ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6-ой класс слабослышащее отделение
Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна
Программа обеспечивает доступность обучения, способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к изобразительной деятельности, к накоплению знаний, к формированию умений, развитию логического мышления, памяти, внимания. предмет «Изобразительное искусство» – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Содержание курса располагает необходимыми предпосылками для развития творческих, познавательных способностей. Начальный курс изобразительного искусства – курс интегрированный: в нём объединён раздел пластических искусств, вид художественного творчества, различные виды живописи и графики.
Программа составлена для обучающихся в начальной школе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования детей с ОВЗ (нарушения слуха) предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы.
«Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребёнку с патологией слуха при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.
Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.
Цели и задачи курса
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» относится к образовательной области «Искусство».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 6 классе в объеме 34 часов, уроки проводятся 1 раз в неделю.
К концу 6-ого класса дети с нарушениями слуха научатся:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- понимать образную природу искусства;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
Планируемые результаты и содержание образовательной области
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
- будут сформированы потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
- Изобразительная деятельность (рисование по образцу, с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов.
- Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов.
- Ознакомительная деятельность (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка и т.д.) – 4 часа.
Основные принципы, лежащие в основе построения
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, чтения, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Общеучебные умения
- В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
- Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);
- Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);
-Информационные (извлечение информации из необходимых источников);
- Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- оценивания произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
На содержание курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Первая четверть – 8 недель – 8 часов
Вторая четверть – 8 недель – 8 часов
Третья четверть – 10 недель – 10 часов
Четвёртая четверть – 8 недель – 8 часов
Календарно-тематическое планирование
I четверть, изобразительное искусство
1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Лето – весёлая пора!» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас |
1 |
Больше дела – меньше слов. Простая форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов |
2. |
«Осень за окном» Жанры изобразительного искусства. |
1 |
Всякая работа мастера хвалит. Изображаю форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг |
3. |
«Осенние дары» По воображению |
1 |
Глазам страшно, а руки делают.
|
4. |
«Натюрморт» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, фрукты и овощи на блюде |
1 |
Баловством хлеба не добудешь. Общее строение и цвет предметов |
5. |
«Птицы улетают на юг» |
1 |
Строение и цветовая окраска птиц
|
6. |
«Золотой ковёр» По воображению |
1 |
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся |
7. |
«Осень – мои воспоминания» |
1 |
Кончил дело – гуляй смело |
8. |
Итоговый урок. Закрепление. Основные жанры и виды произведений изобразит. ис-ва |
1 |
Маленькое дело лучше большого безделья. Произведения искусства, жанр искусства. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии. Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству на 1-ую четверть для 6 «б» класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе.
II четверть, изобразительное искусство
1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Декоративный узор на прямоугольной тарелочке» Беседа о композиционных узорах |
1 |
Над
бумажным над листом |
2. |
«Комнатное растение» Рисование с натуры |
1 |
Будем рисовать сейчас! |
3. |
«Первозимье» По воображению |
1 |
Я сегодня рано
встала. |
4. |
«Зимние забавы» Катание на лыжах, коньках, санках |
1 |
И
в десять лет, и в семь, и в пять |
5. |
«Птицы на кормушке» Наблюдение за синицами и поползнем из окна 2 «а» класса |
1 |
До чего же хороши |
6. |
«Скоро праздник – Новый год!» По воображению |
1 |
На
веселом карнавале |
7. |
«Мои зимние каникулы» По воображению |
1 |
Я
сегодня нарисую Нарисую что могу. |
8. |
Итоговый урок
|
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.
Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству на 2-ую четверть воспитывает интерес к окружающему миру, предоставляет свободу для художественно – творческого решения общей задачи по реализации УУД.
III четверть, изобразительное искусство
1 час в неделю, 10 недель, всего 10 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Зимний пейзаж» |
1 |
Я сегодня рано встала. |
2. |
«Моя новогодняя ёлка!» По воображению «Как я провёл зимние каникулы?» Беседа, объяснение, показ. Рисование по образцу |
1 |
Машет кисточка хвостом. |
3. |
«Декоративный узор на подносе» Белая гуашь, зелёный картон |
1 |
Я сегодня нарисую узор примакиванием кисти. |
4. |
«Монотипия – живописные украшения» Плавные переходы от одного цвета к другому |
1 |
Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «монотипия» |
5. |
«Хохлома – золотые узоры» По образцу |
1 |
Декоративно-прикладное искусство. Понятие об орнаменте и его элементах |
6. |
«Рисуем отгадки к народным загадкам» Урок-обобщение |
1 |
Устное народное творчество, художественная выразительность |
7. |
Анималистика «Рыжий кот» По воображению |
1 |
Изображение животных, анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас – анималистический жанр |
8. |
Знакомство с искусством мультипликации. Обучение приёмам одушевления персонажей, анимации |
1 |
Последовательные фразы движения рисованных фигур |
9. |
Мультипликационный герой |
1 |
Мой любимый герой – это … |
10. |
Итоговый урок
|
1 |
Создать в рисунке иллюзию предметов и облаков. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.
IV четверть, изобразительное искусство
1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Как я провёл весенние каникулы?» По воображению
|
1 |
Машет кисточка хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет, красит в разные цвета. Ах, какая красота! |
2. |
«Пробуждение природы» Беседа, объяснение, частичный показ. |
1 |
Я сегодня рано встала. Тихо села у стола. Краски с кисточкой достала и - картину начала. |
3. |
«Веточка тополя с почками» Набухли почки, появилось клейкое вещество |
1 |
Я сегодня нарисую почки методом примакивания кисти. |
4. |
«Уж тает снег, бегут ручьи …» Плавные переходы от одного цвета к другому |
1 |
Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «растушевка» |
5. |
«Веточка тополя с листочками» |
1 |
Маленькие, зелёные, нежные, с резким запахом. |
6. |
«Скоро лето» |
1 |
Уточнить представление о времени года - лето; учить находить признаки лета на картинках; доступными средствами отражать полученные впечатления; закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде. |
7. |
Рисование по воображению «Портрет друга» |
1 |
Рисовать портрет друга с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера, настроения конкретного человека. |
8. |
Итоговый урок. Закрепление речевого материала |
1 |
Художественная выразительность, анфас, профиль. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.