Изучение культурно-исторического наследия края в рамках музея средне- профессионального учебного заведения
Оценка 4.8

Изучение культурно-исторического наследия края в рамках музея средне- профессионального учебного заведения

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
03.05.2022
Изучение культурно-исторического наследия края в рамках  музея средне- профессионального учебного заведения
Использование материалов музея в рамках образовательного процесса СПО
ДОКЛАД.docx

Изучение культурно-исторического наследия края в рамках  музея средне- профессионального учебного заведения

 

         Фатеев Андрей

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский техникум питания и торговли»

преподаватель общественных дисциплин.

Утро доброе,уважаемые  коллеги!

Андрей Фатеев г.Ульяновск,УТПиТ,СИСТЕМА Средне-профессионального образования подготовки специалистов,поварское, кондитерское  дело, товароведение. Дата образования техникума Постановление  Совнаркома  декабрь 1943 года.

Музею 5 лет,сама идея директора Красникова Андрея Анатольевича.

  

 Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе  образования.

    АктуальностьВ соответствии с Федеральным государственным стандартом, направленным не только на повышение качества образования, но и усиление гражданско-патриотического воспитания, где одной из важных составляющих является музейная педагогика.

Объект исследования – процесс изучения истории родного края

Предмет исследования – использование музейной педагогики в изучении истории родного края.

    Цель данной работы — показать новые формы работы  с учащимися в музейной и поисково – археологической работе. Построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.

    Именно музейная педагогика отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности  Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:

-изучить теоретические основы использования технологии музейной педагогики в преподавании истории;

-определить методы и формы обучения;

-доказать значимость гражданско-патриотического воспитания учащимися средствами музейной технологии;

 

Ни исследовательские организации, ни образовательные учреждения, ни музейные институты сегодня не показывют индивиду - зачем ему стоит изучать памятники глубокой древности помимо того, чтобы считаться образованным человеком. Ценность прошлого, представленного в археологических коллекциях и объектах, остается загадкой для неспециализированной аудитории.

Археологические залы большинства российских музеев, начиная от Государственного исторического музея, обладающего богатейшей коллекцией археологических древностей в России, и заканчивая экспозициями небольших краеведческих городских или областных музеев, отличаясь только качеством дизайнерского решения, построены на одних и тех же принципах демонстрации артефактов прошлого, не связанного с настоящим.

    Мир, поделенный на наконечники стрел, орудия для рыбной ловли, узкогорлые сосуды и т. п., не воспринимается как Мир живого человека, не говорит с нами на нашем языке.

    При этом, стоит отметить то, что отбор артефактов в экспозиционное пространство сегодня во многом идет по принципу уникальности (древности) и  в результате чего, несмотря на наличие научных концепций экспозиций, археологические залы отчасти по прежнему остаются кунсткамерами XVI – XVII веков, создаваясь и, соответственно, воспринимаясь как кабинеты чудес, редких, необычных вещей глубокой древности. Все это в итоге создает ощущение того, что музейная археологическая экспозиция рассказывает нам исключительно о мире вещей, но не о мире людей, и, как следствие, не выходит за рамки «любования диковинками».

     В связи с этим требуется поиск новых способов музейной презентации прошлого.

    Педагогическая археология в настоящее время - это одно из самых эффективных направлений в историко-краеведческой работе со студентами. А проведение археологических экспедиций приобщает учащихся к археологии, развивает в них интерес к истории, любовь к своему краю, экологичное мышление и социальную ответственность. И это совсем не удивительно, ведь археология – наука редкая, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом заключается её своеобразие, и мощный стимул к расширению интереса к получению новых знаний по различным учебным направлениям.

    Студенты нашего учебного заведения впервые слышат понятие Именьковская культура,чего нет в учебниках истории России. Славяне на Средней Волге в 3 - 8в н.э. В III веке нашей эры Зарубинецкая культура на территории современной Украины исчезает. И в том же III веке в Среднем Поволжье появляется культура, удивительно похожая на погибшую Зарубинецкую - Именьковская культура. ( СЛАЙД )

   Территория распространения и карта памятников Именьковской культуры (раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Вот пласт краеведения Ульяновской области. О ней не пишут в учебниках истории России, но это тоже история нашей страны, нашего народа.

    В нашем музее собрано более ста артефактов истории Волжской Булгарии ( Симбирской губернии). Источники пополнения музея поисковая, археологическая работа. ( СЛАЙД )

    «Трогать разрешается» - таков ведущий принцип нашего археологического музея, этот подход предоставляет посетителю, студенту принципиально новую возможность стать не зрителем истории, но ее «жителем», «соавтором» или как минимум ее активным исследователем. Колоссальная энергетика при прикосновении к таким артефактам.

  ( СЛАЙД ЖЕРНОВА )  Артефакт – вещь, сделанная или обработанная человеком. Почти все археологические находки являются артефактами: топор, украшения, орудия быта и т.д. Именно артефакты вызывают у учащихся неподдельный интерес. Это реальные свидетели прошлого. Держа в руках эти предметы, студенты получают ни с чем не сравнимый эмоциональный заряд. Вот это жернова, сделанные из ракушечника 1 тысячу лет назад, вот следы обработки, а вот выкрошенность от длительного использования.

    ( СЛАЙД  СТРЕЛЫ )Вот наконечники стрел 10 – 14 века, стрелы для битвы (бронебойные), (долотовидные) для пробивания различных доспехов,  вот стрелы «Срезень» для боя и для охоты,  вот пуговицы для одежды из металла, состоящие из двух частей, вот украшения для модниц кольца 10 - 14 века Волжской Булгарии. Впервые рассматривая на эти предметы, не  сквозь музейное стекло, а прикасаясь и работая с этими предметами, пробуждаются невообразимые глубины воображения, появляется познавательный интерес.

   ( СЛАЙД ) Здесь в работу включаются оба источника формирования познавательных интересов: содержание учебного материала и процесс погружения в среду артефактов. Основным источником стимуляции содержанием является новизна и практическая необходимость знаний. Новизна является достаточно мощным фактором познавательного интереса. Стимул практической необходимости в знаниях появляется в процессе подготовки к поисковой экспедиции, когда учащимся объясняется, что они должны знать, как выглядят различные древние вещи, чтобы просто-напросто не выбросить их, обнаружив  на раскопе. Древние изделия необходимо знать в мельчайших деталях, так как не всегда вещь за многие столетия остаётся целой, особенно это касается бытовой утвари, посуды.

Так, в качестве способа оживления экспозиции может использоваться демонстрация отдельных реконструированных ремесленных занятий (гончарство, камнеобработка и др.) или ритуалов древности как в натуральном исполнении, так и в форме видеоряда. Эти демонстрационные элементы превращают статичную картинку в музейное действо, театр или даже шоу (аттракцион), что вполне соответствует современной стилистике культурного потребления.

    ( СЛАЙД )  ГОНЧАРНЫЕ  ИЗДЕЛИЯ.  Восстановление  гончарных изделий Волжской  Булгарии 14 века. Практически все изделия той эпохи дошли до нас в виде фрагментов.

 

    ( СЛАЙД ) КРЮЧКИ. Историческая реконструкция. На основе имеющихся артефактов орудия лова крючки 10 – 14 веков Волжской Булгарии, плетем  фрагменты  сетей  для лова рыбы.

 

     ( СЛАЙД )    Работа по заранее составленному вопроснику на конкретный артефакт (поиск и получение информации от самого предмета). «Скребло» 10 века

 

    ( СЛАЙД ) Интересная работа «Сравнение предметов». Поиск современных аналогов,  соответсвующих  историческому артефакту «Маслобойка», «Утюг» 19 века.

     Профессиональную заинтересованность вызывают предметы, связанные с профессиональной направленностью студентов : весы , маслобойка 19 век…, они позволяют «вживую» увидеть эволюцию орудий труда, быта. Таким образом музейные экспонаты перестают быть «метрвыми» неподвижными предметами, история оживает.

      ( СЛАЙД )  Сравнительный  анализ артефактов 10 века с аналогичными предметами 19 века сходство, отличие. Например, в чем отличие серпа 10 века от серпа 19 века. Отличие ножа, пуговицы 10 века от тех же предметов быта 19 века.

     Изучение металла. Древний человек использовал разнообразные металлы. Рассматриваются гипотезы появления металла, способы добычи, эволюция освоения металлов. Освоение человеком бронзы или железа рассматривается широко на основе имеющихся коллекций. Разнообразные украшения, оружие, орудия труда, утварь и другое позволяет хорошо познакомить учащихся с этими металлами.

 

Одной из тем тем знакомства с артефактами, является изучение органических веществ и стекла. В древности человек использовал дерево, бересту, кожу, кость, раковины, рога, изготовляя из них утварь, украшения, оружие и орудия. Изучение материала сопровождается демонстрацией отдельных артефактов.

Исследуем приёмы обработки каменных изделий, пытаемся определить породу, способ обработки, предназначение предмета. Различить гончарную и лепную посуду, по фрагменту определить целое изделие и восстановить его форму путем реконструкции, указать название предмета и т.д.

    ( СЛАЙД ) Поражают ребят  кузнецы-замочники «мелкого дела» 10-14 века. Насколько разнообразные конструкции замков не только навесных, но и так называемых «нутряных» неподвижных замков с ключами, сравниваем конструкцию с современными замками сувальдного (пластиничного) типа и..., находим много  общего.

     ( СЛАЙД ).  Интерес вызывает работа по поиску информации и описанию определенных предметов, его роли, предназначении в ту или иную эпоху, часто эта на первый  взгляд, простая работа перерастает в целое исследование. Летом 2021 года был найден наконечник копья «Пальма» или «Палемка». Дальнейшее исследование и поиск информации о предмете, показало, что данный  наконечник использовали не только в Волжской Булгарии, но и практически все народы Севера и Сибири якуты, эвенки, нанайцы, китайцы. Сразу появляются вопросы, как, каким образом совершенно разные культуры народов при таких больших расстояниях в одно и то же время пользовались практически одинаковыми орудиями охоты, быта?

    ( СЛАЙДЫ ФОТОАППАРАТОВ ) Используем артефакты музея и на занятиях по обществознанию говоря о типах экономики ,примеры советской техники, между прочим шла на экспорт.

    ( СЛАЙДЫ РАНЦА ).Восстановление экономики после войны ранец 60 годы.Простой, дешевый, но люди тоже хотели красоты.

     В процессе музейной работы расширяется использование приёма новизны информации и происходит дополнение этого стимула приёмом обновления уже усвоенных знаний. Например, ранее учащиеся прекрасно знали, что такое камень, но изучение его с иных аспектов  приводит к формированию познавательного интереса, добавляет приём обновления знаний. Стимулирование познавательного интереса  студентов происходит путём вовлечения их в различные виды самостоятельных и практических работ, важным моментом является и правильно организованное общение. Если при изучении артефактов начинают использоваться приёмы эмоционального тонуса и эмоциональности учителя, в данной работе включаются приём педагогического оптимизма и взаимной поддержки, а также частично начинает срабатывать приём соревнования: «я нашёл это, я открыл это, попробуй, открой и ты».

 

Учащиеся воспринимают экспозицию как инструмент для раскрепощения своей творческой энергии … поскольку никто не хочет быть в роли «пассивно просвещаемого»», превращаясь, по выражению , «из посетителя-наблюдателя в посетителя-переживающего» .

Сравнивая одну археологическую культуру с другой, классическое экспозиционное пространство позволяет нам погрузиться в мир культуры прошлого, но ничего не говорит о нас самих. Сопоставляя в одном экспозиционном поле характеристики той или иной археологической культуры прошлого и нашей современной социокультурной реальности, мы позволяем задуматься не только о прошлом, но и о настоящем, а также будущем.

Дальнейшее участие в археологическо - поисковой работе.

В  планах создание интерактивного  музея, пишем сценарий учебного фильма о разрушенных церквях и Соборах Симбирской губернии начала 20 века.

Таким образом,  музей в рамках учебного заведения способствует формированию условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов, интеллектуального, творческого и физического развития студенческой молодежи, реализации ее творческого потенциала. Поисковая, музейная работа,  способствуют формированию у студенческой молодежи исторического сознания, приобщая ее к духовным ценностям и культурным традициям России, способствуют осознанию человека как существа социального, связанного с нравственной и культурной традицией страны.


 

Скачано с www.znanio.ru

Изучение культурно-исторического наследия края в рамках музея средне- профессионального учебного заведения

Изучение культурно-исторического наследия края в рамках музея средне- профессионального учебного заведения

Ценность прошлого, представленного в археологических коллекциях и объектах, остается загадкой для неспециализированной аудитории

Ценность прошлого, представленного в археологических коллекциях и объектах, остается загадкой для неспециализированной аудитории

Среднего Поволжья (Самарская область,

Среднего Поволжья (Самарская область,

Эти демонстрационные элементы превращают статичную картинку в музейное действо, театр или даже шоу ( аттракцион ), что вполне соответствует современной стилистике культурного потребления

Эти демонстрационные элементы превращают статичную картинку в музейное действо, театр или даже шоу ( аттракцион ), что вполне соответствует современной стилистике культурного потребления

Изучение материала сопровождается демонстрацией отдельных артефактов

Изучение материала сопровождается демонстрацией отдельных артефактов

Учащиеся воспринимают экспозицию как инструмент для раскрепощения своей творческой энергии … поскольку никто не хочет быть в роли «пассивно просвещаемого»», превращаясь, по выражению , «из…

Учащиеся воспринимают экспозицию как инструмент для раскрепощения своей творческой энергии … поскольку никто не хочет быть в роли «пассивно просвещаемого»», превращаясь, по выражению , «из…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022