Изображение
интервальных рядов данных
с помощью гистограммы
Цели: рассмотреть возможности наглядного представления статистической информации в виде гистограммы; формировать умения строить гистограмму, а также анализировать динамику статистических данных по исходной гистограмме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
На некотором маршруте метрополитена провели исследование пассажиропотока. Для этого каждый час в случайно выбранном вагоне электропоезда на протяжении всего пути считали число пассажиров разных возрастов.
Результаты исследования представлены в следующей таблице:
|
6 ч 30 мин |
7 ч 30 мин |
8 ч 30 мин |
9 ч 30 мин |
10 ч 30 мин |
11 ч 30 мин |
До 7 |
1 |
3 |
5 |
13 |
16 |
11 |
7–18 |
12 |
16 |
35 |
38 |
26 |
12 |
18–30 |
15 |
25 |
38 |
35 |
17 |
15 |
30–45 |
27 |
67 |
93 |
78 |
66 |
30 |
45–65 |
5 |
13 |
29 |
22 |
22 |
20 |
Старше 65 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
2 |
а) Определите час пик – время, когда в вагоне едет максимальное число людей.
б) Найдите время, когда относительная частота возрастной категории от 30 до 45 лет максимальна.
в) Какой процент пассажиров вагона, отправившегося в 11 ч 30 мин, составляют люди в возрасте от 18 до 65 лет?
Р е ш е н и е
а) Чтобы определить час пик, найдём общее количество людей, едущих в вагоне, за каждый час.
Время |
6 ч 30 мин |
7 ч 30 мин |
8 ч 30 мин |
9 ч 30 мин |
10 ч 30 мин |
11 ч 30 мин |
Количество людей |
60 |
126 |
200 |
189 |
148 |
90 |
Из выборки видно, что час пик наступает в 8 ч 30 мин.
б) Сначала найдём относительную частоту указанной возрастной категории за каждый час. Для этого, воспользовавшись исходной таблицей и таблицей из пункта а), вычислим отношение людей данного возраста к общему числу людей в вагоне.
Время |
6 ч 30 мин |
7 ч 30 мин |
8 ч 30 мин |
9 ч 30 мин |
10 ч 30 мин |
11 ч 30 мин |
Относительная частота числа людей 30–45 лет, (%) |
45 % |
53 % |
47 % |
41 % |
45 % |
33 % |
Таким образом, искомое время 7 ч 30 мин.
в) В вагоне, отправляющемся в 11 ч 30 мин, находятся 15 + 30 + 20 = 65 пассажиров в возрасте от 18 до 65 лет.
Они составляют пассажиров вагона.
III. Объяснение нового материала.
Сообщаем учащимся, что интервальные ряды изображают с помощью гистограмм. Гистограмма представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте. Таким образом, в гистограмме, в отличие от обычной столбчатой диаграммы, основания прямоугольников выбираются не произвольно, а строго определены длиной интервала.
Рассматриваем пример построения гистограммы на с. 224–225 учебника.
IV. Формирование умений и навыков.
1. № 1052.
Р е ш е н и е
Время, ч |
Частота |
0–1 1–2 2–3 3–4 |
12 24 8 5 |
2. № 1054 (устно).
Р е ш е н и е
а) Рабочих в возрасте от 18 до 23 лет – 12 человек (высота первого столбика гистограммы).
б) Наибольшее число рабочих относится к возрастной группе от 33 до 38 лет (самый высокий столбик).
в) Общее число рабочих цеха находим как сумму высот всех столбиков диаграммы:
12 + 14 + 20 + 22 + 18 + 16 + 12 + 4 = 118 чел.
О т в е т: а) 17 чел.; б) 33–38 лет; в) 118 чел.
3. № 1055.
Р е ш е н и е
Вес, кг |
Частота |
|
Вес, кг |
Частота |
20–22 22–24 24–26 26–28 28–30 30–32 |
4 7 4 4 7 4 |
|
20–23 23–26 26–29 29–32 |
6 9 8 7 |
Гистограммы имеют одинаковый диапазон значений по оси абсцисс (от 20 до 32 кг) и одинаковую сумму высот всех столбцов (30 для обеих гистограмм).
Гистограммы различаются количеством столбцов, их шириной и высотой.
V. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Имеются следующие данные о времени, которое токари цеха затрачивали на обработку одной детали:
Время, мин |
18–20 |
20–22 |
22–24 |
24–26 |
Число токарей |
6 |
8 |
6 |
2 |
Пользуясь таблицей, постройте соответствующую гистограмму.
В а р и а н т 2
Имеются следующие данные о распределении участников похода по возрасту:
Возраст, лет |
16–22 |
22–28 |
28–34 |
34–42 |
Число участников |
12 |
15 |
10 |
6 |
Пользуясь таблицей, постройте соответствующую гистограмму.
VI. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какие способы наглядного представления статистической информации вам известны?
– Объясните, в чём состоит каждый из этих способов.
– Что называется гистограммой?
– Как изображается на гистограмме общий объём исследуемой совокупности?
Домашнее задание: № 1053, № 1056, № 1087 (а, в), № 1091.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.