Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью которого он реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА
Кузнецова Е.В.
Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью
которого он реализует свои профессиональные функции, является его
личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной
стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида,
а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные
поведенческие реакции и психические состояния,
влияющие на
эффективность и надежность деятельности профессионала.
Национальная ассоциация профессиональной ориентации США
выделяет следующие профессиональноважные свойства личности
клинического психолога: проявление глубокого интереса к людям и терпение
в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей;
эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие
других людей; уважение прав других людей. Еще в 1964 г. Комитет по
надзору и подготовке консультантов США определил перечень качеств
личности, необходимых консультанту: доверие к людям; уважение ценностей
других личностей;
отсутствие предубеждений;
самопонимание; осознание профессионального долга.
проницательность;
Известным отечественным специалистом в области психологического
консультирования Р. очюнасом были обобщены и выделены несколько
факторов, способных составить стержень модели личности эффективного
психологаконсультанта (как специалиста, наиболее близкого к клиническому
психологу): аутентичность, открытость собственному опыту, развитие
толерантность к
самопознания,
неопределенности,
постановка
реалистичных целей, эмпатия.
принятие личной ответственности,
сила личности и идентичность,
Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие необходимые
для успешной профессиональной деятельности личностные особенности
специалиста, работающего с клиентом: безоценочное отношение к
индивидуальным различиям людей; чуткость к эмоциональному состоянию
человека, который находится рядом; пластичность (динамичность в сочетании
с гибкостью); эмоциональная сдержанность и терпимость; поддержание общей
культуры поведения; умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию
поведения; наличие знаний в области возможного поведения людей в
конфликтах; проявление глубокого интереса к людям, следствием чего
является терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и
поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными
людьми; эмоциональная стабильность и объективность; аутентичность;открытость собственному опыту; развитое самопознание; сильная
идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной
ответственности; стремление к глубине межличностных отношений;
постановка реалистичных целей.
В числе нежелательных черт личности профессионала выделяются:
авторитарность; пассивность и зависимость; склонность использовать
клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к
различным побуждениям клиентов; невротическая установка в отношении
гонораров за выполненную работу.
Существует несколько подходов к решению проблемы формирования
личности эффективного специалиста в профессиональной психологической
деятельности. Одни авторы, представляющие первый подход предлагают в
качестве необходимых условий эффективности специалиста рассматривать
наличие профессиональноважных личностных качеств.
Авторы второго подхода выделяют в качестве определяющего
эффективность деятельности фактор, определяемый как «коммуникативная
компетентность». Под коммуникативной компетентностью понимается
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими
людьми.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, подходом к становлению
личности профессионала является подход, рассматривающий процесс
становления профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность – многомерный и интегративный
психологический феномен,
обеспечивающий человеку целостность,
тождественность и определенность, развивается в ходе профессионального
обучения в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и
персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии.
Профессиональная идентичность имеет разные источники
формирования.
Одним из источников является профессиональное
образование, содержание которого определяют нормативные государственные
документы об образовании. В этих случаях основными условиями
становления профессиональной идентичности являются профессиональная
осведомленность и личностные и средовые факторы и условия, влияющие на
уровень образованности в конкретной предметной области.
Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют
субъективные ожидания и возможности социальных перспектив, а также
признание субъекта окружающими в качестве профессионала, что
способствует утверждению профессиональной идентичности. Существенное
значение имеет профессиональная самопрезентация.
Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе
обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида,
но и закладывать основы мировоззрения, направлять развитие личности,формировать необходимые для профессионала личностные качества с целью
его оптимального функционирования и адаптации.Литература
1.
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в
профессию «психолог» // МоскваВоронеж: издво Московского психолого
социального института – 2009. 255 с.
2.
Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследования профессионального
становления студентов – психологов // Вестник Московского университета –
Серия 14. Психология – № 3 – 200. С. 9 – 71.
3.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.– М.:
Академический проект, 2010. 357 с.