Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Оценка 5

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Оценка 5
docx
20.05.2021
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
1.Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.docx

Урок литературы в 7 классе № 1

Тема: Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Цели: знакомство с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развитие воображения; пополнение словарного запаса; воспитание интереса к чтению художественных произведений как духовной потребности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с метафорической природой художественного образа, его обобщающим и оценочным значениями, с разными видами художественных образов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;

· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

– В этом году вас, ребята, ждут радостные встречи с новыми писателями и новыми произведениями уже знакомых авторов. Пусть помогут они вам стать умными и любознательными читателями, добрыми и интересными собеседниками, справедливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в ваших сердцах «внимание к человеку», «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу».

По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а читает их вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги!

Как же удалось автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со всеми героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального писателя? Оказывается, нет! За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.

Сохранились многочисленные воспоминания о работе писателей, свидетельства «мук творчества».

В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..»

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Несомненно, прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

Что это значит? На что надеется каждый автор?

Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво, не торопясь. Прислушаемся к их советам, рассуждениям...

2. Работа по учебнику (с. 3–5).

Чтение статьи. Беседа по вопросам.

– На какого читателя рассчитывает автор статьи? (Талантливого, чуткого, обладающего творческим воображением.)

– Какое значение имела книга в жизни Горького? (Книга говорила о том, «как велик и прекрасен человек», о внимании и уважении к человеку; наполняла «жизнь великим смыслом...».)

– Чем может помочь книга читателю? (Книга «облегчит жизнь», «поможет разобраться в путанице мыслей».)

– Что значит вдумчивое чтение? (Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.)

– Какого человека вы считаете интересным собеседником? (Того, кто знает, о чем говорит, имеет свое отношение к тому, что говорит, как говорит. Если «вот», «ну», «это», «короче», «говорит», «как его» стоят перед и после каждого слова, то слушать совсем не интересно.)

Выполнение задания 2 (с. 5).

– Как отражается в пословицах отношение народа к чтению, книге?

– Объясните смысл предлагаемых пословиц.

– Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их смысл.

3. Работа в парах.

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в парах данные высказывания, объясните их смысл, выберите высказывание, которое вам нравится больше всего, аргументируйте свою позицию, приведите примеры. (Преподаватель раздает карточки. После обсуждения в течение 3-4 минут воспитанники выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами).

Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)

Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…

( Юрий Бондарев)

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Шесть — семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс- французский писатель и литературный критик. )

Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

4.Экскурсия по учебнику (I и II ч.).

– С какими писателями и произведениями предстоит познакомиться впервые?

– Какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом?

– Откройте II часть, обратите внимание на список книг для чтения «Прочитайте летом» (с. 282–284); справочный раздел (с. 288–292); словарь имен (с. 293–298); справочные материалы по теории литературы (с. 299–305); краткий словарь литературоведческих терминов (с. 306–312).

Вывод. Учебник – верный помощник в накоплении знаний.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Книга – верный помощник в накоплении знаний, но читать надо вдумчиво, не торопясь: это огромный труд!

-Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?

IV.Домашнее задание: 1.Прочитать предания (по вариантам), с. 7–10, подготовить пересказ.2.Составить для себя «Памятку читателя», сформулировав в ней советы по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий.

Пример памятки читателя

Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения

Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас

Если вы начали читать, то не бросайте.

Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Сосредоточьтесь

Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Практикуйте

Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.


 

Урок литературы в 7 классе № 1

Урок литературы в 7 классе № 1

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021