Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Методическая разработка занятия по гражданско-патриотическому воспитанию по теме:
«Изготовление Георгиевской ленты ко Дню Победы»
Педагог дополнительного образования
муниципального казенного учреждения
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
объединение «Хенд мейд»
Горяева Байир Николаевна
п. Комсомольский, 2020
Введение
1. Пояснительная записка
В настоящее время воспитание патриотизма является одним из главных направлений развития подрастающего поколения. Обучающихся с младшего возраста знакомят с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне, проводят встречи с ветеранами, экскурсии по памятным местам родного города. Главное, - чтобы знали, чтобы помнили! А для этого необходимо знакомить детей с символами воинской доблести, мужества и героизма защитников Отечества.
Каждый год 9 мая наша страна отмечает годовщину Победы советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка». Георгиевская лента — это не только украшение, но и память о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, которая унесла огромное количество жизней наших соотечественников.
Маленькие дети в большинстве своем не знают и не понимают смысл данной акции. А ведь георгиевская ленточка – это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русских воинов на полях сражений. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г. и рассказывать об этом детям.
Новизна методической разработки заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие творческих способностей, патриотического воспитания обучающихся, посредством рассказа педагога, выстраиваемого диалога с обучающимися, просмотра презентации, удаётся мысленно осуществить путешествие в прошлое – в годы Великой Отечественной войны, прочувствовать атмосферу тех тревожных лет, осознать цену нашей Великой Победы. В результате сотворчества педагога и обучающихся, на занятии рождается символ Великой Победы – Георгиевская ленточка.
Актуальность выбранной темы методической разработки обусловлена привлечением внимания обучающихся к одному из символов воинской доблести и славы – георгиевской ленты через декоративно-прикладное искусство, а также способствует формированию у обучающихся неподдельного интереса к историческому и героическому прошлому нашей Родины. Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных схватках. Это элемент награды, за которую многие отдавали собственную жизнь.
Цель методической разработки: изготовление георгиевской ленты ко Дню Победы.
Задачи:
Обучающие - научить обучающихся изготавливать брошь из георгиевской и атласной ленты ко Дню Победы 9 мая. Дать представление о появлении георгиевской ленточки, о праздновании Дня Победы.
Развивающие - развивать творческое воображение, мелкую моторику кистей рук, эстетический вкус;
Воспитательные - воспитывать аккуратность в выполнении работы, осторожность, усидчивость, патриотизм и чувство гордости за свою страну.
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Формы занятия: индивидуальная работа
Материальное обеспечение занятия:
- раздаточный материал: георгиевская лента длиной 57 см и шириной 3,5 см; пуговица с военной или советской символикой; застёжка для броши;
- инструменты и приспособления для выполнения работы: клеевой пистолет, ножницы, линейка;
- образцы броши;
- Презентация «История возникновения георгиевской ленты»
- «Изготовление броши - георгиевская лента в технике канзаши»
Методы и приемы:
· Рассказ педагога с использованием слайдов (слайды с изображением георгиевской ленточки);
· Практическая деятельность обучающихся (изготовление открытки «Георгиевская ленточка»).
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений о победе русского народа в Великой Отечественной войне;
- формирование представлений о георгиевской ленточке как символе памяти;
- воспитание уважительного отношения к ветеранам.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, я очень рада нашей встречи и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. К нам приближается великий праздник день Победы 9 мая - памятный день. В день Победы мы выходим на парады и выражаем благодарность ветеранам за мирное небо над головой. Георгиевская лента - один из символов празднования торжества. Сегодня на занятии я предлагаю вам изготовить брошь «Георгиевская лента» своими руками.
2. Подготовительная часть
На этом занятии вы узнаете о георгиевской ленточке и научитесь делать брошь георгиевская лента (показать детям заранее выполненный образец).
Все вы знаете, что уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка». Что означает эта ленточка? Почему сейчас она стала символом Победы? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии. (Рассказ сопровождается слайдами из презентации).
Перед началом нашей работы я бы хотела вам немного рассказать об истории возникновения георгиевской ленты.
Приближается праздник 9 мая, день Победы в Великой Отечественной войне, день, когда принято поздравлять ветеранов этой войны, тех, кто защищал нас. (слайд 1)
Георгиевская лента является одним из наиболее узнаваемых символов российской действительности последних лет. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране. (слайд 3)
Акция «Георгиевская ленточка»
Каждый год накануне Дня Победы в нашей стране проходит акция «Георгиевская ленточка». Добровольцы – волонтеры раздают оранжево-черные полоски ткани всем желающим. Эти ленточки люди повязывают на свою одежду.
Цель акции – не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить. (слайд 4)
Что означают цвета ленты?
Цвета ленты выбраны не случайно. Оранжевый цвет – это цвет пламени. Черный – цвет дыма. Они служат напоминанием о страшных годах войны. (слайд 5)
История возникновения георгиевской ленты.
Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия, он был учрежден Екатериной II 26 ноября 1769г., который имел четыре степени. Им награждали тех, кто отличился в бою. Орден первой степени был выполнен в виде комплекта из креста, звезды и особой ленты, которая имела сначала две желтые и три черные полосы. Вскоре желтый цвет заменили оранжевым.
Святой Георгий был замучен и убит врагами христианства –язычниками.
За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - святого Георгия называют еще Победоносцем. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги. (слайд 6)
Во время Великой Отечественной войны был вновь утвержден орден Славы, имевший три степени. Это была пятиконечная звезда с колодкой, обтянутой лентой оранжево-черного цвета. Такое сочетание цветов напоминало об ордене Святого Георгия. И вновь лента символизировала мужество, воинскую доблесть и преемственность традициям. Уже после распада СССР, в 1992 году, был восстановлен прежний орден Святого Георгия и отличительный знак «Георгиевский крест». Так в современной России вновь появился символ, которому суждено было объединить традиции разных эпох, отстоящих друг от друга на два с лишним века. (слайд 7)
Где можно носить ленту?
Некоторые ошибочно полагают, что «Георгиевская лента» – это некое украшение, которое можно нацепить куда угодно: на волосы, собачий ошейник, шнурки ботинок, ремень. Не надо забывать, что для ветеранов войны лента – это символ награды, памяти и подобное обращение с ленточкой недопустимо.
Поскольку память о событии принято хранить в сердцах, георгиевскую ленту традиционно прикрепляют к одежде в районе сердца или повязывают на левую руку. Допускается прикрепление ленточки на антенну или боковое зеркало автомобиля, но при этом транспорт должен быть чистым.
Существует несколько способов завязать «Георгиевскую ленточку» так, чтобы не обидеть ветеранов и не вызвать осуждение окружающих. Все зависит от длины ленты и фантазии обладателя. (слайд 8)
В наше время, стало актуальным, делать из георгиевской ленты броши.
Ассортимент их очень разнообразен, они красивы, выдержаны в патриотическом стиле, их удобно пристегнуть к одежде. (слайд 9)
3. Подготовка к выполнению задания.
- Сегодня мы с вами изготовим оду из таких брошей. Для начала, я покажу, на экране, как будет выглядеть наша брошь, и расскажу последовательность работы. Это не сложно, но требует аккуратности. (слайд 10)
-тИ так, приготовим рабочее место. Повторим технику безопасности.
Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно
обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:
- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;
- передавать ножницы нужно кольцами вперед;
- нельзя ронять ножницы на пол;
Работа со швейной иглой:
- иглу при работе нельзя бросать на стол,
- вкалывать только в игольницу;
- быть внимательными
- после окончания работы посчитать все ли иглы и булавки в игольнице.
При работе с клеем:
-помещение должно хорошо проветриваться
-не допускать попадания клея в глаза, при необходимости вымыть руки и промыть глаза холодной водой.
Во избежание загрязнения одежды, необходимо надеть рабочую форму или фартук.
4. И так, начнем нашу практическую часть.
Для работы над брошью к 9 мая потребуются: георгиевская лента длиной 57 см и шириной 3,5 см; пуговица с военной или советской символикой; застёжка для броши; клеевой пистолет; зажигалка.
1) Георгиевскую ленту разрезать на части по 25 см, 15 см, 10 см и 7 см, концы лент обязательно опалить зажигалкой. Брошь состоит из двух деталей — основа и бант, которые в конце работы соединяются между собой. (слайд 10 )
2) Подготовка первой детали: Ленту длиной 25 см сложить петлёй, закрепить булавкой. (слайд 11)
3) Подготовка второй детали: Ленты длиной 15 см и 10 см сложить пополам так, чтобы стык тесьмы пришёлся посередине детали, как на фото. Сколоть булавкой. (слайд 12)
4) Наложить меньшую деталь на большую, совместив их центры. Посередине скрепить обе детали стежками крест-накрест, убрать булавки. Это будет заготовка для банта.
5) Ленту длиной 7 см сложить вдоль пополам.
6) Концы короткой ленты завести на изнаночную приколоть булавкой к банту. (слайд 13)
Сборка броши: 7) Обе детали броши сторону, скрепить стежками. (слайд 14)
8) С лицевой стороны на бант пришить пуговицу или подходящий декоративный элемент. Совет: воздержитесь от крупных броских украшений со стразами, георгиевский знак должны отличать скромность и достоинство. (слайд 16)
9) На обратную сторону броши пришить или приклеить с помощью клеевого пистолета застёжку. (слайд 17)
У вас все отлично получается!
Вот и готова ваша брошь в виде звезды из георгиевской ленты.
А теперь, посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите слайд, который говорит об акции «Георгиевская ленточка». Что же это за акция?
5. Итог занятия:
· Мы изготовили прекрасное украшение в виде звезды.
· Дети проявили свои творческие способности, знания и умения.
· Закрепили понятие о патриотизме и гражданственности.
6. Опрос обучающихся:
Из какого материала вы делали брошь?
Для чего делают такие броши. Нужны ли они?
Вам понравилось наше занятие?
Вы все очень хорошо поработали! Молодцы! Всем спасибо!
Заключение.
День Победы у многих людей ассоциируется с георгиевской лентой. Георгиевская ленточка — символ воинской славы, отваги, мужества, символ Победы, — в последние годы все чаще становится символом памяти о великой истории и ее героях.
Во время мероприятий, посвященных этому великому празднику, люди, демонстрируя единство, почитание живых ветеранов и скорбь по погибшим участникам той страшной войны, крепят на грудь указанный атрибут. Красивые броши не просто несут определенный посыл, но и украшают обладателей.
В процессе создания броши «Георгиевская лента» у детей закрепились знания, что это не просто украшение, а особый символ, к которому нужно относиться с уважением.
За небольшой промежуток времени были изготовлены броши «Георгиевская лента», был собран материал из истории Георгиевской ленточки который можно использовать для проведения классных часов.
В дни майских праздников, мы хотим принять активное участие в акции «Георгиевская ленточка» и подарить ветеранам Великой Отечественной Войны броши выполненные нашими руками, чтобы у них был красивый символ победы. Этим подарком мы хотим выразить благодарность за наше мирное небо над головой и сказать им «Я помню! Я горжусь!»
Символы Победы – это, казалось бы, простые элементы, но они несут в себе глубинный смысл. И значение этих символов не мешало бы знать каждому жителю нашей страны, который гордится своей Родиной и своими предками, которые подарили нам жизнь и дали возможность жить в относительно мирных условиях. Главное, чтобы люди понимали, что именно означает этот символ.
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». – Москва. 2006.
2. Энциклопедия для детей. Е.5, ч.3. История России. XX век. Сост. С.Т.Исмайлова. - М.: Аванта+,199
Интернет-ресурсы:
3. http://www.youtube.com/watch?v=oL3NZmG6sfk – Лента.
4. http://www.statesymbol.ru/news/20050420/39596492.html - Государственная символика .
5. http://genefis-gbr.ru/view.php?id=342 –Георгиевская лента-история символа.
6. http://www.flagcenter.ru/news/5/ - Георгиевская лента.
7. http://georgievskaya-lenta.ru/history - История Георгиевской ленты.
8. http://ru.wikipedia.org. - Википедия.
9. https://www.youtube.com/watch?v=76xpbVKGKeY - Брошь «канзаши» из георгиевской ленты.
10. http://vishivashka.ru/kanzashi/georgievskaya_lenta.php - Георгиевская лента своими рукам с элементами «канзаши»
11. http://www.tavika.ru/2015/04/georgievskaya-lenta.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.