МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
Научные работы
docx
экология
4 кл—7 кл
02.01.2024
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Любовь и бережное отношение у детей к природе воспитывается на основе конкретных знаний, эстетического восприятия, экологического сознания и познавательного интереса к объектам природы. В.И. Андреев писал, что «…проблема экологической культуры детей исключительно актуальна, так как ни о каком качестве жизни человека XXI века не приходится говорить, пока педагогическая наука и педагогическая практика не найдут новые, более эффективные технологии обучения, воспитания и саморазвития особенно и в первую очередь для детей» [1, с.89]. Большую роль в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста играют используемые с этой целью методы и средства, а также современные технологии. Их выбор зависит от множества факторов, но главными среди них являются индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста и ведущий вид деятельности. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Следовательно, основным методом воспитания экологической культуры становится игровой метод. Сегодня воспитателями разработано большое многообразие дидактических игр, которые помогают детям уточнять, закреплять, расширять имеющие у них знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом совершенствуют память, внимание, наблюдательность. Дидактические игры учат дошкольников применять имеющиеся знания в новых условиях, активизировать разнообразные умственные процессы, обогащают активный и пассивный словарь, оказывают содействие в формировании коллективизма и взаимодействия со сверстниками.
статья методы воспитания экологического развития.docx

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «ЦРР «Романица» село Карагаш

Воспитатель-методист ПНД 2 кв. кат.:

Любовь Васильевна Курлат

«Человек может развиваться только

в контакте с природой, а не вопреки ей».

В. Бианки

 Любовь и бережное отношение у детей к природе воспитывается на основе конкретных знаний, эстетического восприятия, экологического сознания и познавательного интереса к объектам природы.  

В.И. Андреев писал, что «…проблема экологической культуры детей исключительно актуальна, так как ни о каком качестве жизни человека XXI века не приходится говорить, пока педагогическая наука и педагогическая практика не найдут новые, более эффективные технологии обучения, воспитания и саморазвития особенно и в первую очередь для детей» [1, с.89].

Большую роль в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста играют используемые с этой целью методы и средства, а также современные технологии. Их выбор зависит от множества факторов, но главными среди них являются индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста и ведущий вид деятельности. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Следовательно, основным методом воспитания экологической культуры становится игровой метод.

Сегодня воспитателями разработано большое многообразие дидактических игр, которые помогают детям уточнять, закреплять, расширять имеющие у них знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом совершенствуют память, внимание, наблюдательность. Дидактические игры учат дошкольников применять имеющиеся знания в новых условиях, активизировать разнообразные умственные процессы, обогащают активный и пассивный словарь, оказывают содействие в формировании коллективизма и взаимодействия со сверстниками.

Игры с предметами – это игры с природным материалом. Это могут быть листья, семена, цветы, фрукты, овощи, шишки, камешки. Например, «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В процессе игр с предметами у детей уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах разнообразных объектах природы.

Настольно-печатные игры – это готовые игры типа домино, лото, разрезные и парные картинки: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья». Игры помогают детям конкретизировать свои знания о растительном, животном мире, формируют целостный образ о предметах и явлениях неживой природы. Настольно-печатные игры требуют от ребенка словесного сопровождения. Дают основу воспитания культуры поведения детей в природе.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» не требуют специального оборудования. Цель их проведения заключается в закреплении, систематизации и обобщении  детьми знаний, полученных на занятиях об окружающих предметах, явлениях природы, жизнедеятельности животных. С помощью словесных игр у детей развивается связная речь, сообразительность, внимание, быстрота действий, тренируется внимание и осознание действительности. Дети учатся играть по установленным правилам.

 Игры-занятия и игровые упражнения. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игры помогают детям развивать наблюдательность, различать сходства и различия, а также качества предметов.

Подвижные игры. В подвижных играх экологического характера дети узнают о повадках животных, среде их обитания, а в некоторых играх и о явлениях неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя издаваемые животными звуки, в этих играх лучше усваиваются знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры, к которым отнесем строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.), в них дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

Опираясь на практический опыт ДОО, нужно отметить, что игровой метод является одним из наиболее интересных и привлекательных для дошкольников, т.к. этот метод предполагает вложение творческого потенциала педагога, использующего его при работе с дошкольниками разного возраста.

Переходя от одной возрастной группы к другой, усложняются и расширяются задачи и содержание знаний о природе, а так же совершенствуются навыки и умения по уходу за животными и растениями. На каждом возрастной ступени полученные знания и умения становятся более глубокими. Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями. Знакомство с природой начинается уже с первой младшей группы.

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок имеет свой определенный опыт наблюдений за животными (кошка, собака, птицы, насекомые) и явлениями природы (дождь, падающий снег, ветер). Увидев новый объект, у детей появляется интерес к нему, и могут подолгу его рассматривать. Что позволяет делать свои небольшие собственные открытия о жизни животных (питании и способах передвижения), о свойствах разнообразных предметов (палочка, бумага не тонут в воде, камень – тонет).

 В средней группе расширяются и конкретизируются представления детей о свойствах и качествах предметов (вода – жидкость, не имеющая цвета и запаха, меняющая свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

В этом возрасте дети способны понять, что состояние и настроение животного схожи с человеческими и определить настроение по поведению животного. Например, если собака рычит – она может укусить, а если виляет хвостом – ждет, чтобы ее приласкали и погладили.

У детей формируется представление о том, что все живые существа имеют свои жизненные потребности. Растения нуждаются в тепле, свете, влаге, животные в разнообразной пище, воде, теплом жилище, заботливом отношении. Вследствие чего появляется сочувствие к живому, переходящее в содействие и помощь.

В старшем дошкольном возрасте задачей формирования экологических знаний становятся явления живой и неживой природы, а так же связи и отношения, существующие в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий их жизни и состояния, о связях между некоторыми органами животных и их основными функциями. Организованная окружающая среда становится одним из важнейших условий решения экологических задач и обеспечения активной самостоятельной деятельности дошкольников в разное время года.

 Продолжается работа по формированию культуры поведения в природе: бережное отношение к растениям и животным; охрана окружающей среды. У детей расширяются представления о правильном взаимодействии с растениями и животными: как правильно рассматривать, не причиняя вреда; кормить; о правилах поведения с бездомными и чужими (незнакомыми) животными.

В подготовительной к школе группе расширяются и уточняются знания о культуре поведения в природе: о необходимости осторожного обращения с растениями, животными, водой, огнем и т. п. Взрослый «утоляет» интересы детей, помогая понять безопасное и сознательное поведение в природе.

Знания дошкольников о природе складываются в различных видах деятельности: на занятиях, при наблюдениях, в элементарных опытах, в проектных работах, при экспериментировании, а так же в труде по уходу за растениями и животными.

 Проведен достаточно большой анализ методов и приемов воспитания экологической культуры дошкольников. Сегодня нельзя говорить о приоритетной эффективности той или иной группы методов в формировании экологической культуры дошкольников, их наибольшая эффективность достигается при их системном применении в реальной природе с использованием различных средств.

В работе с дошкольниками можно выделить наиболее применяемую педагогами группу методов и средств в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста. К ним относятся такие методы и средства как: наблюдение, метод моделирования, труд в природе, игровые обучающие ситуации, применение иллюстративно-наглядного материала, опытно-экспериментальная деятельность детей.

Используя принцип целенаправленности, раскроем методы и средства с указанием цели их применения в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста.

Метод наблюдения организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Наблюдая за погодными и сезонными явлениями природы, дети начинают понимать некоторые связи между явлениями природы и их последствия: деревья качаются, потому что дует ветер; после дождя появились лужи – гулять нельзя.

 Во время наблюдений воспитатель ставит задачу и план наблюдения, по которому дети учатся обследовать объект наблюдения. Важная задача воспитателя на этом этапе – это формирование у детей эмоционально положительного и бережного отношения к природе, а так же приучение детей рассказывать о результатах своего наблюдения. Детям даются представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Например, одно и то же растение может быть ядовито для человека и полезно для животного.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность. Взрослый для него является источником новых знаний, объяснений явлений природы.

 Метод моделирования – рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Например, моделирование уголка природы, который может быть имитацией участка вокруг детского сада. Моделирование эко тропы. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, закономерностях, существующих между ними.

 Труд в природе – расширяет кругозор детей, создаёт достаточно благоприятные условия для решения различных воспитательных задач. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости. Самостоятельный или совместный со взрослыми труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу, учиться превращать природные богатства в благо для человека. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности. Что, в последствие, формирует отношение к природе – беречь ее и сохранять.

Игровые обучающие ситуации возникают в сюжетно-ролевой игре. Особенно эффективны игровые ситуации с героями широко известных сказок, рассказов, былин, мультфильмов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение изучаемых игровых персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных для детей естественных условиях.

Применение иллюстративно-наглядного материала – изготовление иллюстративно-наглядного материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений: гроза, шторм, буря, снегопад. С помощью иллюстрационно наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей о живой природе, происходящих ее изменениях. Анализировать те катаклизмы природы, которые происходят в последние десятилетия в разных точках земного шара.

Опытно-экспериментальная деятельность детей – способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную и умственную деятельность, познавательные способности и познавательную активность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей: уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, об их изменениях в природе и др.). Опыты раскрывают детям мир природы с другой стороны: белый снег при таянии превращается в грязную воду, что говорит о загрязнении окружающей среды и нарушениях экологического равновесия.

 Одним из основных методов воспитания экологической культуры дошкольников можно считать – совместную деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание таких объектов, как выращивание растений – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений для высаживания их на участке детского сада. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытной и моделирующей деятельностью [2].

Достаточно современное средство для детей как поход. Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Воспитатель вместе с методистом или родителями продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте эко тропы, как разнообразить виды деятельности детей. Медсестра и воспитатель обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания [3].

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Экскурсия – это форма деятельности, в процессе которой дошкольники знакомятся с природой в естественных или специально созданных природных условиях – лес, луг, сад, водоем, экологическая тропа. Экскурсии предполагают определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Цель таких экскурсий – эмоциональное развитие; формирование норм поведения на природе; развитие познавательных психических процессов. Экскурсии в одни и те же места в разное время года формируют у детей наблюдательность, причинно-следственные связи; способствуют развитию позитивных эмоций; создают условия для детских открытий.

В воспитании любви и бережного отношения к родной природе у дошкольников большую роль играют краеведческие музеи, где собраны коллекции экспонатов, позволяющие сформировать у посетителей музея четкие представления о природе родного края, в том числе и в историческом аспекте ее развития. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников с учетом национально-регионального компонента – огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.

Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников обеспечить партнерские отношения между детским са- 195 дом и семьей ребенка. В родительских уголках выставляются тематические консультации, проводится беседа с родителями, а также совместные мероприятия, в которых принимают участие родители вместе с детьми. Совместное творчество воспитателя, детей и родителей, приводит к положительным результатам воспитания экологической культуры у дошкольников. Это в свою очередь обеспечивает уникальность, прочность, системность знаний дошкольников, отношений, ценностей, формируемых у детей о природе и окружающем мире, которые и создают у них основу экологической культуры.

При организации работы эко тропы следует обратить внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и средств и форм работы с детьми, таких как: систематические наблюдения, упорядоченная фиксация наблюдаемого, организация элементарных опытов, уход за объектами. Эко тропа, уголок природы – это место постоянного общения дошкольника с микромиром живой природы, представленной растениями и животными. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них.

Таким образом, методы и средства воспитания экологической культуры дошкольников отличаются широким разнообразием, но при этом тесно переплетаются с основными группами педагогических методов дошкольного образования. Выбор метода и средства зависит от опыта и профессиональных качеств педагога, его креативности и индивидуального подхода к детям с учетом их возрастных особенностей.

Список литературы

1. Андреев, В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – С. 89.

2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с.

3. Троян, Ю.Н. Опыт работы «Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте средствами природы родного края» / Ю.Н. Троян. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// festival.1september.ru/


 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т

Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т

Опираясь на практический опыт

Опираясь на практический опыт

Продолжается работа по формированию культуры поведения в природе: бережное отношение к растениям и животным; охрана окружающей среды

Продолжается работа по формированию культуры поведения в природе: бережное отношение к растениям и животным; охрана окружающей среды

Наблюдая за погодными и сезонными явлениями природы, дети начинают понимать некоторые связи между явлениями природы и их последствия: деревья качаются, потому что дует ветер; после…

Наблюдая за погодными и сезонными явлениями природы, дети начинают понимать некоторые связи между явлениями природы и их последствия: деревья качаются, потому что дует ветер; после…

Игровые обучающие ситуации возникают в сюжетно-ролевой игре

Игровые обучающие ситуации возникают в сюжетно-ролевой игре

Воспитатель вместе с методистом или родителями продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать…

Воспитатель вместе с методистом или родителями продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать…

При организации работы эко тропы следует обратить внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и средств и форм работы с детьми, таких как: систематические…

При организации работы эко тропы следует обратить внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и средств и форм работы с детьми, таких как: систематические…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2024