Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели доступ к кабинету.
Комната должна гарантировать ребёнку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески
кабинет психолога ДОУ.doc
Кабинет педагогапсихолога ДОУ
Расположение кабинета психолога
Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений
хозяйственного обслуживания, административного и медицинского блоков, а
также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо,
чтобы родители имели доступ к кабинету.
Комната должна гарантировать ребёнку защиту от посторонних глаз: в ней
не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон
необходимо, но они должны иметь занавески.
Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, так как он
долговечен и легко моется. Цветовые сочетания и общий фон не должны быть
яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие
оттенки зелёного и голубого в сочетании с тёплым бежевым либо жёлтым
цветом. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к
ситуации взаимодействия с психологом.
Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего. Увлечение
декорированием может разрушить психологическое пространство кабинета.
Зонирование кабинета психолога
Помещение, выделенное под кабинет, рекомендуется разделить на
несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы
педагогапсихолога дошкольного образовательного учреждения.
Зона консультативной работы оформляется комфортно и уютно,
располагая к длительному доверительному общению. Здесь желательны
мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов),
искусственное освещение (бра).
Вспомогательный материал:
распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних
условиях;
литература (или картотека) по проблемам возрастного развития детей,
особенностям их поведения, познавательного и эмоциональноличностного
развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.;
различные консультации для родителей.
Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются
требования, направленные на устранения возможного напряжения ребёнка при
контакте с психологом. Обязательными здесь являются мягкое покрытие
пола, игрушки, детские поделки. Игрушки должны располагаться на прикреплённых к стене полках или
стеллаже. Верхняя полка должна находиться не выше, чем в метре от пола,
чтобы малыши могли до неё дотянуться.
Игрушки рекомендуется подбирать их по трём направлениям:
1. игрушки из реальной жизни,
2. игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции,
3. игрушки для творческого самовыражения ребёнка.
Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик,
кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.
Игрушки,
помогающие отреагировать отрицательные эмоции:
игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень
с дротиками для метания, наручники.
Игрушки для творческого самовыражения ребёнка: песок, вода, кубики,
конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.
Полный перечень рекомендуемых игрушек и материалов для игровой
терапии можно найти в книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство
отношений».
Зона релаксации и психического расслабления должна помогать
снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При её оформлении
рекомендуется использовать спокойные тона, ненавязчивое искусственное
освещение, мягкую мебель. Желательными элементами являются фитодизайн,
аквариум, музыкальное сопровождение. Можно включать записи природных
шумов и звуков, классическую музыку в негромком фоновом звучании.
Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую
активность детей – здесь расположены столы для занятий, доска, технические
средства обучения.
Зона недирективной терапии предназначена для решения задач
релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения
и отработки новых эмоциональных состояний ребёнка.
Здесь можно разместить «Центр воды и песка».
Песок и вода наиболее часто используются ребёнком в качестве игровой
среды. «Центр» представляет собой большой ящик, разделённый на три части.
В одну часть вставлена ёмкость для воды, в другую насыпан песок, а третья
часть разделена пополам: в одном отделении находятся природные материалы
(камушки, галька, ракушки) и водоплавающие игрушки, а в другом – игрушки
для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведёрки).
Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или
водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода
могут по его желанию превратиться во что угодно.
В этой же зоне хорошо выделить место для «боксёрской груши». Стены и
пол обшиваются мягким покрытием. Размер и вес груши подбирается соответственно возрасту детей. Детям очень нравится снимать агрессию в
этом уголке.
Зона организационнопланирующей деятельности психолога помогает
специалисту организовать свою психологическую деятельность.
Необходимым здесь являются письменный стол, материалы и средства для
работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.). Очень хорошо, если есть
возможность, воспользоваться современной компьютерной техникой.
Использование персонального компьютера существенно облегчает ведение
документации и открывает новые возможности в психологической
диагностике и обработке результатов.
В этой зоне также должен находится вспомогательный материал педагога
психолога:
1) нормативная документация:
Закон РФ об образовании, Конвенция ООН о правах ребёнка, Положение о
психологической службе в системе образования, Положение о практическом
психологе, Квалификационная характеристика практического психолога
образования, Положение об аттестации психолога образования с
соответствующим приложением;
2) специальная документация:
психологические заключения,
выписки,
психологические характеристики, протоколы диагностических обследований,
карты развития;
коррекционные карты,
3) организационнометодическая документация:
хронометраж рабочего времени педагогапсихолога в ДОУ, график работы,
годовой план работы, план работы на месяц, журнал и бланки
психологических запросов, отчёт о проделанной работе (по итогам года),
литература периодические издания по повышению научнотеоретического
уровня и профессиональной компетентности,
картотека тестов,
диагностические методики и программы обработки и анализа данных,
полученный в результате коррекционнодиагностической деятельности, игры
на развитие психических процессов и общение.
Для хранения вспомогательного материала удобно использовать шкаф или
стеллаж.
Необходимое оборудование для кабинета педагогапсихолога
1. Шкафы и полки для методической литературы, инструментария.
2. Сейф.
3. Расписание работы кабинета.
4. Оргтехника: компьютер, множительная техника, видеомагнитофон,
магнитофон, калькулятор.
5. Аудиокассеты или компактдиски с произведениями классической
музыки. 6. Методическая литература.
7. Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал,
бланки методик для индивидуального тестирования.
8. Секундомер.
9. Наборы цветных карандашей, красок, мелков.
10.Документы, формы учёта деятельности и отчётность.
11.Паспорт кабинета, картотека с перечислением оборудования,
циклограмма работы кабинета.
12.Плансетка работы психолога на неделю.
13.Положение о практической службе психологии образования в РФ.
14.Документы, регламентирующие работу психолога, и документы,
которыми должно руководствоваться в работе (Конвенция о правах
ребёнка, Концепция по борьбе с наркоманией и т.д.).
15.Профессиональный кодекс этики психолога.
16.План работы на год.
17.Заключение по результатам проведённого психодиагностического
исследования.
18.Журнал консультаций психолога.
19.Журнал учёта групповых форм работы.
20.Карты психологомедикосоциальной помощи ребёнку, индивидуальные
карточки.
21.Программы работы психолога с группой.
22.Коррекционная работа .
23.Программа коррекционноразвивающих занятий.
24.Аналитический отчёт о работе педагогапсихолога, копии отчётов о
проделанной работе.
Примерный перечень материалов, необходимых педагогупсихологу
дошкольного образовательного учреждения
1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями
для проведения теста Векслера.
2. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов.
«Зашумлённые» изображения (предметы врисованы, наложены один на
другой). Методика «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны на
рисунке».
3. Набор карточек с изображением геометрических фигур разных
размеров (большие и маленькие); круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал; четырёх цветов (красные, зелёные, синие,
жёлтые). Необходимо произвести группировку с учётом указанного
признака.
4. Кубики Коса. 5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
(методика Т.Н. Головиной).
6. Разрезные предметные картинки (24 части).
7. Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ»,
«верх», «посередине».
8. Кольца Ландольта.
9. Дидактическая игра «Третий лишний». Таблица с изображением 3
предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к
остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету,
родовой категории).
10.Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур
(матрицы Равена).
11.Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
12.Набор сюжетных картинок разной степени сложности. Методики
«Нелепицы», «Расскажи по картинке», «Придумай рассказ».
13.Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий
для исследования операции классификации.
14.Таблицы с изображением знакомых предметов для исследования
зрительной памяти.
15.Набор сюжетных картин с изображением различных ситуаций,
подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.).
16.Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий
(корректурные пробы, лабиринты и т.д.).
17.Карточки для проведения цветового теста Люшера.
18.Картинки для проведения теста CAT.
19.Карточки, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с
другом, для проведения теста Розенцвейга.
20.Набор стимульного материала для проведения теста Торренса.
Игрушки, дидактический и изобразительный материал
1. Пирамидки из 46 колец.
2. Матрёшки 26 составные.
3. Полые кубы.
4. Разрезные картинки и кубики.
5. «Почтовый ящик» (коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде
геометрических фигур – треугольника, ромба, шестиугольника,
прямоугольника, полукруга – и в соответствующие им объёмные
геометрические тела, вставляющиеся в эти прорези).
6. Сюжетные или образные игрушки: куклы, мишки, зайки и др.
7. Технические игрушки – машины (грузовые, легковые, экскаватор,
подъёмный кран, трактор и др.).
8. Строительные материалы – напольные, настольные.
9. Игрушкизабавы. 10.Счётный материал.
11.Лото:
Ботаническое лото.
Зоологическое лото.
Лото малышам.
12.Кукла с набором одежды, мебели, посуды и др.
13.Мозаика.
14.Настольные игры:
Бывает или не бывает.
Кому что нужно для работы.
Наши мамы, наши папы.
Что забыл нарисовать художник.
Угадай, что изменилось.
"Кабинет педагога-психолога ДОУ"
"Кабинет педагога-психолога ДОУ"
"Кабинет педагога-психолога ДОУ"
"Кабинет педагога-психолога ДОУ"
"Кабинет педагога-психолога ДОУ"
"Кабинет педагога-психолога ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.