Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
В. И. Пассека: «В народе есть высокая философия, которой он учится,
правда, не в школах, есть бессознательные знания, которые часто идут впереди
наук, как знания магнетизма, предания о переворотах земли и др. Худо человеку
без собственного характера, горе народу без национальности. Эта
национальность, более всего выражаемая и хранимая обычаями, составляет часть
жизни целого человечества: каждый народ в этом отношении дополняет один
другого, и доколе существует, составляет необходимое звено в неразгаданной
цепи человечества».
Д. С. Лихачев: «О каждом народе следует судить по тем нравственным
вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому
народу, самому малочисленному! Любая недоброжелательность всегда
воздвигает стену непонимания».
«Существуют совершенно неправильные представления о том, что,
подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный
характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим
инстинктам».
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся
и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний».
В. А. Сухомлинский: «У нас, воспитателей, великая и почетная миссия:
вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы.
Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому
удается это сделать, может с уверенностью сказать: я постиг цель воспитания».