Изучения экзаменационного стресса у студентов гуманитарного профиля
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
администрации +1
Взрослым
19.12.2018
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет
им. М.К. Аммосова»
Автодорожный факультет
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17
Расторгуев Александр Александрович
Изучения экзаменационного стресса у студентов гуманитарного профиля
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде.
Цель исследования- это изучение влияния стресса на студентов в экзаменационный период. Предмет исследования: влияние стресса на студентов в экзаменационный период. Объект исследования: студенты 4 курса гуманитарного профиля в количестве 61 человека (52 девушки, 9 юношей).
Мы предполагаем, что экзаменационное напряжение провоцируют появление у студентов стрессовых состояний, оказывающих негативное психофизиологическое и социально-психологическое воздействие во время сдачи сессии.
В целях изучения экзаменационного стресса у студентов и его динамики протекания был проведён эксперимент, состоящий из трех этапов. На первом этапе при помощи бланка «Анкета изучения экзаменационного стресса студентов и динамика его протекания» были обследованы студенты 4-го курса гуманитарного профиля в количестве 61 человека. Что касается эмоционального и физического состояния опрошенных студентов, то многие из них отмечают, что ощущают психическую напряженность в своем организме, им невозможно работать в полную силу, они не способны думать о других задачах, появляются головные боли, замечается скованность движений, болит живот и определяется учащенное сердцебиение, изменяется аппетит (увеличивается или ухудшается), тремор рук, появляется раздражительность, нарушается сон, появляется внутренняя дрожь, ощущается озноб.
Как показали результаты анкетирования, для снижения уровня стресса в экзаменационный период, большинство студентов «старается хорошо выглядеть, быть уверенным, сосредотачивается, поддерживает ровное и глубокое дыхание». Кроме того, справиться с волнением помогает общение с друзьями.
На втором этапе при помощи психологических тестов, способствующих измерению напряженности и личностных качеств студентов (16 PF (факторный личностный опросник Р. Кеттелла), Спилбергера-Ханина, Р. Амтхауэра, из которого использовались четыре теста из девяти – (LS), (RA), (WV), (ME), было осуществлено измерение этих показателей в обычных условиях деятельности. В целях измерения динамики психической напряженности студентов она измерялась перед началом, через пять минут после начала смоделированного экзамена, через пятнадцать минут и после выполнения трудного задания. На полученной базе данных проведен корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязей личностных особенностей студентов с показателями уровня стресса.
Из результатов тестирований можно сделать вывод, что студенты каждый по-своему реагируют на трудную ситуацию, одни обследуемые мобилизуются и уменьшают уровень тревожности, действуют более продуктивно, чем обследуемые, у которых уровень ситуативной тревожности возрастает под действием фактора решения учебных задач.
Проведенное исследование при помощи психологических тестов не выявило больших корреляционных зависимостей между личностными характеристиками студентов и их способностями оптимизировать стрессовую нагрузку, возникающую при сдаче экзамена. Данный результат можно объяснить, например, тем, что каждый студент по-своему реагирует на взятый для ответа экзаменационный билет, для неподготовленного студента он будет являться стрессором и может вызвать дискомфорт, сердцебиение, озноб, ощущение жажды и так далее, а знающий учебный материал обучаемый данный стрессор может и не заметить.
На третьем этапе были изучены практические методы коррекции стресса, которые основываются на следующих положениях:
• адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере;
• психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации человека, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адаптации в целом.
Очень часто неблагоприятные последствия возникают у студентов не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.
Основными способами выхода из напряженной ситуации являются:
• изменение или ликвидация проблемы;
• уменьшение воздействия проблемы за счет смещения точки зрения на другой объект, более приятный;
• облегчение воздействия стресса с помощью практических методов коррекции;
• правильный выбор момента для принятия решения или реализации своего плана;
ослабление мотивации;
• правильная оценка происходящего события; подготовка заранее стратегий отступления;
бессмысленность борьбы с уже свершившимся фактом.
Таким образом, нами изучены стрессовые состояния студентов в период сдачи сессии, проведен анализ экзаменационного стресса у студентов разных, выявлены его причины.
На основании полученных результатов мы приходим к выводу о том, что ведущим способом оптимизации чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции, профессионализм деятельности. Прогноз стрессовых реакций студента на процедуру экзамена невозможен без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.
Подытоживая, можно отметить, что поиск оптимальных методов психологической профилактики и коррекции, неблагоприятных психоэмоциональных состояний студентов в настоящее время является достаточно актуальным. Следует активнее использовать в практике вузовского обучения эффективные методы коррекции стрессового состояния личности, которые оказывают позитивное влияние на личность студента, повышают уровень его стрессоустойчивости.
Статья РАА.docx
ФГАОУ ВО «СевероВосточный Федеральный университет
им. М.К. Аммосова»
Автодорожный факультет
Магистрант 2го курса группы МПО17
Расторгуев Александр Александрович
Изучения экзаменационного стресса у студентов гуманитарного профиля
Актуальность исследований психического здоровья студентов
определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких
как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость
личностного самоопределения в будущей профессиональной среде.
Цель исследования это изучение влияния стресса на студентов в
экзаменационный период. Предмет исследования: влияние стресса на
студентов в экзаменационный период. Объект исследования: студенты 4 курса
гуманитарного профиля в количестве 61 человека (52 девушки, 9 юношей).
Мы предполагаем, что экзаменационное напряжение провоцируют
появление у студентов стрессовых состояний, оказывающих негативное
психофизиологическое и социальнопсихологическое воздействие во время
сдачи сессии.
В целях изучения экзаменационного стресса у студентов и его динамики
протекания был проведён эксперимент, состоящий из трех этапов. На первом
этапе при помощи бланка «Анкета изучения экзаменационного стресса
студентов и динамика его протекания» были обследованы студенты 4го
курса гуманитарного профиля в количестве 61 человека. Что касается
эмоционального и физического состояния опрошенных студентов, то многие
из них отмечают, что ощущают психическую напряженность в своем
организме, им невозможно работать в полную силу, они не способны думать о
других задачах, появляются головные боли, замечается скованность
движений, болит живот и определяется учащенное сердцебиение, изменяется
аппетит (увеличивается или ухудшается), тремор рук, появляется
раздражительность, нарушается сон, появляется внутренняя дрожь,
ощущается озноб.
Как показали результаты анкетирования, для снижения уровня стресса в
экзаменационный период, большинство студентов «старается хорошо
выглядеть, быть уверенным, сосредотачивается, поддерживает ровное и
глубокое дыхание». Кроме того, справиться с волнением помогает общение с
друзьями.
На втором этапе при помощи психологических тестов, способствующих
измерению напряженности и личностных качеств студентов (16 PF
(факторный личностный опросник Р. Кеттелла), СпилбергераХанина, Р.
Амтхауэра, из которого использовались четыре теста из девяти – (LS), (RA),
(WV), (ME), было осуществлено измерение этих показателей в обычных
условиях деятельности. В целях измерения динамики психической напряженности студентов она измерялась перед началом, через пять минут
после начала смоделированного экзамена, через пятнадцать минут и после
выполнения трудного задания. На полученной базе данных проведен
корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязей личностных
особенностей студентов с показателями уровня стресса.
Из результатов тестирований можно сделать вывод, что студенты
каждый посвоему реагируют на трудную ситуацию, одни обследуемые
мобилизуются и уменьшают уровень тревожности, действуют более
продуктивно, чем обследуемые, у которых уровень ситуативной тревожности
возрастает под действием фактора решения учебных задач.
Проведенное исследование при помощи психологических тестов не
выявило больших корреляционных зависимостей между личностными
характеристиками студентов и их способностями оптимизировать стрессовую
нагрузку, возникающую при сдаче экзамена. Данный результат можно
объяснить, например, тем, что каждый студент посвоему реагирует на взятый
для ответа экзаменационный билет, для неподготовленного студента он будет
являться стрессором и может вызвать дискомфорт, сердцебиение, озноб,
ощущение жажды и так далее, а знающий учебный материал обучаемый
данный стрессор может и не заметить.
На третьем этапе были изучены практические методы коррекции
стресса, которые основываются на следующих положениях:
адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе
в психической сфере;
психическая адаптация является центральным звеном в общей
адаптации человека, поскольку именно характер психической
регуляции определяет характер адаптации в целом.
Очень часто неблагоприятные последствия возникают у студентов не изза
самих случаев, а изза реакции на них.
Основными способами выхода из напряженной ситуации являются:
изменение или ликвидация проблемы;
уменьшение воздействия проблемы за счет смещения точки зрения на
другой объект, более приятный;
облегчение воздействия стресса с помощью практических методов
коррекции;
правильный выбор момента для принятия решения или реализации
своего плана;
ослабление мотивации;
правильная оценка происходящего события; подготовка заранее
стратегий отступления;
бессмысленность борьбы с уже свершившимся фактом. Таким образом, нами изучены стрессовые состояния студентов в период
сдачи сессии, проведен анализ экзаменационного стресса у студентов разных,
выявлены его причины.
На основании полученных результатов мы приходим к выводу о том,
что ведущим способом оптимизации чрезмерного эмоционального напряжения
является гармоничное развитие личности человека, формирование у него
самостоятельной мировоззренческой позиции,
профессионализм
деятельности. Прогноз стрессовых реакций студента на процедуру экзамена
невозможен без детальной проработки как физиологических, так и
психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным
учетом индивидуальных личностных особенностей.
Подытоживая, можно отметить, что поиск оптимальных методов
неблагоприятных
психологической профилактики и коррекции,
психоэмоциональных состояний студентов в настоящее время является
достаточно актуальным. Следует активнее использовать в практике
вузовского обучения эффективные методы коррекции стрессового состояния
личности, которые оказывают позитивное влияние на личность студента,
повышают уровень его стрессоустойчивости.
Изучения экзаменационного стресса у студентов гуманитарного профиля
Изучения экзаменационного стресса у студентов гуманитарного профиля
Изучения экзаменационного стресса у студентов гуманитарного профиля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.