Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС
Оценка 4.8

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
23.03.2017
Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС
Презентация и статья об использовании краеведческого материала в начальной школе.
Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС..doc
Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС.         Стремительно развивающийся современный мир выдвигает новые требования  к развитию личности человека, его профессиональной подготовке. Современное  образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и  развития личности, как неотъемлемая часть социокультурной среды, в которой  живет человек.              Стандарты второго поколения   ориентированы на становление личностных характеристик выпускника.                     «Портрет выпускника начальной школы»: ­ любящий свой народ, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; ­ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; ­   владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к   организации  собственной деятельности; ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; ­   доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   собеседника,   обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; ­ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.        Федеральные государственные стандарты нового поколения  нацелены   сократить разрыв между требованиями современности  и результатами  образовательной программы.         Каковы основные группы результатов устанавливает стандарт?  Их три: личностные, метапредметные и предметные. Раскроем смысл каждого.       Под личностными результатами в стандарте понимается развитие мотивов и смыслов учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.       Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы  деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей  деятельности (планирование, контроль).       Под  предметными результатами понимается освоенный обучающимися в  ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета  деятельности и получение нового знания. Предполагается, что в результате  изучения всех предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные  и коммуникативные универсальные  учебные действия как основа умения учиться.       В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы  внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности,  включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их  выполнение.        В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют  всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать  свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.       В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся  использовать знаково­символические средства, в том числе овладеют действием  моделирования, а также широким спектром логических действий и операций,  включая общие приемы решения задач.       В сфере коммуникативных универсальных учебных действий младшие  школьники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и  осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия  деятельности в речи.       Для того, чтобы реализовать новый подход в обучении, учителю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в  руках учебно­методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.           Изучение   краеведческого   материала   в   начальной   школе   обусловлено актуальностью   данного   направления   в   стандарте   начального   образования   2004 года   и   в   стандартах   второго   поколения.   На   необходимость   включения краеведческого   материала   в   содержание   предметов   указывает   закон   об образовании.          Основные задачи краеведения:  настоящему Воронежского края;  улице, городу, стране;  всё, что происходит в городе (поселке), сопричастности к этому;  (достопримечательности, культура, природа);  культурном окружении и отражение этого в своей деятельности. В   начальной   школе   использование   краеведческого   материала   может осуществляться несколькими путями:       1 ­ интегрирование с предметами начальной школы (окружающий мир,  литературное чтение, изо).             2 – факультативный курс (рассчитан на определённое количество часов, тематическое планирование, требования к концу года) Сегодня мне хотелось бы рассказать о рабочей тетради по краеведению (Авторы: Обухова   Л.А.,   Махина   Н.С.   и   др.   Краеведение.   1   год   обучения.   Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.­88с.).  формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и развитие   эмоционально­целостного   отношения   к   семье,   дому, воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за развитие   бережного   отношения   к   городу   (поселку) Пособие  первого   года   обучения  способствует   систематическому   изучению младшими школьниками родного края. Предназначено для индивидуальной работы учащихся.   В   пособии   даются   разнообразные   задания,   способствующие формированию   познавательной   деятельности     ребёнка,   такие   как   «Подумай», «Запомни», «Игра», и др. Изучение родного края начинается с изучения своего дома: дома­ жилища, дома­семьи,   дома­места   жизни   человека.   При   изучении   темы   «Жизнь   каждого члена   семьи»   дети   изучают   состав   семьи,   знакомятся   с   терминами   родства, составляют   рассказ   о   домашних   делах,   используя   семейные   фотографии   или рисунки.   Очень   интересное   задание   даётся   при   изучении   темы   «Отношения   в семье» ­ составь паспорт семьи, наклей фотографии членов своей семьи на брюшко гусеницы.   Дети не только с интересом  занимаются в классе по данным тетрадям, но и охотно   выполняют   работу   дома   с   родителями.   Вот,   например,   тема   «Моя родословная»   ­     дети   устанавливали   семейные   связи   (работа     в   классе)   и коллективная работа дома.   Это то, что мы успели сделать в первой четверти. В   дальнейшем   курс   предусматривает   изучение   истории   школы,   трудовую жизнь школы, посещение школьного музея. Затем вводится понятие малой родины, даются первоначальные исторические сведения о названии села. В рабочей тетради даны очень интересные задания по этой теме. Проводится заочное путешествие по древнему Воронежу; по современному городу по местам боевой славы. Так как я работаю в спаренных классах, то учащиеся 4 класса к этому уроку подготовят информацию о возникновении этих памятников. Тут же даётся задание – если бы ты был архитектором в нашем селе, кому бы ты поставил памятник? Нарисуй. Так же в рабочей тетради предусмотрены правила безопасного поведения        Рассмотрим, как  использование этой тетради  может помочь учителю  реализовать требования стандарта. Остановимся на возможностях развития  каждого  учебного универсального действия с помощью этой рабочей тетради.        Личностные универсальные учебные действия. Задания, опирающиеся на личный опыт  детей     (Например: «Закрась кружки с  изображением села. Сделай вывод, что такое село» или «Прогуляйся по селу».  Чего нельзя увидеть на этой прогулке? Объясни ошибки художника.» и др. )   формируют учебно­познавательный интерес к новому  материалу.  Как было  отмечено ранее, авторы сделали акцент в учебном материале на осознании  ребенком  принадлежности своей родине. Также этой цели способствуют такие  задания: «Нарисуй самое красивое место в своём селе» и др...  Формированию  ориентации в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих  людей способствуют  уроки  типа « Я – надежда Отечества». Включающий,  например, такие задания: Составь из слов пословицы и объясни их смысл, раскрась кружки рядом с добрыми героями красным цветом , а рядом со злым – зелёным и  др..           Регулятивные универсальные учебные действия.  Ребята учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью заданий такого рода: «Раскрась картинку в соответствии со значками , и ты  узнаешь, кого первыми пускали в новый дом».  Разнообразные пошаговые практические задания в тетрадях учат детей осуществлять самоконтроль и  планировать свою деятельность.. Например, после задания  указать профессии,   связанные : а) с природой     б) с людьми, ребёнок может самостоятельно себя  проверить по Приложению в конце тетради.         Познавательные универсальные учебные действия. В  тетради  есть задания подготовить сообщение о профессиях своих родителей, о  традициях своей семьи, о  народных праздниках, памятных местах своего села или  города, где ты побывал,  используя  дополнительную литературу, средства  массовой информации. Таким образом, ребенок учится осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевые  высказывания в устной и письменной форме, выделять существенную информацию из текстов разных видов, при возможности осуществлять поиск с использованием  Интернета. Творческие задания типа : «Представьте , что вы директор какого­то  предприятия. Составь устный рассказ об этом и нарисуй продукцию своего  предприятия» позволяет научиться строить рассуждения в форме связи простых  суждений об объекте, его особенностях, осуществлять анализ с выделением  существенных и несущественных признаков. Интересны задания по подготовке  устного сообщения о животных и растениях  своего  края, которые особенно  заинтересовали учащихся. Названия тем дают возможность учителю подготовить  восприятие детей и пробудить познавательный интерес перед началом ее изучения, например: «Я – надежда Отечества», «Земля – общий дом для всех людей».       Коммуникативные универсальные учебные действия.  Все темы, представленные в тетради разработаны  с опорой на опыт детей,  например детям  предлагается рассказать о впечатлениях от поездок в разные  уголки страны , поделиться  своими знаниями по тому или иному вопросу .  Вопросы из рубрики «Подумай!» дают ребенку возможность, опираясь на  полученную информацию, формулировать собственное мнение и позицию,  учитывать разные мнения других людей. Продолжать формировать  коммуникативные универсальные учебные действия можно через организацию   коллективной работы на уроке. Этому способствуют игры, загадки, кроссворды  которые предлагаются в тетради.  Такие задания требует от каждого участника  группы умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной  деятельности, а также умения работать с информацией, представленной в разных  формах.        Краткий анализ материалов данной рабочей тетради   показывает  соответствие федеральным государственным стандартам общего образования второго  поколения. Авторы заложили достаточно заданий и упражнений для развития всех  универсальных учебных действий,  достаточно заданий  для  самоконтроля.  Каждая представленная  тема ориентирована на нравственное, экологическое,  эстетическое воспитание, на пропаганду здорового образа жизни, изучение истории родного края. Задания имеют различную степень сложности.

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС

Изучение краеведческого материала как средство реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017