Изучаем Пушкина через русский: имя прилагательное

  • Библиография
  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Контроль знаний
  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучаем Пушкина через русский: имя прилагательное
Иконка файла материала Изучаем Пушкина через русский прил.docx

Изучаем Пушкина через русский: имя прилагательное

А.А. Дельвиг (1798-1831)

http://festival.1september.ru/articles/517659/img3.GIF

<Рисунок 3>

1. Прочитайте. Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте падеж, род, число имён прилагательных. Подчеркните их как члены предложения.

“Никто на свете не был мне ближе Дельвига”, - написал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга. Антон Дельвиг носил баронский титул. Дельвиг - старший был помощником коменданта Московского Кремля. По отцу он происходил из прибалтийских немцев. Дельвиг с Пушкиным гордились тем, что родились и провели детские годы в древней столице. Однако встретиться до Лицея им не довелось.

(В.В.Кунин “Друзья Пушкина”)

2.а) Выпишите из текста имена прилагательные. Определите, к какому разряду они относятся.

В Лицее Дельвиг отличался только познаниями в российской словесности, да и те не склонен был проявлять в классе. Все остальные лекции и занятия проходили для него как бы в тумане: он дремал.

Тогда и родилась полулегенда – полубыль о небывалой, феноменальной, неодолимой и всепобеждающей лености барона Дельвига. Пушкин отдал дань этим общим представлениям о Дельвиге:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Обозначьте в прилагательных приставку “не”. В стихотворном тексте подчеркните обращения.

3. а) Надпишите над прилагательным сокращённо падеж, число и род. Подчеркните относительные прилагательные как члены предложения. Докажите, что они являются относительными.

Дельвиг охотно поддерживал свою репутацию безмятежного ленивца:

Я благодарности труда
Ещё, мой друг, не постигаю!
Лениться, говорят, беда,
А я в беде сей утопаю.

Он даже сочинил шутливую надпись для своей будущей могилы: “Прохожий, здесь лежит философ – человек. Он проспал целый век ”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Подберите синонимы к слову безмятежный. Разберите 2-3 прилагательных письменно.

4. а) Прочитайте. Какие черты личности Дельвига раскрываются в этом отрывке?

Дельвиг не суетился, а размышлял. Он вовсе не чурался общества сверстников и пошалить был любитель. Лицеисты вспоминали, что Дельвиг был физически крепок: побороть его удавалось только лицейскому силачу Броглио. Медлительность Дельвига и впоследствии не проявлялась в тех случаях, когда нужно было вступиться за честь свою и друзей. Например, однажды он вызвал на дуэль литератора, агента 3 отделения Ф.В. Булгарина , и если бы Булгарин не струсил и не уклонился от поединка, быть бы кровавому столкновению.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Укажите разряды имён прилагательных по значению и форме.

5. Спишите. Обозначьте относительные и притяжательные прилагательные. Назовите фразеологизм в последнем предложении. Укажите условия выбора орфограммы – гласного в окончаниях прилагательных.

Пресловута… лень не помешала Дельвигу после Лицея стать душой пушкинск…го круга писателей, организатором многих литературн…х начинаний. К тому же Дельвиг сочинял стихотворн…е послания, песни, идиллии, оды. Это при том, что Дельвиг никаких наследствен…х капиталов на имел и должен бал всегда заботиться о хлебе насущном.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

6. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Над качественными именами прилагательными надпишите букву к, над относительными – букву о. Произведите на материале текста разные виды разбора.

Когда первый курс приближался к выпуску, директор Е. А. Энгельгардт попросил Дельвига (сначала- Пушкина, но он так и не собрался) написать прощальную песню, которую можно будет спеть на выпускном вечере. Дельвиг исполнил просьбу и написал гимн Лицея, который знали наизусть все, кому в разные времена довелось учиться в этом заведении:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

7. Знаешь ли ты части речи? Укажите известные вам части речи. Какие слова вызвали у вас затруднение?

Эпиграмма

Ха-ха, хи-хи, Дельвиг пишет стихи.

Полагают, что ее написал Пушкин.

Для любознательных.

Эпиграмма – короткое сатирическое произведение.

8. Прочитайте выразительно текст. Подчеркните имена прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения. Над прилагательными сокращенно надпишите, какого они разряда.

Дельвиг навестил Пушкина в Михайловском в апреле 1825 года. Эту встречу реже описывают, чем зимний приезд Пущина. Но радости было не меньше. А.С.Пушкин посвятил этому событию и своему другу трогательные строки:

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

А.С. Пушкин “19 октября” 1825г.

Для любознательных.

Пермесские девы – музы (от реки Пермесса, стекающей с горы Геликон).