ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инструментом деятельности клинического психолога, с помощью которого он реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.
Иконка файла материала ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.docx
ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Кузнецова Е.В. Инструментом   деятельности   клинического   психолога,   с   помощью которого   он   реализует   свои   профессиональные   функции,   является   его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а   с   другой   –   в   более   полной   мере   определяющими   индивидуальные поведенческие   реакции   и   психические   состояния,   влияющие   на эффективность и надежность деятельности профессионала. Национальная   ассоциация   профессиональной   ориентации   США выделяет   следующие   профессионально­важные   свойства   личности клинического психолога: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других   людей;   уважение   прав   других   людей.   Еще   в   1964   г.   Комитет   по надзору   и   подготовке   консультантов   США   определил   перечень   качеств личности, необходимых консультанту: доверие к людям; уважение ценностей других   личностей;   отсутствие   предубеждений; самопонимание; осознание профессионального долга.    проницательность; Известным   отечественным   специалистом   в   области   психологического консультирования   Р.   очюнасом   были   обобщены   и   выделены   несколько факторов,   способных   составить   стержень   модели   личности   эффективного психолога­консультанта (как специалиста, наиболее близкого к клиническому психологу):   аутентичность,   открытость   собственному   опыту,   развитие   толерантность   к самопознания, неопределенности,   постановка реалистичных целей, эмпатия.   принятие   личной   ответственности,   сила   личности   и   идентичность, Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие необходимые для   успешной   профессиональной   деятельности   личностные   особенности специалиста,   работающего   с   клиентом:   безоценочное   отношение   к индивидуальным   различиям   людей;   чуткость   к   эмоциональному   состоянию человека, который находится рядом; пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью); эмоциональная сдержанность и терпимость; поддержание общей культуры поведения; умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения;   наличие   знаний   в   области   возможного   поведения   людей   в конфликтах;   проявление   глубокого   интереса   к   людям,   следствием   чего является   терпение   в   общении   с   ними;   чувствительность   к   установкам   и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми;   эмоциональная   стабильность   и   объективность;   аутентичность;открытость   собственному   опыту;   развитое   самопознание;   сильная идентичность;   толерантность   к   неопределенности;   принятие   личной ответственности;   стремление   к   глубине   межличностных   отношений; постановка реалистичных целей. В   числе   нежелательных   черт   личности   профессионала   выделяются: авторитарность;   пассивность   и   зависимость;   склонность   использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным   побуждениям   клиентов;   невротическая   установка   в   отношении гонораров за выполненную работу. Существует несколько подходов к решению проблемы формирования личности   эффективного   специалиста   в   профессиональной   психологической деятельности.  Одни  авторы,  представляющие  первый  подход  предлагают  в качестве   необходимых   условий   эффективности   специалиста   рассматривать наличие профессионально­важных личностных качеств. Авторы   второго   подхода   выделяют   в   качестве   определяющего эффективность деятельности фактор, определяемый как «коммуникативная компетентность».   Под   коммуникативной   компетентностью   понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Наиболее   перспективным,   на   наш   взгляд,   подходом   к   становлению личности   профессионала   является   подход,   рассматривающий   процесс становления профессиональной идентичности. Профессиональная   идентичность   –   многомерный   и   интегративный психологический   феномен,   обеспечивающий   человеку   целостность, тождественность   и   определенность,  развивается   в   ходе   профессионального обучения   в   пространстве   процессов   самоопределения,   самоорганизации   и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Профессиональная   идентичность   имеет   разные   источники формирования.   Одним   из   источников   является   профессиональное образование, содержание которого определяют нормативные государственные документы   об   образовании.   В   этих   случаях   основными   условиями становления   профессиональной   идентичности   являются   профессиональная осведомленность и личностные и средовые факторы и условия, влияющие на уровень образованности в конкретной предметной области. Свою   роль   в   становлении   профессиональной   идентичности   играют субъективные   ожидания   и   возможности   социальных   перспектив,   а   также признание   субъекта   окружающими   в   качестве   профессионала,   что способствует   утверждению   профессиональной   идентичности.  Существенное значение имеет профессиональная самопрезентация. Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но   и   закладывать   основы   мировоззрения,   направлять   развитие   личности,формировать необходимые для профессионала личностные качества с целью его оптимального функционирования и адаптации.Литература 1. Вачков   И.В.,   Гриншпун   И.Б.,   Пряжников   Н.С.   Введение   в профессию «психолог» // Москва­Воронеж: изд­во Московского психолого­ социального института – 2009. 255 с. 2. Зотова   Н.Н.,   Родина   О.Н.   Исследования   профессионального становления студентов – психологов // Вестник Московского университета – Серия 14. Психология – № 3 – 200. С. 9 – 71. 3. Кочюнас   Р.   Основы   психологического   консультирования.–   М.: Академический проект, 2010. 357 с.