Изучение понятий «традиция» и «новаторство» в старших классах
Оценка 4.7

Изучение понятий «традиция» и «новаторство» в старших классах

Оценка 4.7
docx
16.02.2022
Изучение понятий «традиция» и «новаторство» в старших классах
Статья.docx

Изучение понятий традиция и новаторство в старших классах

Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.

Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства.

Традиции – это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.

Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство – это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.

Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства – важное условие плодотворного творчества художника.

Таким образом, традиции и новаторство в литературе – это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

Понятия «традиция» и «новаторство» входят в курс изучения литературы в школе как пояснения к каждой теме программы, встречаются в объяснении учителя, в статьях учебника, но не выделяются для специального изучения. Понятия должны «работать» в процессе занятий ‒ постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе, в совокупности должны образовать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства, его место и значение в человеческой жизни.

Задача изучения литературы курса старших классов в ее развитии, стоящая перед учащимися старшем звене школы, выдвигает на первое место исторический аспект научных понятий. В VIII классе взаимосвязь исторического и теоретического аспекта в литературоведческих понятиях становится более тесной. Развитие понятия о ритме и рифме при изучении произведений В. Маяковского, без сомнения, требует беседы о художественном новаторстве поэта.

Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Отказываясь и от метода социалистического реализма, и от идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности.

Особенно важным для молодого Вампилова оказался опыт Гоголя, а для зрелого – опыт Чехова. Традиция Гоголя сказалась в пристрастии Вампилова к гротескному реализму, к анекдотическим ситуациям, высвечивающим, тем не менее, типическое.

Вампилов предпочитает всё же традиционные, реалистически конкретные формы, включая в произведение лишь отдельные элементы условного или абсурдного. Его движение – от Гоголя к Чехову со всё более глубоким постижением внутреннего мира человека. Вампилов обновляет старые театральные жанры фарса, водевиля, мелодрамы, побуждая их служить очень серьёзным общественно-политическим целям. Он порой синтезирует элементы поэтики названных и иных жанров в рамках одного произведения, так что наблюдается переход драмы в фарс, комедии – в трагикомедию. В этом тоже новаторство Вампилова.


 

Изучение понятий традиция и новаторство в старших классах

Изучение понятий традиция и новаторство в старших классах

Задача изучения литературы курса старших классов в ее развитии, стоящая перед учащимися старшем звене школы, выдвигает на первое место исторический аспект научных понятий

Задача изучения литературы курса старших классов в ее развитии, стоящая перед учащимися старшем звене школы, выдвигает на первое место исторический аспект научных понятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022