Изучение драматургии А.Вампилова на уроках литературы старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»
Оценка 5

Изучение драматургии А.Вампилова на уроках литературы старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»

Оценка 5
docx
16.02.2022
Изучение драматургии А.Вампилова на уроках литературы старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»
Статья.docx

Изучение драматургии А.Вампилова на уроках литературы старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»

Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.

Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства.

Традиции – это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.

Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство – это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.

Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства – важное условие плодотворного творчества художника.

Таким образом, традиции и новаторство в литературе – это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

Понятия «традиция» и «новаторство» входят в курс изучения литературы в школе как пояснения к каждой теме программы, встречаются в объяснении учителя, в статьях учебника, но не выделяются для специального изучения. Понятия должны «работать» в процессе занятий ‒ постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе, в совокупности должны образовать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства, его место и значение в человеческой жизни.

Задача изучения литературы курса старших классов в ее развитии, стоящая перед учащимися старшем звене школы, выдвигает на первое место исторический аспект научных понятий. В VIII классе взаимосвязь исторического и теоретического аспекта в литературоведческих понятиях становится более тесной. Развитие понятия о ритме и рифме при изучении произведений В. Маяковского, без сомнения, требует беседы о художественном новаторстве поэта.

Творчество А. Вампилова изучается в 10-11 классах. Перечень УМК по литературе: программа В.В. Агеносова, УМК С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 11 класса, УМК авторов О.Н. Михайлова, И.О. Шайтанова и др., УМК
А.К. Михальской и О.Н. Зайцевой, УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой, УМК под редакцией В.П. Журавлева, Ю.В. Лебедева.

Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Отказываясь и от метода социалистического реализма, и от идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности.

Особенно важным для молодого Вампилова оказался опыт Гоголя, а для зрелого – опыт Чехова. Традиция Гоголя сказалась в пристрастии Вампилова к гротескному реализму, к анекдотическим ситуациям, высвечивающим, тем не менее, типическое.

Вампилов предпочитает всё же традиционные, реалистически конкретные формы, включая в произведение лишь отдельные элементы условного или абсурдного. Его движение – от Гоголя к Чехову со всё более глубоким постижением внутреннего мира человека. Вампилов обновляет старые театральные жанры фарса, водевиля, мелодрамы, побуждая их служить очень серьёзным общественно-политическим целям. Он порой синтезирует элементы поэтики названных и иных жанров в рамках одного произведения, так что наблюдается переход драмы в фарс, комедии – в трагикомедию. В этом тоже новаторство Вампилова.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Берковский, Н. Я. Чехов : от рассказов и повестей к драматургии / Н. Я. Берковский. – Москва : Искусство, 1969. – 460 с.

2. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс] : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015.

3. Позднякова, Е. А. Генезис «Новой драмы» А. П. Чехова / Е. А. Позднякова // Вестник Костромского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 296−300.


 

Скачано с www.znanio.ru

Изучение драматургии А.Вампилова на уроках литературы старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»

Изучение драматургии А.Вампилова на уроках литературы старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»

Задача изучения литературы курса старших классов в ее развитии, стоящая перед учащимися старшем звене школы, выдвигает на первое место исторический аспект научных понятий

Задача изучения литературы курса старших классов в ее развитии, стоящая перед учащимися старшем звене школы, выдвигает на первое место исторический аспект научных понятий

Вампилов обновляет старые театральные жанры фарса, водевиля, мелодрамы, побуждая их служить очень серьёзным общественно-политическим целям

Вампилов обновляет старые театральные жанры фарса, водевиля, мелодрамы, побуждая их служить очень серьёзным общественно-политическим целям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022