувства, эмоции изучаемый материал. Для достижения поставленных целей
в своей практике использую следующие формы экологического воспитания:
а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений, массовые природоохранные праздники; акции;
экологические фестивали, ролевые игры.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы;
экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический
практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по
подготовке докладов с исследованием различных вопросов и проведением опытов, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок,
фотографирование, рисование, лепка.
Реализовать все вышесказанное мне удается через программу кружка по
экологии «Юный эколог» для 14 классов. Программа составлялась таким
образом, чтобы учесть особенности нашего города, области в проблемах
экологии и ознакомить учащихся с ними. Для учащихся 24 классов
предполагается в этой программе научноисследовательская работа по
следующим направлениям: творческие сочинения, описания на заданную тему с
использованием исследовательского аспекта; исследовательские работы. С
данными работами ученики выступают на заседаниях кружка, уроках, школьных
Днях науки.
В заключении хочу отметить: проблема образования и воспитания в
экологическом направлении
существовала, и будет существовать на
протяжении развития общества. Для её решения необходимо с моей точки
зрения:
1.Обеспечение просвещения по всем вопросам развития и сохранения
окружающей среды для школьников всех возрастов.
2. Включение концепции развития и охраны окружающей среды во все
учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы.
3.Вовлечение учащихся в местные и региональные исследования
окружающей среды, включая вопросы безопасности водной среды, почвы,
воздуха, личной гигиены.
4.Работа со средствами массовой информации, центрами дополнительного
образования и внеурочной деятельности школьников.
5.Вовлечение родителей в экологическое образование детей и повышение
родительской грамотности в данном вопросе.
Экологическое воспитание, проводимое в правильном русле позволит в
будущем избежать многие проблемы экологического характера. Заложенное в
деском возрасте представление о правилах поведения в окружающей среде и
экологическая образованность позволит сохранить нашу планету от катастрофы,
а младшему школьнику позволит сформировать духовнонравственные
гражданские позиции. Если нам не удается сделать этого, то в воспитании детей
будет упущено чтото существенное, важное. Постараемся не допустить такого.
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.