ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Оценка 4.7

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
11 кл
23.03.2018
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью которого он реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.docx
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Кузнецова Е.В. Инструментом   деятельности   клинического   психолога,   с   помощью   которого   он реализует   свои   профессиональные   функции,   является   его   личность.   Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками   конкретного   индивида,   а   с   другой   –   в   более   полной   мере определяющими   индивидуальные   поведенческие   реакции   и   психические   состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала. Национальная   ассоциация   профессиональной   ориентации   США   выделяет следующие   профессионально­важные   свойства   личности   клинического   психолога: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам   и   поведению   других   людей;   эмоциональная   стабильность   и   объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Еще в 1964 г. Комитет   по   надзору   и   подготовке   консультантов   США   определил   перечень   качеств личности,   необходимых   консультанту:   доверие   к   людям;   уважение   ценностей   других личностей;   проницательность;   отсутствие   предубеждений;   самопонимание;   осознание профессионального долга.  Известным   отечественным   специалистом   в   области   психологического консультирования   Р.   очюнасом   были   обобщены   и   выделены   несколько   факторов, способных   составить   стержень   модели   личности   эффективного   психолога­консультанта (как   специалиста,   наиболее   близкого   к   клиническому   психологу):   аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность   к   неопределенности,   принятие   личной   ответственности,   постановка реалистичных целей, эмпатия. Обобщая   все   вышесказанное,   можно   выделить   следующие   необходимые   для успешной   профессиональной   деятельности   личностные   особенности   специалиста, работающего с клиентом: безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей; чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом; пластичность (динамичность   в   сочетании   с   гибкостью);   эмоциональная   сдержанность   и   терпимость; поддержание общей культуры поведения; умение  выстраивать и  выдерживать  до конца свою   линию   поведения;   наличие   знаний   в   области   возможного   поведения   людей   в конфликтах; проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться   с   самыми   разными   людьми;   эмоциональная   стабильность   и объективность; аутентичность; открытость собственному опыту; развитое самопознание; сильная   идентичность;   толерантность   к   неопределенности;   принятие   личной ответственности;   стремление   к   глубине   межличностных   отношений;   постановка реалистичных целей. В числе нежелательных черт личности профессионала выделяются: авторитарность; пассивность и зависимость; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей;   неумение   быть   терпимым   к   различным   побуждениям   клиентов; невротическая установка в отношении гонораров за выполненную работу. Существует   несколько   подходов   к   решению   проблемы   формирования   личности эффективного   специалиста   в   профессиональной   психологической   деятельности.   Одни авторы,   представляющие   первый   подход   предлагают   в   качестве   необходимых   условий эффективности специалиста рассматривать наличие профессионально­важных личностных качеств. Авторы   второго   подхода   выделяют   в   качестве   определяющего   эффективность деятельности   фактор,   определяемый   как   «коммуникативная   компетентность».   Под коммуникативной   компетентностью   понимается   способность   устанавливать   и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Наиболее   перспективным,   на   наш   взгляд,   подходом   к   становлению   личности профессионала   является   подход, профессиональной идентичности.   рассматривающий   процесс   становления Профессиональная идентичность – многомерный и интегративный психологический феномен,   обеспечивающий   человеку   целостность,   тождественность   и   определенность, развивается   в   ходе   профессионального   обучения   в   пространстве   процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из источников   является   профессиональное   образование,   содержание   которого   определяют нормативные   государственные   документы   об   образовании.   В   этих   случаях   основными условиями   становления   профессиональной   идентичности   являются   профессиональная осведомленность   и   личностные   и   средовые   факторы   и   условия,   влияющие   на   уровень образованности в конкретной предметной области. Свою   роль   в   становлении   профессиональной   идентичности   играют   субъективные ожидания   и   возможности   социальных   перспектив,   а   также   признание   субъекта   что   способствует   утверждению окружающими   в   качестве   профессионала, профессиональной   идентичности.   Существенное   значение   имеет   профессиональная самопрезентация. Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы мировоззрения,   направлять   развитие   личности,   формировать   необходимые   для профессионала   личностные   качества   с   целью   его   оптимального   функционирования   и адаптации. Литература 1. Вачков   И.В.,   Гриншпун   И.Б.,   Пряжников   Н.С.   Введение   в   профессию «психолог» // Москва­Воронеж: изд­во Московского психолого­социального института – 2009. 255 с. 2. Зотова   Н.Н.,   Родина   О.Н.   Исследования   профессионального   становления студентов – психологов // Вестник Московского университета – Серия 14. Психология – № 3 – 200. С. 9 – 71. 3. Кочюнас   Р.   Основы   психологического   консультирования.–   М.: Академический проект, 2010. 357 с.

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018