ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6-ой класс слабослышащее отделение Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.docx

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

6-ой класс слабослышащее отделение

Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

Программа обеспечивает доступность обучения, способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к изобразительной деятельности, к  накоплению знаний, к формированию умений, развитию логического мышления, памяти, внимания. предмет «Изобразительное искусство» – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Содержание курса  располагает необходимыми предпосылками для развития творческих, познавательных способностей. Начальный курс изобразительного искусства – курс интегрированный: в нём объединён раздел пластических искусств, вид художественного творчества, различные виды живописи и графики.

Программа составлена для обучающихся в начальной школе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования детей с ОВЗ (нарушения слуха) предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы.

«Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребёнку с патологией слуха при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.

Цели и задачи курса

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» относится к образовательной области «Искусство».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 6 классе в объеме 34 часов, уроки проводятся 1 раз в неделю.

К концу 6-ого класса дети с нарушениями слуха научатся:

 - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

 - понимать образную природу искусства;

 - применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

 - рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

 - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.

Планируемые результаты и содержание образовательной области

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

- будут сформированы потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

- Изобразительная деятельность (рисование по образцу, с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов.

- Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов.

- Ознакомительная деятельность (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка  и т.д.) – 4 часа.

Основные принципы, лежащие в основе построения

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в  школе проявляются в:

- умении видеть и  воспринимать проявления  художественной культуры в окружающей жизни;

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания  и  выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, чтения, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

- в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой  деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

Общеучебные умения

- В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

- Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);

- Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);

 -Информационные (извлечение информации из необходимых источников);

- Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  самостоятельной творческой деятельности;

- оценивания произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

На содержание курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Первая четверть – 8 недель – 8 часов

Вторая четверть – 8 недель – 8 часов

Третья четверть – 10 недель – 10 часов

Четвёртая четверть – 8 недель – 8 часов

 

Календарно-тематическое планирование

I четверть, изобразительное искусство

1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Лето – весёлая пора!»

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

1

Больше дела – меньше слов. Простая  форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

2.

«Осень за окном»

Жанры изобразительного искусства.

1

Всякая работа мастера хвалит. Изображаю форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг

3.

«Осенние дары»

По воображению

1

Глазам страшно, а руки делают.

 

4.

«Натюрморт» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, фрукты и овощи на блюде

1

Баловством хлеба не добудешь. Общее строение и цвет предметов

5.

«Птицы улетают на юг»

1

Строение и цветовая окраска птиц

 

6.

«Золотой ковёр»

По воображению

1

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

7.

«Осень – мои воспоминания»

1

Кончил дело – гуляй смело

8.

Итоговый урок. Закрепление.

Основные жанры и виды произведений изобразит. ис-ва

1

Маленькое дело лучше большого безделья. Произведения искусства, жанр искусства. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии. Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству  на 1-ую четверть для 6 «б» класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе.

 

II четверть, изобразительное искусство

1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Декоративный узор на прямоугольной тарелочке»

Беседа о композиционных узорах

1

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!

2.

«Комнатное растение»

Рисование с натуры

1

Будем рисовать сейчас!
Где тут кисточки у нас?
Вот они! Стоят как дружно!
Из пяти одну взять нужно.

3.

«Первозимье»

По воображению

1

Я сегодня рано встала.
Тихо села у стола.
Краски с кисточкой достала
И - картину начала.

4.

«Зимние забавы» Катание на лыжах, коньках, санках

1

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

5.

«Птицы на кормушке» Наблюдение за синицами и поползнем из окна 2 «а» класса

1

До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую - покажу.

6.

«Скоро праздник –  Новый год!»

По воображению

1

На веселом карнавале
Пели все и танцевали,
Чтоб украсить праздник им
Нарисуй-ка серпантин!
Синий! Желтый! Красный!
Смотрятся прекрасно!
А теперь, сказав "Лети!",
Нарисуй и конфетти.

7.

«Мои зимние каникулы» По воображению

1

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога — всё в снегу.

Нарисую что могу.

8.

Итоговый урок

 

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.

Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству на 2-ую четверть воспитывает интерес к окружающему миру, предоставляет свободу для художественно – творческого решения общей задачи по реализации УУД.

 

III четверть, изобразительное искусство

1 час в неделю, 10 недель, всего 10 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Зимний пейзаж»

1

Я сегодня рано встала.
Тихо села у стола.
Краски с кисточкой достала
И - картину начала.

2.

«Моя новогодняя ёлка!»

По воображению

 «Как я провёл зимние каникулы?»

Беседа, объяснение, показ. Рисование по образцу

1

Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!

3.

«Декоративный узор на подносе»

Белая гуашь, зелёный картон

1

Я сегодня нарисую узор примакиванием кисти.

4.

«Монотипия – живописные украшения» Плавные переходы от одного цвета к другому

1

Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «монотипия»

5.

«Хохлома – золотые узоры»  По образцу

1

Декоративно-прикладное искусство. Понятие об орнаменте и его элементах

6.

«Рисуем отгадки к народным загадкам»

Урок-обобщение

1

Устное народное творчество, художественная выразительность

7.

Анималистика «Рыжий кот» По воображению

1

Изображение животных, анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас – анималистический жанр

8.

Знакомство с искусством мультипликации. Обучение приёмам одушевления персонажей, анимации

1

Последовательные фразы движения рисованных фигур

9.

Мультипликационный герой

1

Мой любимый герой – это …

10.

Итоговый урок

 

1

Создать в рисунке иллюзию предметов и облаков. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.

IV четверть, изобразительное искусство

1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Как я провёл весенние каникулы?»

По воображению

 

1

Машет кисточка хвостом. И не просто машет,

А бумагу мажет, красит в разные цвета. Ах, какая красота!

2.

«Пробуждение природы»

Беседа, объяснение, частичный показ.

1

Я сегодня рано встала. Тихо села у стола.

Краски с кисточкой достала и - картину начала.

3.

«Веточка тополя с почками»

Набухли почки, появилось клейкое вещество

1

Я сегодня нарисую почки методом примакивания кисти.

4.

«Уж тает снег, бегут ручьи …» Плавные переходы от одного цвета к другому

1

Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «растушевка»

5.

«Веточка тополя с листочками»

1

Маленькие, зелёные, нежные, с резким запахом.

6.

«Скоро лето»

1

Уточнить представление о времени года - лето; учить находить признаки лета на картинках; доступными средствами отражать полученные впечатления; закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде.

7.

Рисование по воображению «Портрет друга»

1

Рисовать  портрет друга с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера, настроения конкретного человека.

8.

Итоговый урок. Закрепление речевого материала

1

Художественная выразительность, анфас, профиль. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.