ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью которого он реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.
Иконка файла материала ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.docx
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Кузнецова Е.В. Инструментом   деятельности   клинического   психолога,   с   помощью   которого   он реализует   свои   профессиональные   функции,   является   его   личность.   Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками   конкретного   индивида,   а   с   другой   –   в   более   полной   мере определяющими   индивидуальные   поведенческие   реакции   и   психические   состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала. Национальная   ассоциация   профессиональной   ориентации   США   выделяет следующие   профессионально­важные   свойства   личности   клинического   психолога: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам   и   поведению   других   людей;   эмоциональная   стабильность   и   объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Еще в 1964 г. Комитет   по   надзору   и   подготовке   консультантов   США   определил   перечень   качеств личности,   необходимых   консультанту:   доверие   к   людям;   уважение   ценностей   других личностей;   проницательность;   отсутствие   предубеждений;   самопонимание;   осознание профессионального долга.  Известным   отечественным   специалистом   в   области   психологического консультирования   Р.   очюнасом   были   обобщены   и   выделены   несколько   факторов, способных   составить   стержень   модели   личности   эффективного   психолога­консультанта (как   специалиста,   наиболее   близкого   к   клиническому   психологу):   аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность   к   неопределенности,   принятие   личной   ответственности,   постановка реалистичных целей, эмпатия. Обобщая   все   вышесказанное,   можно   выделить   следующие   необходимые   для успешной   профессиональной   деятельности   личностные   особенности   специалиста, работающего с клиентом: безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей; чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом; пластичность (динамичность   в   сочетании   с   гибкостью);   эмоциональная   сдержанность   и   терпимость; поддержание общей культуры поведения; умение  выстраивать и  выдерживать  до конца свою   линию   поведения;   наличие   знаний   в   области   возможного   поведения   людей   вконфликтах; проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться   с   самыми   разными   людьми;   эмоциональная   стабильность   и объективность; аутентичность; открытость собственному опыту; развитое самопознание; сильная   идентичность;   толерантность   к   неопределенности;   принятие   личной ответственности;   стремление   к   глубине   межличностных   отношений;   постановка реалистичных целей. В числе нежелательных черт личности профессионала выделяются: авторитарность; пассивность и зависимость; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей;   неумение   быть   терпимым   к   различным   побуждениям   клиентов; невротическая установка в отношении гонораров за выполненную работу. Существует   несколько   подходов   к   решению   проблемы   формирования   личности эффективного   специалиста   в   профессиональной   психологической   деятельности.   Одни авторы,   представляющие   первый   подход   предлагают   в   качестве   необходимых   условий эффективности специалиста рассматривать наличие профессионально­важных личностных качеств. Авторы   второго   подхода   выделяют   в   качестве   определяющего   эффективность деятельности   фактор,   определяемый   как   «коммуникативная   компетентность».   Под коммуникативной   компетентностью   понимается   способность   устанавливать   и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Наиболее   перспективным,   на   наш   взгляд,   подходом   к   становлению   личности профессионала   является   подход, профессиональной идентичности.   рассматривающий   процесс   становления Профессиональная идентичность – многомерный и интегративный психологический феномен,   обеспечивающий   человеку   целостность,   тождественность   и   определенность, развивается   в   ходе   профессионального   обучения   в   пространстве   процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из источников   является   профессиональное   образование,   содержание   которого   определяют нормативные   государственные   документы   об   образовании.   В   этих   случаях   основными условиями   становления   профессиональной   идентичности   являются   профессиональнаяосведомленность   и   личностные   и   средовые   факторы   и   условия,   влияющие   на   уровень образованности в конкретной предметной области. Свою   роль   в   становлении   профессиональной   идентичности   играют   субъективные ожидания   и   возможности   социальных   перспектив,   а   также   признание   субъекта   что   способствует   утверждению окружающими   в   качестве   профессионала, профессиональной   идентичности.   Существенное   значение   имеет   профессиональная самопрезентация. Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы мировоззрения,   направлять   развитие   личности,   формировать   необходимые   для профессионала   личностные   качества   с   целью   его   оптимального   функционирования   и адаптации.Литература 1. Вачков   И.В.,   Гриншпун   И.Б.,   Пряжников   Н.С.   Введение   в   профессию «психолог» // Москва­Воронеж: изд­во Московского психолого­социального института – 2009. 255 с. 2. Зотова   Н.Н.,   Родина   О.Н.   Исследования   профессионального   становления студентов – психологов // Вестник Московского университета – Серия 14. Психология – № 3 – 200. С. 9 – 71. 3. Кочюнас   Р.   Основы   психологического   консультирования.–   М.: Академический проект, 2010. 357 с.