ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ
Оценка 5

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.04.2018
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ
Проблема отношений между подростками является актуальной проблемой в современном обществе. В подростковом возрасте отношение меняется, если раньше у него было главным общение со взрослым, то уже в этом возрасте общение со сверстниками становится главным. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей. Отношения становятся более близкими и подросток хорошо разделяет их на: товарищей, близких товарищей, близких друзей. Отношение выходят за приделы школы, появляются общие интересы, занятия, появляются компании которые общаются вместе в не только в школе но и за пределами ее, что занимает большую часть жизнь и общения подростков.
Belanovoy_A_S.docx
образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра психологии  Студент группы  ПОа­14­ 1 Беланова Анастасия  Сергеевна КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА:  ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ Работа защищена  с оценкой «_____________» Руководитель канд. псих. наук, доцент кафедры психологии Устинова О.А.  _____________________ «____»___________2017 г. Новокузнецк 2017 2 Содержание ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1Понятие отношений.........................................................................................6 1.2. Отношение в подростковом возрасте и ранней юности.............................9 1.3. Типы отношений « Я - другой», связь отношения к другим людям с типом ценности...................................................................................................18 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ........................................................................................22 2.1. Цели, задачи исследования.........................................................................22 2.2. Анализ результатов.....................................................................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................32 ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................................33 3 ВВЕДЕНИЕ Проблема   отношений   между   подростками   является   актуальной проблемой в современном обществе. В подростковом возрасте отношение меняется, если раньше у него было главным   общение   со   взрослым,   то   уже   в   этом   возрасте   общение   со сверстниками   становится   главным.  Важным   предрасполагающим   фактором общения   подростка   со   сверстниками   является   также   дефицит   внимания   к нему со стороны взрослых, особенно родителей. Отношения становятся более близкими   и   подросток   хорошо   разделяет   их   на:   товарищей,   близких товарищей,   близких   друзей.   Отношение   выходят   за   приделы   школы, появляются   общие   интересы,   занятия,   появляются   компании   которые общаются вместе в не только в школе но и за пределами ее, что занимает большую часть жизнь и общения подростков.  Она насыщена разнообразными событиями   и   происшествиями,   борьбой   и   столкновениями,   победами   и поражениями, открытиями, разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности   и   составляет   настоящую   жизнь   подростка,   в   которой   он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Группа сверстников становится для подростка референтной, т.е. субъективно значимой и эталонной, нормы и требования этой группы подросток принимает и разделяет. Объектом исследования: является отношения подростков. Предметом исследования: является особенности изучения отношений подростков.  4 Целью   данной   курсовой   работы:   является   изучить   отношения подростков к своим сверстникам. Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи: 1. 2. 3. 4. Раскрыть понятие отношений.  Изучить отношения в подростковом возрасте.  Изучить литературу по теме отношение подростков.  Изучить   методы   диагностики   отношений   в   подростковом возрасте.  5. Продиагностировать детей подросткового возраста. Гипотеза:   изучение   отношений   «я   и   другой»   направлено   на эгоистическую сторону.              5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Понятие отношений   Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по   какому­либо   признаку   взаиморасположение   субъектов,   объектов   и   их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношение к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе). Роль отношений в психологии В русском научно­психологическом языке этот термин появился после работ   А.Ф.   Лазурского,   который,   вычленив   в   человеке   эндопсихику   как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил   последнюю   в   виде   системы   отношений   субъекта   к действительности. Отправляясь от замысла Лазурского, термин "отношение" отстаивал в качестве   важнейшего   для   понимания   личности   в   норме   и   патологии В.Н.Мясищев. Он писал: "Исходя из того, что понятие отношения несводимо к   другим   и   неразложимо   на   другие,   надо   признать,   что   оно   представляет самостоятельный класс психологических понятий" Так, например, когда увлеченный "теорией отношений" В.Н.Мясищев определял   личность   как   "ансамбль   отношений",   он   утрачивал   перспективу 6 изучить   своеобразную   и   неисполнимую   этим   "ансамблем"   "симфонию" развития личности. Ведь за метакатегорией личности стоит мощный комплекс знаний   о   человеке,   собранных   в   различных   исследовательских   поисках   в особую  целостность,  игнорировать   интегральный   характер   которой   опасно. Этот   комплекс   существенно   оскудел   бы,   если   изъять   из   него   все,   кроме представлений   о   свойствах   и   структуре   личности,   объединенных   под термином "отношение". Еще хуже обстоит дело с позицией последователей этой линии, утверждающих, что, раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н.Мясищев видел психологический смысл отношения в том, что   оно   является   одной   из   форм   отражения   человеком   окружающей   его действительности,   что   формирование   отношений   в   структуре   личности человека   происходит   в   результате   отражения   им   на   сознательном   уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро­ и микробытия, в котором он живет. Категории отношения присущи такие признаки: 1. 2. 3. Заданная субъектом векторизованность психического акта,  Избирательность,  Установка   на   оценку   (позитивную,   негативную, выражающую безразличие), 4. Предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др. [1] Отношения классифицируют по следующим основаниям: 1. С точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные); 2. По   объему   власти   (отношения   по   вертикали   и   по горизонтали); 7 3. По   сферам   проявления   (правовые,   экономические, политические,   моральные,   религиозные,   эстетические,   межгрупповые, массовые, межличностные); 4. С   позиции   регламентированности   (официальные, неофициальные); 5. Исходя   из   внутренней   социально­психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.). [2] Виды отношений Отношения   бывают   природные,   социальные   и   индивидуальные (личностные). Природные   отношения   ­   отношения   объектов   природы,   задаются законами природы. Они включают отношения пространственные (я правее, он левее), физические (я легче, он тяжелее), питательные (трава и травоядные) и другие. Социальные   отношения   ­   это   отношения   между социальными группами или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе   экономической,   социальной,   политической,   культурной   жизни   и деятельности. Личностные, индивидуальные отношения, или просто отношения людей как носителей индивидуального культурного опыта. Такие отношения (свой или чужой, любимый или противный, преследователь и жертва) определяются индивидуальными эмоциями, решениями     или   сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми.   Говоря про   отношения   с   кем­то   или   чем­то,   обычно   описывают   возможности   и ограничения, желания и протесты, права и обязанности взаимовлияния. 8 Формальные отношения ­ название социальных отношений, в которых люди   выключают   свое   личное   и   начинают   руководствоваться   только правилами и условностями. Неформальные отношения ­ те, где присутствует личный момент. [3] Вывод Таким образом, отношение – это взаимоотношение субъектов, объектов и их свойств. Отношения классифицируют по пяти основаниям: владение и распоряжение   собственностью,   объекту   власти,   сфере   проявления, регламентированности,   социально   психологической   структуры.   Также выделяют три вида отношений: природные, социальные, личностные. 1.2. Отношение в подростковом возрасте и ранней юности    Особенно   интенсивное   развитие   общение   детей   со   своими сверстниками   получает   в   подростковом   возрасте.   Вовлечение   подростка   в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений   с   окружающими   людьми.   Он   сам   начинает   предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих   прав   соответственно   подчеркиваемым   взрослыми   людьми   его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у   подростка   нередко   возникают   разные   виды   протеста,   неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении,   негативизме.   Если   взрослый   осознает   причину   протеста   со стороны   подростка,   то   он   берет   на   себя   инициативу   в   перестройке взаимоотношений,   и   эта   перестройка   осуществляется   бесконфликтно.   В 9 противном   случае   возникает   серьезный   внешний   и   внутренний   конфликт, кризис   подросткового   возраста,  в   который   обычно   в   равной   степени оказываются   вовлеченными   и   подросток,   и   взрослый.   Конфликты   между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное   условие   предупреждения   и   преодоления   конфликта,   если   он   уже возник,—   переход   взрослого   на   новый   стиль   общения   с   подростком, изменение   отношения   к   нему   как   к   неразумному   дитя   на   отношение   к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий. Однако   фактическое   сохранение   у   подростков   в   их   психологии   и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения   к   своим   обязанностям,   а   также   отсутствие   у   них   способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И тем не менее промедление со стороны   взрослого   в   изменении   отношения   к   подростку   в   нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление   при   неблагоприятных   условиях   может   перерасти   в  стойкий межличностный   конфликт,   сохранение   которого   нередко   приводит   к задержкам   в   личностном   развитии   подростка.   У   него   появляется   апатия, отчуждение,   укрепляется   убеждение   в   том,   что   взрослые   вообще   не   в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток   более   всего   нуждается   в   понимании   и   поддержке   стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в 10 средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с   другом   по   содержанию   и   по   регулирующим   их   нормам.   Отношения   со сверстниками   обычно   строятся   как  равнопартнерские   и   управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются  неравноправными.  Поскольку   общение   с   товарищами   начинает приносить   подростку   больше   пользы   в   удовлетворении   его   актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков,   возможность   открыто   их   обсуждать,   не   опасаясь   быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами,— вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых   людей.   Наряду   с   непосредственным   интересом   друг   к   другу, который   характерен   для   общения   младших   школьников,   у   подростков появляются два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и   дружеские   (конец   подросткового   возраста).   В   старшем   подростковом возрасте   у   детей   встречаются   уже   три   разных   вида   взаимоотношений, отличающихся   друг   от   друга   по   степени   близости,   содержанию   и   тем функциям,   которые   они   выполняют   в   жизни.   Внешние,   эпизодические «деловые»   контакты   служат   удовлетворению   сиюминутных   интересов   и потребностей,   глубоко   не   затрагивающих   личность;   общение   на   уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально­личностного характера. 11 С   переходом   во   вторую   половину   подростничества   (примерно   с   VI класса   школы)   общение   подростков   превращается   в   самостоятельный   вид деятельности,   занимающий   достаточно   много   времени   и   выполняющий важную   жизненную   роль,   причем   значение   общения   со   сверстниками   для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку   не   сидится   дома,   он   рвется   к   товарищам,   проявляя   явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости   специальной   потребности   в   общении   —   аффилиативной потребности.   Неблагополучные   личные   взаимоотношения   с   товарищами воспринимаются  и переживаются  подростками  очень  тяжело,  и в этом мы можем   убедиться,   знакомясь   с   акцентуациями   характера,   свойственными подросткам.   Многими   детьми   этого   возраста   разрыв   личных   отношений   с товарищами   воспринимается   как   персональная   драма.   Для   того   чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать   все   возможное;   иногда   ради   этого   он   идет   на   прямое   нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения.  Атмосфера   таких   отношений   базируется   на   «кодексе товарищества»,   который   включает   в   себя   уважение   личного   достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти   на   помощь.   Особенно   в   подростковых   группах   осуждаются эгоистичность,   жадность,   нарушения   слова,   измена   товарищу,   зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение   в   группах   сверстников­подростков   не   только   отвергается,   но нередко   вызывает   ответные   реакции   по   отношению   к   нарушителю   кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких­либо интересных делах.  12 В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется  потребность в близком   друге,  возникают   особые   нравственные   требования   к   дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более   значимым   фактором,   определяющим   личные   взаимоотношения подростков.   Овладение   нравственными   нормами   составляет   важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. К   концу   этого   возраста   у   подростков   возникает   интерес   и   к   другу противоположного   пола,   стремление   нравиться   и,   как   следствие   этого, появляется   повышенное   внимание   к   своей   внешности,   одежде   манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное   для   подростков   необычное   внешнее   выражение.   Позднее характер   межполовых   отношений   меняется,   появляется   застенчивость, скованность   и   робость,   иногда   сопровождаемые   сохранением   «странной» внешней   атрибутики   в   поведении:   напускное   равнодушие,   презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т. п. Все эти симптомы характерны   для   детей,   обучающихся   уже   в   V—VI   классах.   В   это   время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др. 13 В VII—VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические   отношения,   они   начинают   писать   друг   другу   записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений   у   подростков   возникает   желание   становиться   лучше, появляется   потребность   к   самосовершенствованию.   В   этом   возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.  Отношение с людьми в ранней юности В ранней юности продолжается раздельное, относительно независимое развитие   взаимоотношений   детей   со   сверстниками   и   взрослыми. Взаимоотношения   со   сверстниками,   в   свою   очередь,   разделяются   на товарищеские   и   дружеские,   а   отношения   со   взрослыми   —   на   личные   и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем она была в подростковом возрасте, и в ней старшеклассники начинают   играть   множество   различных   социальных   ролей.   Всевозможные   в   которые   включаются   юноши   и   девушки, отношения,   теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие,   которые   внешне   и   внутренне   похожи   на   отношения,   существующие между   взрослыми   людьми.   Их   основой   становятся   взаимное   уважение   и равноправие. Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве,   причем   большая   часть   времени,   затрачиваемого   на   него, приходится на общение со сверстниками. Признанием и уважением у юношей и   девушек   пользуются   такие   сверстники,   которые   являются   их   близкими друзьями.   С   остальными   же   поддерживаются   только   товарищеские   или приятельские   отношения.   Особенной   популярностью   среди   детей   этого возраста   пользуются   те   из   товарищей,   которые   сами   по­доброму   и внимательно относятся к людям. Они всегда держатся естественно, уверенно, 14 энергичны, активны, являются лидерами, помогают своим друзьям в разных делах и в разрешении личных проблем. Напротив, скованные, неуверенные в себе,   нервозные,   замкнутые   юноши   и   девушки   вызывают   у   сверстников отрицательное   к   себе   отношение   и   нередко   оказываются   социально­ психологически   изолированными.   Не   пользуются   уважением   и   те,   чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и   равнодушен   к   другим   людям.   Разлад   взаимоотношений   со   сверстниками нередко   приводит   к   различным   формам   эмоциональной   и   социальной изоляции. В   возникновении   потребности   в   юношеской   дружбе,   в   стремлении   к установлению   близких   взаимоотношений   с   людьми   в   этом   возрасте наблюдаются   определенные   различия   между   мальчиками   и   девочками.   У девочек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора­два года раньше,   чем   у   мальчиков,   и   особенно   заметные   межполовые   различия наблюдаются в самом конце подросткового или в начале юношеского возраста в   стремлении   дружить   с  человеком   противоположного   пола.   Девочки,  как правило,   более   эмоциональны,   придают   гораздо   большее   значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем мальчики. Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и   сосуществуют   в   межличностных   отношениях.   Дружба   может   перейти   в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом они уже не в состоянии долгое время находиться   в   одиночестве.   Иногда   старшеклассники   бывают   настолько озабочены   и   поглощены   всем   тем,   что   непосредственно   связано   с влюбленностью, что забывают обо всем остальном. В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. [4] 15 В.А Сухомлинский подростка следующим образом:     обобщил   главные   черты 1) непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается   с  неумением   разобраться   в  сложных   явлениях  жизни –  с  другой; 2)   подросток   хочет   быть   хорошим,   стремится   к   идеалу.   Но   он   не   любит, когда   его   прямолинейно  воспитывают.  Его   раздражают   словесные   назидания. Подростки,   болезненно реагируют   на   несправедливость.   Неопытность   подростка   может   привести   к   воспитательную   фальш,   чётко   улавливают, тому,   что   из   добрых   побуждений   он   может   совершить   и   нечто предосудительное; 3)   подростку   хочется   быть   личностью.   Совершить   что­нибудь   героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду; 4)   у   подростка   выражено   противоречие   между   богатством   желаний   и ограниченностью   сил.   Отсюда   множественность   и   непостоянство   увлечений. Подросток обнаружить боится     свою   несостоятельность,   он   слишком   самолюбив   и   может   прикрываться показной   уверенностью,   за   которыми   скрывается   решительностью, беспомощность,   но   он   не   терпит   снисходительных   советов   и   часто поступает наперекор им; 5)   в   подростке   сочетаются   грубые   выходки,   а   также   и   романтическая восторженность.   Восхищение   красотой   и   ироническое   отношение   к   ней. Подросток   стыдится   своих   чувств.   Тонкие   человеческие   чувства   кажутся   что   его   будут   считать   чересчур ему   детскими.   Он   опасается, чувствительным,  и   поэтому   он   прикрывается   грубостью.   Прилив   физических сил   побуждает   к   деятельности.   Но   если   нет   нравственной   культуры,   можно растерять   добрые   чувства,   приобретенные   в   детские   годы.   Конечно,   не   у 16 каждого   подростка   проявляется   весь   набор   противоречий,   но   их   нельзя игнорировать. Поведение   подростков   по   самой   сути   своей   является   коллективно­ групповым. Поэтому к психологическим функциям общения подростков И.С. Кон относит: 1.   Общение   со   сверстниками   очень   важный   специфический   канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. 2.   Это   специфический   вид   деятельности   и   межличностных   отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит личные   интересы   с   общественными.   Вне   общества   сверстников,   ребенок   не может   выработать   необходимых   взрослому   коммуникативных   качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой. 3.   Это   специфический   вид   эмоционального   контакта.   Сознание групповой   принадлежности,   солидарности,   товарищеской   взаимопомощи   не только   облегчает   подростку   автономизацию   от   взрослых,   но   и   дает   ему чрезвычайно   важное   для   него   чувство   эмоционального   благополучия   и устойчивости. [5]  Вывод Таким образом, активно развивается сфера отношений в подростковом возрасте, он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым,   сопротивляется   и   протестует   против   обращения   с   ним   как   с 17 маленьким.   На   первом   месте   во   взаимоотношениях   подростков   стоят товарищеские   отношения.   В   группах   подростков   обычно   устанавливаются отношения лидерства, к концу этого возраста у подростков возникает интерес и   к   другу   противоположного   пола.   Взаимоотношения   со   сверстниками   в ранней юности, в свою очередь, разделяются на товарищеские и дружеские, а отношения   со   взрослыми   —   на   личные   и   деловые.   Выделяют   3   функции общения   подростков:   общение   со   сверстниками,   специфический   вид   специфический   вид деятельности   и   межличностных   отношений,   эмоционального контакта. 1.3. Типы отношений « Я ­ другой», связь отношения к другим людям с  типом ценности Первый   тип   ­   встречается   у   детей   с   ценностью   реально­привычного функционирования   и   ценностью   деятельности   (чаще   так   называемого делания). Для этих детей характерна невыделенность себя как субъекта из нерасчлененного   конкретно­ситуативного   их   опыта   (при   ценностности реально­привычного   функционирования)   или   полное   отождествление, ограничение   содержания   своего   «Я»   с   действием,   точнее   «деланием». Аналогично   у   этих   детей   и   восприятие   другого.   Последний   как   бы   не существует, незначим для детей сам по себе. Они не обращают внимания, не реагируют и не проявляют сочувствие к нему, когда тот «плачет», ничем не отзываются на просьбу успокоить его. Дети с ценностью реально­привычного функционирования могут довольно долго выполнять заданную деятельность, отказываясь прекратить ее при «провокациях» со стороны экспериментатора и   это   объясняется   двумя   факторами:   описанным   выше   феноменом 18 «погружения   в   ситуацию»   и   тем,   что   ни   занятия   в   группе,   ни   отношение воспитательницы или педагога и даже других детей – все это личностно не значимо   для   детей.   То   же   наблюдается   и   у   детей   с   ценностностью деятельности или «делания».  Прекращают выполнять работу в следующих случаях: 1. При   наступлении   насыщения,   т.е.   когда   исходная мотивировка   монотонной   деятельности   как   бы   истощается,   перестает работать; 2. При предложении того, что является для этих детей более значимым, чем выполнение заданной деятельности. У   разных   детей   предпочтения   разные,   но   все   они   из   опыта   реально­ привычного функционирования: помогать маме, дежурить в группе; у детей с ценностностью «делания» любимые действия: кататься на машинке. Эгоистическая   тенденция   в   отношении   «Я   ­   другой»   явно   и   ярко выражена. Даже осуществляя нужную деятельность, дети выполняют ее не для другого, а а реализуют свою ценностность. Никаких попыток совместить «свое»   и   то,   что   нужно   для   другого,   нет,   т.е.   выявляется   абсолютная неспособность   соотносить   «себя»   и   «другого»,   полное   отсутствие «способности быть собой и другим». Второй тип отношения «Я ­ другой» характеризуется тем, что другой человек   воспринимается   и   осознается   детьми   в   связи   и   контексте определенной значимой для них ситуации. Данный тип проявляется у детей с ценностностью   общения   с   требованиями,   нормами   или   учебной деятельностью. Эгоцентрическая тенденция в целом является ведущей.  Понимание   ситуации   (а   в   ней   ­   и   другого   человека)   с   точки   зрения требований,   норм,   отсутствие   сопереживания,   формальность   помощи   и 19 обращения к другому, тенденция выбора «своего» ­ являются показателями денного типа отношения. Третий тип. Казалось бы от этого внешнего очень отличаются поведение и особенности отношения к другому, детей с третьим типом отношений ­  с ценностностью общения. Они ведут себя свободно, раскованно, оживлены, все время общаются с другим. Войдя в комнату, сразу обращают внимание на другого ребенка и пытаются не сколько успокоить его, сколько общаться. Охотно   соглашаются   помочь,   но   сначала,   как   правило,   предлагают совместную деятельность. При   четвертом   типе   наиболее   значимо   отношение   к   ребенку   других людей.  Он   соглашается   помочь   (именно   помочь,  а  не  просто   –  выполнить требуемую деятельность) только при разыгрывании ситуации другого ребенка с таким содержанием, как: его будут ругать, с ним не будут дружить ребята и и.п. (т.е. отношение к тому со стороны взрослых и детей). Дети воспринимают и   принимают   это   через   свой,   значимый   для   них,   опят   отношений   и соглашаются помогать. Однако свои желания сильны и они пытаются как­то совместить   их   с   тем,   что   нужно   для   другого.   У   детей   с   данным   типом отношения есть и предпочитаемое лицо, которое одновременно является и идеалом.  При пятом типе у детей с ценностностю отношений, для которых их отношение к другим важнее, нежели отношение других к себе. Такие дети встречаются редко.                      Шестой тип отношения. Сочетание ценностности реально­привычного функционирования   и   ценностности   учебной   деятельности   и   действия   в соответствии с требованиями взрослых. У этих детей имеет место быть как бы сочетание двух типов опыта: реально­привычного функционирования ­ и этот опыт более всего обуславливает тенденцию «быть собой» ­ и учебной 20 деятельности   и   особенно, воспринимается или который лежит в основе тенденции «быть другим».    требований   взрослых,   через   который Седьмой тип отношения имеет место быть при сочетании двух других типов ценности: отношении и деятельности, чаще всего сочетании ­ «делания» «т.е.   выполнение   действий,   операций   при   недостаточной   направленности продукта, соответствующего требованиям, цели). Восьмой   тип   отношения   характерен   для   тех   детей,   у   которых сформировались   все   три   ценностоностей   :   продуктивной   деятельности, личностных   отношений   и   деятельности   (т.е.   то,   что   мы   обозначаем   как универсальные   ценности).   Данный   тип   отношения   отличается   высокой степенью выраженности тенденции «быть собой» и «быть другим». Данный тип отношений «Я – другой» является высшим, т.е. отвечающим указанным выше показателям оптимального уровня (типа) его развития. [6] Вывод  Таким образом, выделяют 8 типов отношений «Я – другой», но все эти типы имеют эгоцентрическую направленность отношений. Также в этих типах встречаются смешанные типы, но не смотря на это они не перестают быть эгоцентричны.  21 ГЛАВА 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ. 2.1. Цели, задачи исследования Цель исследования: изучить отношение подростка к себе и к другим сверстникам. Задачи исследования: 1. 2. 3. Узнать отношение у подростков к самому себе. Узнать отношение у подростков к сверстникам. Узнать   из­за   чего   у   подростки   относятся   к   сверстникам эгоцентрически. Гипотеза:   исследование   направлено   на   эгоцентрическую   сторону личности. Исследование проводилось на базе  МБ НОУ «Лицей № 111», учащиеся 7 «А» класса. «Диагностика межличностных отношений»  Методика   создана   Т.   Лири,   Г.   Лефоржем,   Р.   Сазеком   в   1954   г.   и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной   методики   выявляется   преобладающий   тип   отношений   к   людям   в самооценке и взаимооценке.  При   исследовании   межличностных   отношений   наиболее   часто выделяются   два   фактора:   доминирование­подчинение   и   дружелюбие­ агрессивность.   Именно   эти   факторы   определяют   общее   впечатление   о человеке в процессах межличностного восприятия. 22 Для   представления   основных   социальных   ориентации   Т.   Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование­подчинение, дружелюбие­враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для   еще   более   тонкого   описания   круг   делят   на   16   секторов,   но   чаще используются   октанты, относительно двух главных осей.    определенным   образом   ориентированные Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование­подчинение) и горизонтальная (дружелюбие­враждебность)   оси.   Расстояние   полученных   показателей   от центра   окружности   указывает   на   адаптивность   или   экстремальность интерперсонального поведения.  Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов   отношений   образуются   16   пунктов,   упорядоченных   по   восходящей интенсивности.   Методика   построена   так,   что   суждения,   направленные   на выяснение какого­либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом:   они   группируются   по   4   и   повторяются   через   равное   количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.             Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки,   оценки   близких   людей,   для   описания   идеального   "Я".   В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. 23 Инструкция Вам   предлагается   список   характеристик.   Следует внимательно   прочесть   каждую   и   решить,   соответствует   ли   она   вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее знаком «плюс» или напишите   напротив   нее  «да».  Если   не  соответствует –  ничего   не  пишите.  Одновременно   или   последовательно   можно   оценить   предложенные характеристики с точки зрения "Я­ в идеале" (каким хотите быть), а также того,   как   подходят   эти   характеристики   какому­либо   интересующему   вас человеку   ­   "мой   партнер".   Старайтесь   быть   искренним.   Если   нет   полной уверенности, знак "+" не ставьте. 2.2. Анализ результатов По результатам исследования получилось, что во взаимоотношениях со сверстниками у подростков присутствует: Мельников Сергей   I Авторитальность  10 II Эгоистичность 11 III Агрессивность 11 IV Подозрительность 14 V Подчиняемость 7 VI Зависимость 10 VII Дружелюбность 8 VIII Альтруистичность 11 24 Исходя из результатов у Мельникова Сергея преобладают такие виды отношений   между   сверстниками   как   подозрительность,   эгоистичность, агрессивность,   альтруистичность.   Враждебно   относится   к   окружающим, эгоистические   черты   направлены   на   себя,   требовательный   прямолинейный, гиперответсвенный.   Если   не   научить   ребенка   правильно   относится   к окружающим, то это может привести к одиночеству и быстрому выгоранию. (Приложение 2)      Каукина Елена  I Авторитальность  11 II Эгоистичность 10 III Агрессивность 9 IV Подозрительность 10 V Подчиняемость 11 VI Зависимость 6 VII Дружелюбность 9 VIII Альтруистичность 9 Исходя   из   результатов   у   Каукиной   Елены   преобладают   такие   виды отношений   между   сверстниками   как   авторитарность,   подчиняемость, эгоистичность и подозрительность. Успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, застенчив, легко смущается,  ориентирован на себя,   необщительный,   испытывает   трудности   в склонен   к   соперничеству,   интерперсональных контактах из­за неуверенности в себе. Подросток любит 25 проявлять власть, но она проявляется в том что нужно ему, а не другим. (Приложение 3)       Плетнев Кирилл  I Авторитальность  10 II Эгоистичность 10 III Агрессивность 10 IV Подозрительность 6 V Подчиняемость 10 VI Зависимость 5 VII Дружелюбность 4 VIII Альтруистичность 4 Исходя   из   результатов   у   Плетнев   Кирилл   преобладают   такие   виды отношений   между   сверстниками   как   авторитарность,   эгоистичность, агрессивность, подчиняемость. Компетентный, авторитетный лидер,  требует к себе уважения, эгоистические черты, ориентация на себя, требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из­за неуверенности в себе. Требовательность в уважении к себе иногда проявляя агрессивность, также он проявляется авторитарность к другим не обращая внимания на других, то есть с эгоцентрической стороной. Но не смотря на авторитарность, он может подчиняться. (Приложение 4)     Алиев Вусал  26 I Авторитальность  10 II Эгоистичность 10 III Агрессивность 12 IV Подозрительность 12 V Подчиняемость 9 VI Зависимость 6 VII Дружелюбность 7 VIII Альтруистичность 9 Исходя   из   результатов   у   Алиев   Вусал   преобладают   такие   виды отношений   между   сверстниками   как   агрессивность,   подозрительность, авторитальность,   прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других,   критичный, необщительный,   требовательный,   Эгоистичность. испытывает   трудности   в   интерперсональных,     подозрительности   и   боязни плохого отношения, доминантный, успешный в делах, любит давать советы, эгоистические черты, ориентация на себя. Агрессивность возникает из­за того что он хочет всеми командовать, из­за эгоистического статуса он становится подозрительным. (Приложение 5)   Костина Юлия I Авторитальность  11 II Эгоистичность 12 III Агрессивность 9 27 IV Подозрительность 12 V Подчиняемость 11 VI Зависимость 7 VII Дружелюбность 10 VIII Альтруистичность 14 Исходя   из   результатов   у   Костина   Юлия   преобладают   такие   виды отношений   между   сверстниками   как   альтруистичность,   эгоистичность, подозрительность,   авторитарность,   подчиняемость.   Гиперответственный, всегда   приносит   в   жертву   свои   интересы,   стремится   помочь   и   сострадать всем,   навязчивый   в   своей   помощи   и   слишком   активный   по   отношению   к окружающим, эгоистические черты, ориентация на себя, подозрительности и боязни   плохого   отношения,   замкнутый,   авторитетный   лидер,   успешный   в делах,   требует   к   себе   уважения,   застенчивый,   кроткий,   легко   смущается. Всегда   приносит   в   жертву   свои   интересы   из­за   этого   он   чаше   других подчиняется сверстникам или более старшим. Проявляет власть в своих целях в связи с этим он становится подозрителен. (Приложение 6)       Гемчух Данил I Авторитальность  8 II Эгоистичность 12 III Агрессивность 9 IV Подозрительность 12 V Подчиняемость 11 28 VI Зависимость 9 VII Дружелюбность 9 VIII Альтруистичность 9 Исходя   из   результатов   у   Гемчух   Данил   преобладают   такие   виды отношений   между   сверстниками   как   эгоистичность,   подозрительность, подчиняемость. Эгоистические черты, ориентация на себя, подозрительности и   боязни   плохого   отношения,   замкнутый,   скептичный,   разочарованный   в людях, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному. В своей эгоистической направленности он бывает подозрителен к другим людям и не всегда идет на контакт с другими. Но в свою очередь он подчиняется другим. (Приложение 7)  Фумов Дмитрий I Авторитальность  12 II Эгоистичность 12 III Агрессивность 15 IV Подозрительность 10 V Подчиняемость 5 VI Зависимость 11 VII Дружелюбность 11 VIII Альтруистичность 11 29 Исходя   из   результатов   у   Фумова   Дмитрия   преобладают   такие   виды отношений   между   сверстниками   как   агрессивность,   авторитарность, эгоистичность.   Требовательный,   прямолинейный,   откровенный,   строгий   и резкий   в   оценке   других,   доминантный,   энергичный,   компетентный, авторитетный   лидер,   требует   к   себе   уважения,   эгоистические   черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. Агрессивность возникает если другие не выполняют того, что он хочет или возникает соперничество с ними. Предъявляет требования к себе. (Приложение 8) Вывод:  Таким   образом,   из   проведенного     исследования   ясно,   что   у   всех испытуемых есть эгоистическая направленность. Из них 7 человек у которых ярко   выражена   эгоцентрическая   сторона,   у   остальных   5   эгоцентрическая сторона есть, но она в большей степени связана с определенными ситуациями. Данное   исследование   показывает   то,   что   эгоцентрическая   сторона   в подростковом возрасте не отъемлемая часть личности.  Отсюда следует, что цель   поставленная   в   ходе   исследования   достигнута,  задачи   стоящие   перед исследуемым выполнены.                30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, отношение ­ в самом общем виде — фиксированное по какому­либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Оно   бывает   природным,   социальным   и   личностным.   Активно   развивается сфера   отношений   в   подростковом   возрасте,   он   сам   начинает   предъявлять повышенные   требования   к   себе   и   ко   взрослым.   На   первом   месте   во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Выделяют 8 типов   отношений   «Я   –   другой»,   но   все   эти   типы   имеют   эгоцентрическую направленность отношений.  Из   проведенного  из   проведенного     исследования   ясно,   что   у   всех испытуемых есть эгоистическая направленность. Из диагностики понятно, что эгоцентрическая   сторона   в   подростковом   возрасте   не   отъемлемая   часть личности.   Отсюда   следует,   что   цель   курсовой   работы   достигнута,   задачи выполнены, гипотеза верна.   31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский «Основы теоретической психологии». –  Москва, 2012. 2. Рsyera гуманитарно­правовой портал  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://psyera.ru/2495/ponyatie­i­vidy­socialnyh­otnosheniy. Згл. с  экрана. 3. Психологос энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/otnosheniya. Згл. с  экрана. 4. Р. С.Немов  «Психология» Книга 2. ­   Москва «Просвещение», 1995. – 218 с. 5. Учебные материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://works.doklad.ru/view/qSjhv8arXBM/2.html. Згл. с  экрана. 6. Н.И. Непомнящая «Психодиагностика личности». – Москва, 2003. – 101 с.      32 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Опросник I II 1. Другие думают о нем благосклонно  2. Производит впечатление на окружающих  3. Умеет распоряжаться, приказывать  4. Умеет настоять на своем 5. Обладает чувством достоинства  6. Независимый  7. Способен сам позаботиться о себе  8. Может проявлять безразличие III 9. Способен быть суровым  10. Строгий, но справедливый  11. Может быть искренним  12. Критичен к другим IV 13. Любит поплакаться  14. Часто печален  15. Способен проявлять недоверие  16. Часто разочаровывается V 17. Способен быть критичным к себе  18. Способен признать свою неправоту  19. Охотно подчиняется  20. Уступчивый VI 21. Благодарный  22. Восхищающийся, склонный к подражанию  23. Уважительный  24. Ищущий одобрения VII 25. Способен к сотрудничеству  26. Стремится ужиться с другими  27. Дружелюбный, доброжелательный  28. Внимательный, ласковый VIII 29. Деликатный  30. Одобряющий  31. Отзывчивый на призывы о помощи  32. Бескорыстный 33. Способен вызвать восхищение  34. Пользуется у других уважением  35. Обладает талантом руководителя  I 33 II 36. Любит ответственность 37. Уверен в себе  38. Самоуверен, напорист  39. Деловитый, практичный  40. Любит соревноваться III 41. Строгий и крутой, где надо  42. Неумолимый, но беспристрастный  43. Раздражительный  44. Открытый, прямолинейный IV 45. Не терпит, чтобы им командовали  46. Скептичен  47. На него трудно произвести впечатление  48. Обидчивый, щепетильный V 49. Легко смущается  50. Не уверенный в себе  51. Уступчивый  52. Скромный VI 53. Часто прибегает к помощи других  54. Очень почитает авторитеты  55. Охотно принимает советы  56. Доверчив и стремится радовать других VII 57. Всегда любезен в обхождении  58. Дорожит мнением окружающих  59. Общительный, уживчивый  60. Добросердечный VIII 61. Добрый, вселяющий уверенность  I II 62. Нежный, мягкосердечный  63. Любит заботиться о других  64. Бескорыстный, щедрый 65. Любит давать советы  66. Производит впечатление значимости  67. Начальственно­повелительный  68. Властный 69. Хвастливый  70. Надменный и самодовольный  71. Думает только о себе  72. Хитрый, расчетливый III 73. Нетерпим к ошибкам других  74. Своекорыстный  75. Откровенный  76. Часто недружелюбен 34 IV 77. Озлобленный  78. Жалобщик  79. Ревнивый  80. Долго помнит свои обиды V 81. Склонный к самобичеванию  82. Застенчивый  83. Безынициативный  84. Кроткий VI 85. Зависимый, несамостоятельный  86. Любит подчиняться  87. Предоставляет другим принимать решения  88. Легко попадает впросак VII 89. Легко поддается влиянию друзей  90. Готов довериться любому  91. Благорасположен ко всем без разбору  92. Всем симпатизирует VIII 93. Прощает все  I II 94. Переполнен чрезмерным сочувствием  95. Великодушен, терпим к недостаткам  96. Стремится покровительствовать 97. Стремится к успеху  98. Ожидает восхищения от каждого  99. Распоряжается другими  100. Деспотичный 101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным  качествам)  102. Тщеславный  103. Эгоистичный  104. Холодный, черствый III 105. Язвительный, насмешливый  106. Злой, жестокий  107. Часто гневлив  108. Бесчувственный, равнодушный IV 109. Злопамятный  110. Проникнут духом противоречия  111. Упрямый  112. Недоверчивый, подозрительный V 113. Робкий  114. Стыдливый  115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться  116. Мягкотелый 35 VI 117. Почти никогда и никому не возражает  118. Навязчивый  119. Любит, чтобы его опекали  120. Чрезмерно доверчив VII 121. Стремится сыскать расположение каждого  122. Со всеми соглашается  123. Всегда дружелюбен  124. Любит всех VIII 125. Слишком снисходителен к окружающим  126. Старается утешить каждого  127. Заботится о других в ущерб себе  128. Портит людей чрезмерной добротой 36 Приложение 2 Мельников Сергей  I II III IV V VI VII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 + ­ + + + + + + + + + + ­ + + + + + ­ + + + + + + + 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 ­ ­ + + + + ­ + ­ ­ ­ + + + ­ + + + ­ ­ ­ ­ + + ­ ­ 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 + ­ + ­ + ­ ­ + + + ­ + + + + + + + ­ ­ + + + ­ ­ + 37 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 + ­ + + + + ­ ­ + + + ­ + + + + ­ ­ ­ ­ ­ + ­ ­ + ­ VIII 27 28 29 30 31 32 + + + + + + 59 60 61 62 63 64 + + + ­ + + 91 92 93 94 95 96 + ­ + + ­ + 123 124 125 126 127 128 ­ ­ + ­ ­ ­ I Авторитарный 10 II Эгоистический 11 III Агрессивный 11 IV Подозрительный 14 V Подчиняемый 7 VI Зависимый 10 VII Дружелюбный 8 VIII Альтруистический 11 38 Приложение 3 Каукиной Елены I II III IV V VI VII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ­ + + ­ + ­ + + + ­ + + + + + + + + ­ + + + + + + + 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 + + + + + + ­ + ­ ­ ­ + + ­ + + + + + ­ ­ ­ ­ + + + 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 + + + ­ + ­ + + + + + + ­ + + + + + ­ + ­ ­ ­ + + ­ 39 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 + ­ + ­ ­ ­ + ­ ­ ­ + ­ ­ ­ ­ ­ + + ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ VIII 27 28 29 30 31 32 + + + + + ­ 59 60 61 62 63 64 + + + + + + 91 92 93 94 95 96 + + ­ ­ ­ ­ 123 124 125 126 127 128 ­ ­ + + ­ ­ I Авторитарный 11 II Эгоистический 10 III Агрессивный 9 IV Подозрительный 10 V Подчиняемый 11 VI Зависимый 6 VII Дружелюбный 9 VIII Альтруистический 9 40 Приложение 4 Плетнев Кирилл I II III IV V VI VII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ­ ­ + + + + + + + ­  + + ­ ­ + + + + + + + + + ­ + + 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 + ­ + ­ + ­ ­ + + ­ ­ + + ­ ­ ­ + + ­ ­ ­ ­ ­ + ­ ­ 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 + ­ + + ­ ­ + + + + + ­ + ­ ­ ­ ­ + + + ­ ­ ­ ­ + ­ 41 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 + ­ + + ­ ­ + + + + ­ + ­ ­ + + + ­ ­ ­ ­ + ­ ­ ­ ­ VIII 27 28 29 30 31 32 ­ ­ + + ­ ­ 59 60 61 62 63 64 ­ ­ ­ ­ ­ + 91 92 93 94 95 96 + ­ + ­ ­ ­ 123 124 125 126 127 128 ­ ­ ­ ­ ­ ­ I Авторитарный 10 II Эгоистический 10 III Агрессивный 10 IV Подозрительный 6 V Подчиняемый 10 VI Зависимый 5 VII Дружелюбный 4 VIII Альтруистический 4 42 Приложение 5 Алиев Вусал I II III IV V VI VII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ­ ­ + + + + + + + + + + ­ + + + ­ ­ ­ + + + + ­ + + 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 + ­ + + ­ ­ + + + + + ­ + ­ ­ + + + ­ + + ­ + + ­ ­ 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 + + + + + + + + + + + ­ + + + + + ­ + + ­ ­ ­ ­ ­ + 43 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 + ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ + ­ + ­ + ­ + + + ­ ­ + ­ + ­ ­ + ­ VIII 27 28 29 30 31 32 + ­ ­ + + + 59 60 61 62 63 64 + + + + + + 91 92 93 94 95 96 + ­ ­ ­ ­ ­ 123 124 125 126 127 128 ­ ­ + ­ ­ + I Авторитарный 10 II Эгоистический 10 III Агрессивный 12  IV Подозрительный 12 V Подчиняемый 9 VI Зависимый 6 VII Дружелюбный 7 VIII Альтруистический 9 44

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «Я И ДРУГОЙ» У ПОДРОСТКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018