Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью которого он реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Кузнецова Е.В.
Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью которого он
реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные
особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными
характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере
определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния,
влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.
Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет
следующие профессиональноважные свойства личности клинического психолога:
проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к
установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность;
способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Еще в 1964 г.
Комитет по надзору и подготовке консультантов США определил перечень качеств
личности, необходимых консультанту: доверие к людям; уважение ценностей других
личностей; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; осознание
профессионального долга.
Известным отечественным специалистом в области психологического
консультирования Р. очюнасом были обобщены и выделены несколько факторов,
способных составить стержень модели личности эффективного психологаконсультанта
(как специалиста, наиболее близкого к клиническому психологу): аутентичность,
открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность,
толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, постановка
реалистичных целей, эмпатия.
Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие необходимые для
успешной профессиональной деятельности личностные особенности специалиста,
работающего с клиентом: безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;
чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом; пластичность
(динамичность в сочетании с гибкостью); эмоциональная сдержанность и терпимость;
поддержание общей культуры поведения; умение выстраивать и выдерживать до конца
свою линию поведения; наличие знаний в области возможного поведения людей вконфликтах; проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение
в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей, способность
отождествляться с самыми разными людьми; эмоциональная стабильность и
объективность; аутентичность; открытость собственному опыту; развитое самопознание;
сильная идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной
ответственности; стремление к глубине межличностных отношений; постановка
реалистичных целей.
В числе нежелательных черт личности профессионала выделяются: авторитарность;
пассивность и зависимость; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих
потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов;
невротическая установка в отношении гонораров за выполненную работу.
Существует несколько подходов к решению проблемы формирования личности
эффективного специалиста в профессиональной психологической деятельности. Одни
авторы, представляющие первый подход предлагают в качестве необходимых условий
эффективности специалиста рассматривать наличие профессиональноважных личностных
качеств.
Авторы второго подхода выделяют в качестве определяющего эффективность
деятельности фактор, определяемый как «коммуникативная компетентность». Под
коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, подходом к становлению личности
профессионала является подход,
профессиональной идентичности.
рассматривающий процесс становления
Профессиональная идентичность – многомерный и интегративный психологический
феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность,
развивается в ходе профессионального обучения в пространстве процессов
самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием
рефлексии.
Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из
источников является профессиональное образование, содержание которого определяют
нормативные государственные документы об образовании. В этих случаях основными
условиями становления профессиональной идентичности являются профессиональнаяосведомленность и личностные и средовые факторы и условия, влияющие на уровень
образованности в конкретной предметной области.
Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют субъективные
ожидания и возможности социальных перспектив, а также признание субъекта
что способствует утверждению
окружающими в качестве профессионала,
профессиональной идентичности. Существенное значение имеет профессиональная
самопрезентация.
Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не
только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы
мировоззрения, направлять развитие личности, формировать необходимые для
профессионала личностные качества с целью его оптимального функционирования и
адаптации.Литература
1.
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию
«психолог» // МоскваВоронеж: издво Московского психологосоциального института –
2009. 255 с.
2.
Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследования профессионального становления
студентов – психологов // Вестник Московского университета – Серия 14. Психология – №
3 – 200. С. 9 – 71.
3.
Кочюнас Р.
Основы психологического консультирования.– М.:
Академический проект, 2010. 357 с.