Из практики преподавания экологии в начальной школе
Оценка 4.7

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Оценка 4.7
Научные работы
docx
экология +1
Взрослым
27.06.2017
Из практики преподавания экологии в начальной школе
Данное выступление подводит итог работе в области экологии в начальной школе по различным предметам. Деятельность педагога представляет собой смешанную модель экологического образования, которая предполагает применение методических разработок курса экологии во внеурочной деятельности на примере кружка «Юный эколог» и экологизация традиционных учебных предметов, а также практические исследования окружающей среды с практическими работами.выступление на научной конференции
из прктики преподавания в начальной школе .docx
Садовщикова И.В. МБОУ СШ№7 г. Смоленск Учитель начальных классов Из практики преподавания экологии в начальной школе Технический   прогресс   и   желание   человека   изменить   окружающий   мир быстро возрастали, и в настоящее время достигли таких результатов, когда сама природа   пытается   отомстить   человечеству.  Сегодня   благодаря   научным разработкам и технологиям мы способны внедрить проекты по преобразованию природной   среды,   о   которых   еще   сравнительно   недавно   не   смели   мечтать. Влияние человеческого разума на природу ведет к увеличению отрицательных для неё и, в результате, опасных для существования человека последствий его жизни деятельности. И только с увеличением числа экологических катастроф и аномальных явлений люди вынуждены осознать хрупкость современного мира.   Наше сознание  уже готово  понять, что экологическая ситуация в мире меняется   не   в   лучшую   сторону   и   её,   без   всяких   сомнений,   можно   назвать опасной.   Существует   немало   глобальных   проблем   экологии.   Например, уничтожены   и   продолжают   уничтожаться   тысячи   видов   фауны   и   флоры; практически   исчезают   уникальные   леса;   резко   сокращается   запас   полезных ископаемых; мировой океан перестает быть регулятором природных процессов; выбросы в атмосферу загрязнили её, а чистый воздух найти сложнее; загрязнены поверхности почв и происходит их уничтожение. Вопросы   экологии   поднимаются   давно,   но   особенно   остро   они   стали звучать   с   конца   ХХ   века.  И   одним   из  них   выделяется  экологическое образование. Первый раз этот термин был использован в речи на конференции, организованной Международным Союзом охраны природы в 1970г. После этого его стали применять на конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д. уделяли экологическому образованию большое внимание. В1992г   на   конференции   ООН   по окружающей среде и развитию   были определены   задачи экологического   образования   как условия   устойчивого развития. А   2017   год   по   указу   президента   России   В.В.Путина   в   Российской Федерации   объявлен   годом   экологии   с   целью   привлечения   внимания общественности к вопросам экологического развития страны.  Я полностью согласна с тем, что в решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Начиная с раннего возраста каждому   живущему   на   нашей   планете   человеку     необходимо   знать   к   чему приводит   бездумное   отношение   к   окружающей   среде.   Люди   должны   знать   о проблемах здоровья, вызванных загрязнением среды; о генетических мутациях в живых организмах; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почв об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.   Однако   выпускники   современной   школы   плохо   ориентированы  в глобальных,  в  том   числе   экологических   проблемах   сохранения   здоровья человека   и   биосферы.  У  человечества   преобладают   потребительски­ экономические   взгляды   на   природу,   а   уровень   восприятия   экологических проблем   как   личностно   значимых   крайне   низок.   Недостаточна   развита потребность фактического участия детей в природоохранной работе.  Целью  экологического образования и воспитания младших школьников в моей   работе   является  формирование   системы   научных   знаний,   взглядов   и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения ребенка к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры и образованности. Я считаю, что школьное экологическое образование и воспитание должно выполнять следующие педагогические функции:   способствовать     становлению   представлений   о   единстве   мирового сообщества в сознании младших школьников;  является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;  формирует   универсальные   учебные   действия   и   общечеловеческие умения;  учит   прогнозировать   свою   деятельность   и   деятельность   других людей;  расширяет   возможность   духовно­нравственного   воспитания   в процессе обучения. В   своей   педагогической   деятельности   я   использую   смешанную   модель экологического образования, которая предполагает применение методических разработок   курса   экологии   во   внеурочной   деятельности   на   примере   кружка «Юный   эколог»  и   экологизация   традиционных   учебных   предметов,   а   также практические исследования окружающей среды с практическими работами. Для решения вопросов образования  я отдаю предпочтение таким методам и формам работы , которые: стимулируют учащихся к регулярному пополнению знаний об окружающей среде (уроки с сюжетно­ролевыми играми, уроки­беседы, сообщения учащихся, викторины); обеспечивают   развитие  исследовательских   навыков,   умений,   учат принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания;                   способствуют  развитию   творческого   мышления,  умение   предвидеть последствия   природообразующей  деятельности  человека   (это   методы, обеспечивающие   формирование   интеллектуальных   умений:   сравнение,   анализ, синтез.   установление   причинно­следственных   связей.   беседы,   наблюдения. опыты. ); вовлекают  обучающихся   и   их   родителей  в  практическую   работу   по изучению   и   нахождению   вариантов   решения   проблем   окружающей   среды местного   и   регионального   значения   (выявление   редких   и   исчезающих   видов, организация экологической тропы, защита природы от загрязнения, определение факторов   риска   в   районах   проживания,   пропаганда   экологических   знаний; защита проектов, лектории, стенгазеты, рисунки, плакаты).  Остановлюсь подробней на практической части своих занятий. Так   на   различных   учебных   предметах   периодически   подбираю дидактический материал с заданиями экологического характера. Русский   язык  2   класс   УМК   «Гармония»   тема   «Виды   предложений». Задание составить побудительные предложения по охране птиц, леса... Ответы учащихся: Берегите лес от пожара! Не трогайте домик муравья! Или ,например, работая   со   словарными   словами:   записываем   ряд   названий   животных   и определяем, кто из них является   занесенным в Красную книгу. Составление экологических   словарей   очень   познавательно   и   увлекательно   для   младших школьников. В 3 классе при работе над темой «Текст» возможны задания по составлению текстов   про   исчезающих   животных,   где   учащиеся   описывают   животное,   его повадки   и   характер.  Такая   работа   возможна   с   предварительной   подготовкой поиска фотографии описуемого объекта, чтения статей, рассказов о нем. Здесь главное подходить к работе систематически и творчески. Математика  наука   точная,   поэтому   в   данной   области   не   обойтись   без точных   сведений   о   размерах,   площадях,   времени   и   т.д..   Богатый   материал, можно найти для сравнения жизни растений, количества живущих и исчезнувших видов  обитателей планеты. Интересные проекты можно предложить ребятам по исследованию   разложения   продуктов   отходов     деятельности   человека.   бумаги,   железной   банки,   стекла, Например,   сравнивают   разложение   полиэтиленового пакета. Или при изучении темы площадь в 4 классе учащиеся готовят проект о вырубке лесов в разных странах. На   уроках  литературного   чтения    или   внеклассного   чтения   провожу различные методы по чтению книг.     В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку,   где   в   занимательной   форме   описана   жизнь   каких­либо   животных, растений, явлений природы. Например, Зотов. В. «Лесная азбука», Бианки. В. «Сказки»,  Пермяк.  Е.  А. «Русские сказки  о природе»,  Н. Сладков  и  многие другие.   Главное   правильно   подобрать   слова,   обратить   внимание   ребенка   на уникальность  окружающего мира, его неповторимость и хрупкость. Не   менее   интересны   уроки  окружающего   мира  с   точки   зрения экологического образования. В этой области , возможно любой урок связать с тематикой   экологии.   Важно   подобрать   форму   и   метод     работы.   Наиболее интересны   для   3­4   классов   проекты,   где   учащимся   предоставляется самостоятельность,   возможность   общения   с   родителями,     поиск   нового. Примеры проектов для младших школьников: 1. «О чем рассказало животное» (растение) Цель: составить коллекцию увиденных животных (растений) В ходе проекта развивается наблюдательность и активность. 2.«Жалобная книга» природы. Цель:   записать   в   книгу   жалобы,   поступающие   от   растений   и   животных, обитающих в ближайшем окружении детей (в парке, сквере, на пришкольном участке)Такую   книгу   можно   иллюстрировать   детскими   рисунками.   (   А   в дальнейшем с помощью практических дел решить проблемы) 3.Птичья «столовая» Проект   осуществляется   в   зимнее   время.   Суть   его   ­   в   создании   и организации на территории школы птичьей «столовой». 4. Какой быть новогодней елке Изготовление   елок   из   бросового   материала,   с   целью   украшения   дома   и сохранения живых деревьев. Любой урок изобразительного искусства, технологии или музыки, можно связать   с   проблемами   экологии.  Детям   младшего   школьного   возраста свойственно   уникальное   единство   знаний   и   переживаний,  которые   позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.  Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.  Но в нашей современной школе существует еще одна уникальная возможность воздействовать на разум воспитанника.   Такими   являются   занятия  классно­урочного   типа,   которые относятся к  внеурочной деятельности в виде классных часов,(Какие обитатели планеты   исчезли,   По   страницам   Красной   книги)   мероприятий,   (Праздник первого цветка, Ох уж эти ёлки) КТД. Они  позволяют наряду  с применением традиционных методов  воспитания  использовать  новые  формы экологического образования и воспитания:  кинолектории о  пропаганде сохранения планетных богатств, подбору и проигрыванию ролевых и ситуационных игр, где школьники становятся активными участниками процесса, а следовательно пропускают через свои чувства, эмоции изучаемый материал. Для достижения поставленных целей в своей практике использую следующие формы экологического воспитания: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. К   массовым   формам   относится   работа   учащихся   по   благоустройству   и озеленению   помещений,   массовые   природоохранные   праздники;   акции; экологические фестивали, ролевые игры. К   групповым   –   клубные,   секционные   занятия   юных   друзей   природы; экскурсии;   туристические   походы   по   изучению   природы;   экологический практикум. Индивидуальные   форма   предполагают   деятельность   учащихся   по подготовке   докладов   с   исследованием   различных   вопросов   и   проведением опытов,   наблюдения   за   животными   и   растениями;   изготовление   поделок, фотографирование, рисование, лепка. Реализовать все вышесказанное мне удается через программу кружка по экологии  «Юный   эколог»  для   1­4   классов.   Программа   составлялась   таким образом,   чтобы   учесть   особенности   нашего   города,   области   в   проблемах экологии   и   ознакомить   учащихся   с   ними.   Для   учащихся  2­4  классов предполагается   в   этой   программе   научно­исследовательская   работа  по следующим направлениям: творческие сочинения, описания на заданную тему с использованием   исследовательского   аспекта;   исследовательские   работы.   С данными работами ученики выступают на заседаниях кружка, уроках, школьных Днях науки. В   заключении   хочу   отметить:   проблема   образования   и   воспитания   в экологическом   направлении     существовала,   и   будет   существовать   на протяжении   развития   общества.   Для  её   решения   необходимо   с  моей  точки зрения:  1.Обеспечение   просвещения   по  всем  вопросам   развития   и   сохранения окружающей среды для школьников всех возрастов. 2.   Включение   концепции   развития   и   охраны   окружающей   среды   во   все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы. 3.Вовлечение   учащихся  в   местные  и  региональные  исследования окружающей   среды,   включая  вопросы  безопасности   водной   среды,   почвы, воздуха, личной гигиены.  4.Работа со средствами массовой информации, центрами дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников. 5.Вовлечение родителей в  экологическое  образование детей и повышение родительской грамотности в данном вопросе. Экологическое   воспитание,   проводимое   в   правильном   русле   позволит   в будущем избежать многие проблемы экологического характера. Заложенное в деском возрасте представление о правилах поведения в окружающей среде и экологическая образованность позволит сохранить нашу планету от катастрофы, а   младшему   школьнику   позволит  сформировать   духовно­нравственные гражданские позиции. Если  нам не удается сделать этого, то в воспитании детей будет упущено что­то существенное, важное. Постараемся не допустить такого.

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе

Из практики преподавания экологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017