Изучение глиптики и клинописи на занятиях керамикой
Оценка 4.7

Изучение глиптики и клинописи на занятиях керамикой

Оценка 4.7
pptx
06.12.2024
Изучение глиптики и клинописи на занятиях керамикой
Материал для ознакомления с истоками глинописи
Глиптика и клинопись.pptx

Клинопись и глиптика Древней Месопотамии

Клинопись и глиптика Древней Месопотамии


















Клинопись и глиптика Древней Месопотамии

Турбан О.П., методист МУДО «ДЮЦ «Максимум»

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии


Когда говоришь о культуре Месопотамии,
следует отметить, что ее основой является письменность
этой цивилизации – так называемая шумерская клинопись. Именно шумеры открыли эру письменной истории, создав собственное искусство письма. Их клинопись (буквально – письмо клиньями) была первым средством выражения речи человека в виде символов.
Именно этот вид письменности является тем характерным
элементом, по которому большинство из нас знает о Месопотамии. 

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Экономика – мать изобретений

Письмо, рожденное потребностью вести учет заложенных на хранение или купленных товаров, появилось около 3300 года до н.э. и первые образцы содержали перечисления таких товаров, как зерно, пиво, скот. С развитием письма более сложные понятия стали выражаться сочетанием знаков. Новые более тупые инструменты для письма, сделанные из тростника или дерева, оставляли клиновидные углубления. Со временем стандартизированной клинописью стали изображать не только вещи и идеи, но и звуки, широко раздвинув круг выражаемых понятий.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Табличка с доклинописным текстом. Глина.
Южная Месопотамия.
Конец IV - III тыс., Урук.
Лувр. Париж. Франция.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Глиняная табличка
3 в. до н.э.
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.

*Документ, фиксирующий продажу рабов

Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Глиняная табличка
"Гонцовый" текст
Период III династии Ура Умма
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.

*Табличка с постоялого двора, где останавливались гонцы, путешествовавшие из города в город с посланиями правителей: отчет о выдачах стандартных гонцовых пайков.

Шумерская клинопись очень декоративна и, как полагают исследователи, берет свое начало от рисунков.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Клинописная табличка, найденная в руинах Ниппура, обнаруживает связь между шумерским мифом и библейской историей. В ней рассказывается о том, как бог воды Энки попросил свою мать Намму слепить человека из «глины, которая лежит над первозданным хаосом». И в шумерских, и в староеврейских мифах человек сделан из глины.

7

Обелиск Маништушу, преемника Саргона, хранит записи приобретениях земли возле

Обелиск Маништушу, преемника Саргона, хранит записи приобретениях земли возле

8

Обелиск Маништушу, преемника Саргона, хранит записи приобретениях земли возле Киша. Несмотря на практических характер, монумент является шедевром художественного творчества. Его надписи, сделанные с большим изяществом, образуют узор на поверхности твердого диорита. Титул Маништушу,царя Киша, или царя мира, присутствует в нижнем левом углу на каждой стороне обелиска.


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Шумерский язык, письменность которого настолько сложна, что лишь немногие жители

Шумерский язык, письменность которого настолько сложна, что лишь немногие жители

9

Шумерский язык, письменность которого настолько сложна, что лишь немногие жители Шумера – даже царственные особы – овладевали ею, сегодня известен не более чем 250 специалистам. В 1976 году группа Эйка Сьоберга начала работу над значками 27000 клинописных табличек пытаясь создать первый шумерский словарь. На основании этой работы сегодня создан 18-томный компьютерный словарь, содержащий различные значения клинописных символов.

Табличка из Киша


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

17


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ПИСЬМЕННОСТЬ

Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции.

Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги.

Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков.

Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.

Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

11


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ГЛИПТИКА

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

12


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ГЛИПТИКА

Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям.

Из твердых пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых было сделано отверстие, куда вставлялась палочка.

На внешней стороне цилиндрика вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением личности” владельца и заменял его подпись.

Фризовые композиции, построенные на ритмике повторяющихся элементов характерны также для миниатюрных рельефов на цилиндрических печатях.

Их оттиск представлял собой прокат резного валика по сырой глине, на которой писались все документы в Месопотамии (древние архивы дошли до нас в виде собрания глиняных табличек).

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

13


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ГЛИПТИКА

До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией.

Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой.

Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

Мраморная цилиндрическая печать с ручкой в виде лежащей овцы
Около 3000-2800 гг. до н. э.
Государственный музей. Берлин. Германия

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

14


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ГЛИПТИКА

Аккадский период. Лувр. Париж. Франция.

Серпантиновая цилиндрическая печать, посвященная пятому царю Аккада, оставляет в глине оттиск с изображением персонажей, подающих воду буйволам. Изготовители печатей, очевидно, высверливали детали в камне, делая затем изображение более тонким с помощью абразивных инструментов.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

15


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ГЛИПТИКА

Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего связанные с очень популярным в Передней Азии эпосом о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

16


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

ГЛИПТИКА

Эта 5000-летняя ваза, найденная в Уруке, дает представление о том, как шумеры понимали свой мир. Основу существования составляют вода, пшеница и овцы, изображенные в нижней части. Люди, несущие подношения, занимают следующий ярус. В верхней части представлена богиня Инанна, принимающая дары. В отсутствующей части вазы перед богиней стоял царь в царских одеждах. Очевидно, что в таком иерархически упорядоченном обществе каждый знал свое место.
В дни процветания Урука шумерские художники довольно быстро изобразительное искусство, создавая замечательные реалистические работы, представляющие людей и животных различных мифических или естественных позах.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство

17


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

Послесловие

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население.

Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.

Месопотамия не однородна по составу, поскольку ее создавали шумеры, ассирийцы, вавилоняне, эламиты, хетты, хурриты и многие другие племена. Но в то же время все эти народы являлись родственными друг другу, поэтому культура Месопотамии очень богата.

Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний.

Историческая справка Искусство

Историческая справка Искусство


Историческая справка

Искусство Месопотамии

Искусство Месопотамии

Источники

http://artyx.ru
http://artwwworld.org.ua
http://www.bibliotekar.ru
http://drevisk.claw.ru
http://i-art.udm.ru
http://iskusstvu.ru
http://informvest.ru
http://www.hermitagemuseum.org
http://gimn6.ru
http://www.la-fa.ru
http://www.liveinternet.ru
http://mesopotamia.nm.ru
http://oldevrasia.ru
http://www.kazedu.kz
Шумер: города Эдема / Пер. с англ. В. Хренова. – М.:Ш96 ТЕРРА, 1997. – (энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).

18

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2024