Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Оценка 5

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
15.12.2018
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Представленный материал позволит учителю рассказать о сентиментализме, его возникновении, о лучших представителях этого литературного направления и их нововведениях. Презентация содержит материал для наблюдений за особенностями языка произведений сентиментализма, за изображением быта и человека в них. Практическая работа помогает сделать выводы о различии словесного выражения в произведениях сентиментализма и реализма. Учащиеся получают представление о предмете изображения в произведении сентиментализма, об условности " нового слога". Кроме того, презентация содержит материал, расширяющий кругозор учащихся (понятие "перифраза", "эвфемизм"; живопись эпохи сентиментализма).
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма 9.ppt

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Изображение жизни и  слово в искусстве  сентиментализма Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»,  «Наталья, боярская дочь». Автор: Ерина С.В., учитель русского  языка и литературы МБОУ Л ицей №3  г.Сарова Нижегородской  области.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
 Писатели 18 века, открывая свойства  поэтического языка, делали его  способным выразить всё более широкий  круг мыслей и чувств человека,  запечатлеть самые разные явления  жизни.  Однако менялся человек, менялась жизнь,  и писатели всё острее чувствовали  необходимость изменений в языке.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
 В конце 18 века  появляется литературное  направление –  сентиментализм, которое  открыло новые  возможности  поэтического языка.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Н.М.Карамзин –  признанный глава  и  лучший представитель  русского сентиментализма. В литературе сентиментализма  изображалась не столько  сама действительность,  сколько её отражение в чувствах  повествователя и  персонажей.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
«Новый слог»   в произведениях  сентиментализма.   Русские сентименталисты выступили  против устаревшей стилистической  теории и практики классицизма,  провозгласили тезис «писать как говорят  и говорить как  пишут».  Освободили от архаизмов и обновили  лексику литературного языка.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Особенности языка произведения  сентиментализма. Эпизод из повести   «Бедная Лиза» …я поклонилась бы  ему  с  улыбкою   и  сказала  бы  приветливо:   "Здравствуй, любезный пастушок!  Куда гонишь ты стадо свое?  И здесь растет  зеленая  трава для овец твоих, и здесь алеют цветы,  из  которых  можно  сплести  венок  для шляпы твоей".  Какие слова и выражения делают речь героини  столь поэтичной?

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
…я поклонилась бы  ему  с  улыбкою   и  сказала  бы  приветливо:   "Здравствуй, любезный пастушок!  Куда гонишь ты стадо свое?  И здесь растет  зеленая  трава для овец твоих, и здесь алеют цветы,  из  которых  можно  сплести  венок  для шляпы твоей".  Специально отобраны  прекрасные предметы и слова, несущие определённую стилистическую и эмоциональную окраску, ­ они передают  нежное трогательное  чувство Лизы любезный  пастушок, с улыбкою, зелёная трава, алеют цветы

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Придают речи поэтичность синтаксические  фигуры, прежде всего инверсии. Найдите  их в тексте. Своё стадо Твоих овец Твоей шляпы Сравните  Стадо своё Овец  твоих   Шляпы твоей Карамзин открыл в языке возможности изображения чувства, тонких движений  человеческой души, средства поэтизации  любовного переживания.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Что является предметом  изображения в сентиментализме?  Не служение государству, а  человеческие чувства, личные  переживания, любовь – главное  содержание жизни, по мнению  писателей­сентименталистов.   В сентиментализме нет высоких  и низких жанров и отбор  явлений не подчинён  жанровому принципу.  Герои произведений  сентиментализма – люди,  которые любить умеют, будь  они дворяне или крестьяне.  Таковы Лиза и её мать в  повести «Бедная Лиза».

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Об условности «нового слога»  Допустив в литературу простых людей,  сентименталисты изображали их  совершенно условно, нисколько не  заботясь о каком­либо  соответствии  применяемых способов языкового  выражения реальному облику этих людей  и реальным условиям    их жизни.  Эта условность изображения персонажей  и окружающей их обстановки , природы  вела к условности, искусственности  «нового слога».

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Постарайтесь найти в отрывке  примеры подчёркнутой  «приятности»  изложения.   Лиза спала очень худо.  Новый  гость  души  ее,   образ  Эрастов,  столь  живо  ей представлялся, что  она  почти  всякую  минуту   просыпалась,  просыпалась  и вздыхала.  Еще  до  восхождения   солнечного  Лиза  встала,  сошла  на  берег Москвы­реки, села на траве и,  подгорюнившись,   смотрела  на  белые  туманы, которые волновались в воздухе  и, подымаясь вверх, оставляли блестящие  капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала  тишина.  Но  скоро  восходящее светило  дня  пробудило  все  творение:   рощи,  кусточки  оживились,  птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки,  чтобы напиться животворными  лучами света.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
 На первое место выдвигалась не точность  изображения действительности, а  «приятность» изложения.  Соответственно подбирались «приятные»,  «красивые» слова.  Если слово  казалось недостаточно  изысканным, употреблялась перифраза.  Текст насыщался сравнениями, метафорами.  Автор стремился воздействовать на читателя  именно словами, словесными украшениями,  пренебрегая тем, что избранные им  «красивые» слова вступали в противоречие с  изображаемой действительностью.   далее

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Словарь   Перифр з, перефр з, перифр за  (от др.­греч.  аа аа аа περίφρασις  —   — «вокруг»,  περί «описательное выражение», «иносказание»:  «около» и  описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.  — «высказывание») — в стилистике и поэтике троп,  φράσις  Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а  описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя,  Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт­Петербург!»).  В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями  на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи  автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо  «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит»  вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор  „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).  Частным случаем перифраза является эвфемизм — описательное  выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо  «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо  «высморкаться»). назад

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
В произведениях сентиментализма  изображается природа,  с природой.  только особая – тихие пруды со склонёнными  над водой ивами, освещённые лунным  светом рощи, картины гармонии человека

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Услужливая Лиза, не дождавшись  ответа от матери  своей   ­  может  быть,   для того, что она его знала наперед,  ­побежала  на  погреб  ­  ­ принесла  чистую кринку, покрытую чистым   деревянным  кружком,   ­  схватила  стакан,  вымыла, вытерла его белым полотенцем,  налила и подала в окно,   но  сама  смотрела  в землю. Все предметы быта  соответствуют  чистой душе  героини. Как изображается  быт  в  произведении сентиментализма? . Быт сентименталисты  изображают очищенным от  всего низменного.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Изображение человека в  произведении сентиментализма  Сентименталисты обращают внимание на тончайшие  душевные движения, на противоречия внутренней жизни. А Лиза любит  всем сердцем,  вся её жизнь  окрасилась этим  чувством. И  писатель  показывает, что  думает,  как  чувствует   героиня. Эраст в повести  Карамзина –  человек с  добрым  сердцем, но  ветреный и  слабый. Увидев  Лизу, он  полюбил её, но,  столкнувшись с  трудностями,  совершил  предательство.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Оценка человека в произведениях  сентименталистов подчинена идеалу  чувствительности. Кто из героев заслуживает  восхищения автора?  И почему? Прекрасна искренняя,  чистая Лиза, умеющая  самоотверженно любить. Прекрасна её мать,  которая хранит  память  об умершем муже и  любит свою дочь. И даже Эраст достоин прощения,  потому что он раскаялся:  до конца дней был несчастлив,  не мог утешиться  и почитал себя убийцею. Поэтому Карамзин высказывает надежду  на примирение героев в ином мире.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Живопись эпохи сентиментализма.  Как словесность   сентиментализма, так и  живопись эпохи  сентиментализма открыла не  парадный, а интимный портрет.  в портрет М.И.Лопухиной,  созданный художником  Всмотритесь В.Л.Боровиковским.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Это идеальный  образ человека,  наделённого чувством.  Мечтательность, задумчивость  выражения лица  молодой женщины  гармонирует с природой,  на фоне которой  она изображена. Эти чувства переданы  и в колорите картины –  в её голубоватых  размытых тонах.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Об этом портрете писал  Я.П.Полонский. Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали Страданье, тень любви и мысли, след печали,  Но красоту её Боровиковский спас.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
«Наталья,  боярская  дочь», Карамзин «Аглая», Бунин Практикум. Сравните описания внешности героинь.  Какие языковые средства используют авторы?  Сделайте вывод  о различии словесного выражения в произведениях  сентиментализма и реализма. Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых,  но нет подобного розе; роза всех   прекраснее;  много  было красавиц в  Москве  белокаменной,   ибо  царство  Русское  искони   почиталось жилищем красоты и  приятностей, но никакая красавица  не  могла  сравняться  с Натальею ­ Наталья была  всех   прелестнее.  Пусть  читатель   вообразит  себе белизну итальянского  мрамора и кавказского снега: он все   еще  не  вообразит белизны лица ее –  и, представя себе цвет зефировой   любовницы,  все  еще  не будет  иметь  совершенного   понятия  об  алости  щек  Натальиных.  А на пятнадцатом году она  стала совсем как девушка,  и народ дивился ее  миловидности:  золотисто­белый цвет ее  продолговатого лица  чуть играл топким румянцем;  брови у нее были густые,  светло­русые, глаза синие;  легкая, ладная, ­ разве что  не в меру высокая,  тонкая и долгорукая, ­  тихо и хорошо поднимала  она длинные свои ресницы.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Обобщим сказанное  Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ.  sentimental — чувствительный, от франц. sentiment  — чувство), течение в литературе и искусстве 2­й  половины 18 в. в Западной Европе и России,  подготовленное кризисом просветительского  рационализма.   Наиболее законченное выражение получил в  Англии, где ранее всего сформировалась  идеология третьего сословия и выявились её  внутренние противоречия.   Доминантой «человеческой природы»  сентиментализм объявил чувство, а не разум,  скомпрометированный буржуазной практикой.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Литература  Учебник словесности под редакцией  Р.И.Альбетковой.  Учебник словесности под редакцией  А.И.Горшкова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2018