Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Детсад
27.02.2018
Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.
коррекция сстрахов прогр.doc
Коррекционно­развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет   Пояснительная записка      Страх  ­ это  эмоция,  которая может  возникнуть  в любом  возрастном  периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте   страхи   наиболее   успешно   подвергаются   психологическому   воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.    Многие   страхи   в   подростковом   возрасте   являются   развитием   раннее предшествующих   страхов   и   тревог.   Поэтому   чем   раньше   начата   работа   по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет   оказана   в   дошкольном   возрасте,   можно   рассчитывать   на   эффект предупреждения   развития   психастенических   черт   характера   и   невроза   в подростковом возрасте.       Нелегко   найти   человека,   который   бы   никогда   не   испытывал   чувство   страха. Беспокойство, тревога, страх ­ такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи ­ это страхи, с которыми   не   может   справиться   ни   ребёнок,   ни   взрослый,   которые   приводят   к появлению нежелательных черт характера.       Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются   психологическому   воздействию,   поскольку   они   пока   больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер.   Если   в   этом   возрасте   не   будет   сформировано   умение   оценивать   свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.     Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.      Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением:   как   только   «убираются»   внешние   фрустраторы,   эмоциональное состояние   ребенка   автоматически   нормализуется.   Поэтому   консультирование родителей   является   наиболее   эффективным,   так   как   направлено   на   устранение причины, проблемы.       В родительских анкетах на вопрос: “Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем­ либо?” мамы указывают на…мультфильмы как на один из источников страха. Это и понятно,   так   как   современные   мультфильмы   заселены   вампирами,   приведениями, Шреками!      Так   же   родители   жалуются   на   то,   что   их   дети   боятся   темноты,   привидений, “бабаек”,   боятся   купаться,   оставаться   одни   в   комнате   и   т.   д.,   поэтому   тема преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуальна на настоящий момент.       Необходимость   введения   данной   программы   обусловлена   запросом   родителей: “Как   помочь   детям   в   преодолении   их   страхов?”   Ведь,   если   вовремя   ребенок   не преодолеет свой  страх, а взрослые  ему не помогут в этом, то этот страх  может перерасти в нервно­психические расстройства.    Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении:   заторможенность,   импульсивность,   непредсказуемые   действия   и   др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.    В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.  Цели и задачи коррекционно­развивающей программы  по преодолению страхов у детей 5–7 лет Цель  – cоздание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:  ­ Нейтрализовать страхи и эмоционально­отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет. ­ Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания. ­ Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите. Критерии эффективности программы: повышение уверенности в себе; снижение тревожности; снижение количества страхов; улучшение взаимоотношений родитель­ ребёнок 1 этап — диагностический.  Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей. Диагностика: Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой) (Приложение 1) Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен. 2 этап ­ информационный. Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей. 3 этап ­ практический. Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей. 4 этап ­ контрольный.  Цель: определение эффективности коррекционной работы. Организация коррекционно­развивающей программы  по преодолению страхов у детей 5–7 лет Описание режимных моментов коррекционной работе    Предлагаемая   программа     по   устранению   и   преодолению   страхов   старших   дошкольников предполагает работу на двух уровнях: 1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации. 2. Работа с детьми (групповые занятия). Оптимальное количество участников: 5 – 8 человек. Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю  В программу вошли следующие темы обсуждений:   «Почему   у   некоторых   людей   нет   друзей?»,   «Какие   вы   знаете   эмоциональные состояния? Что такое настроение?», «Страх наказания», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Завершающая беседа»      Также для развития смелости и уверенности в себе в конце занятий используется упражнение «Повторяй за мной». Содержание программы Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры­инсценировки, сюжетно­ролевые игры. I этап  знакомство, вхождение в группу,  осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения,  создание благоприятных условий для активизации детей,  формирование эмпатии, умения сопереживать другим,  знакомство с различными эмоциональными состояниями через этюды.  II этап  создание условий для преодоления страхов у детей,  формирование навыков выражения эмоционального настроения,  содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,  совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке. Условия проведения занятий : 1.принятие ребёнка таким какой он есть; 2.нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс; 3.учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; 4.начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка  5.ощущение целостности и завершённости занятия;  6.игра не комментируется взрослым; 7.в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации. Структура игрового занятия.   Ритуал приветствия – 2 минуты.  Разминка ­ 10 минут.  Коррекционно­развивающий этап­ 20 минут  Подведение итогов­ 6 минут.  Ритуал прощания – 2 минуты. Содержания занятий. ЗАНЯТИЕ 1. "ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я" Цель:  знакомство   участников   друг   с   другом,   повышение   позитивного   настроя   и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы   для   занятия:   магнитофон,   спокойная   музыка,   большой   лист   бумаги   , краски , макеты кочек. Разминка : Упражнение "Росточек под солнцем" Дети   превращаются   в   маленький   росточек   (   сворачиваются   в   клубочек   и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.  Все движения выполняются под музыку. Упражнение "Доброе утро…" Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть . Упражнение "Что я люблю ?" Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д. Упражнение "Качели" Дети   в   парах   .   Один   из   участников   становится   в   позу   эмбриона,   другой   его раскачивает. Далее меняются. Упражнение "Угадай по голосу" Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его. Упражнение "Лягушки на болоте" Дети превращаются  в лягушек. На полу  выкладываются  макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку. Упражнение "Художники – натуралисты" Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей". ЗАНЯТИЕ 2. "МОЁ ИМЯ" Цель  : раскрытие своего "Я",Формирование чувства  близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .  Материалы   к   занятию:   магнитофон,   спокойная   музыка,   краски   ,   альбомы   для рисования. 1. Упражнение "Росточек под солнцем"  см. 1 занятие. 2. Упражнение "Узнай по голосу"  Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу. 3. Игра "Моё имя"  Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .Тебе нравится твоё имя?  Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?  При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.  Психолог говорит : "Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д. 4.   Игра   "Разведчики"Дети   выстраиваются   змейкой   друг   за   другом   .   В   зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести. 5. Рисование самого себя.   Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:  в зелёном­ такими какими они представляются себе;  в голубом – какими они хотят быть;  в красном – какими их видят друзья.  6. Упражнение "Доверяющее падение" Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки. 7. Упражнение "Горячие ладошки"См. 1 занятие. ЗАНЯТИЕ 3. "НЕ СТРАШНО, А СМЕШНО" Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха;  способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; "пружинки"на отдельных листах. 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. занятие 1. 2. Упражнение "Возьми и передай" Дети   встают   в   круг   ,   берутся   за   руки   ,   смотрят   друг   другу   в   глаза   и   мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. 3.Упражнение "Неваляшка" Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку. 4.Упражнение "Превращения" Психолог   предлагает   детям   :   нахмуриться   как…   осенняя   туча;   рассерженный человек;  позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;  улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;  5.   Рисование   на   тему   "Моё   настроение"После   выполнения   рисунков   дети рассказывают какое настроение они изобразили.   Упражнение   "Закончи   предложение"Детям   предлагается   закончить 6. предложение :  Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся…. 7. Упражнение "Пружинки"  Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки. 8. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 4. "НЕ БОИМСЯ ПАУКА" Цель:  содействовать   развитию   навыков   оценки   своего   поведения   и   поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка. 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие. 2. Упражнение "Петушиные бои" Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что­ бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш. 3. Упражнение "Расскажи свой страх" Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх ­ нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими. 4. Рисование на тему "Чего я боялся , когда был маленьким.."Дети рисуют свои страхи, не показывая никому. 5.   Упражнение   "Чужие   рисунки"Детям   по   очереди   показывают   рисунки "страхов",только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь. 6.   Упражнение   "Дом   ужасов"Детям   предлагается   нарисовать   обитателей   дома ужасов.  Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога. 7. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 5. "ПОЧЕМУ ГРУСТИЛ ТРУСИШКА" Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.  1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие. 2. Упражнение "Злые и добрые кошки" Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых   кошек   ласкают   друг   друга,   говорят   ласковые   слова.   Далее   анализируем возникшие чувства. 3. Игра "На что похоже моё настроение?" Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе". 4. Упражнение "Ласковый мелок" Дети   разбиваются   на   пары   .   По   очереди   рисуют   на   спине   друг   другу   различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения. 5.Упражнение "Угадай что спрятано в песке?" Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти. 6. Рисование на тему "Автопортрет" Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия. 7. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 6. "СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ" Цель :способствовать развитию смелости, преодалению страхов.  Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка. 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См . 1 занятие. 2. Упражнение "Смелые ребята" Дети  выбирают   ведущего  –  он   страшный  дракон.  Ребёнок   становиться   на  стул  и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!"Так   повторяется   2­3   раза.   От   слов   детей   дракон   постепенно   уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате. 3. Упражнение "Азбука страхов" Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их. 4. Упражнение "Страшная сказка по кругу" Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1­2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное. 5. Упражнение "На лесной полянке" Психолог   предлагает   детям   представить   ,   что   они   попали   на   залитую   солнцем полянку   .   На   неё   со   всех   сторон   сбежались   и   слетелись   лесные   жители   – всевозможные букашки , таракашки   Звучит   музыка   ,   дети   превращаются   в   лесных   жителей.   Выполняют   задания   , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.) Упражнение "Прогони Бабу – Ягу" Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой. Упражнение "Я тебя не боюсь" Один   ребёнок   стоит   перед   психологом,   остальные   дети   начинают   его   пугать   по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : "Я тебя не боюсь!" 8. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 7. "У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ" ЦЕЛЬ:  Создать   благоприятные   условия   для   активизации   детей,   способствовать снятию страхов. Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой. Этюд “У страха глаза велики” Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) “У всех, кто боится, от страха большие глаза”, –  добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. “Но теперь страх уменьшается”, – говорит   он   и   делает   вновь   руками   соответствующие   движения,   предлагая   детям повторить его за ним. Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше “больших глаз” и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез. Ролевая игра “У страха глаза велики” В густом лесу жила­была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (Пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (Какие? Пусть скажyт), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка­Трусишка и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так… Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (Пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты, “в живом плане”). И по сторонам озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка­то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (Показать посмешнее). Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял.   Наверное,   загляделся   на   пеструю   Бабочку,   которая   порхала   над   ним   и почему­то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке). – Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою   подружку,   но   вместо   нее   увидел   какое­то   чудовище.   Оно   притаилось   под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекоча. Он мчался к своей норе и истошно вопил: “Змей­Горыныч! Змей­Горыныч!”   Все   звери,   конечно,   переполошились.   (Пусть   разные   игрушки расспрашивают  Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея­Горыныча.   Вообще   показывать   страх   надо   как   можно   карикатурнее,  но   при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку). Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей­Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает. Тут все как расхохочутся! – Это ж надо! Корягу за Змея­Горыныча принял! – Да, но ведь я видел! — оправдывался Зайчишка. —Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза… А звери еще громче хохочут­заливаются. –Да это у страха глаза велики! У твоего страха! С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка­Трусишка. (Постарайтесь,   однако,   не   заканчивать   игру   на   грустной   ноте.   Скажите,   что окружающие   иногда   делают   поспешные   выводы.   И   вообще,   каждый   может испугаться. Это еще не беда). Игра­инсценировка “Зайчики и волк” Цель. Игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а дети имитируют их. В   лесу   в   домике   жила   зайчиха   с   зайчатами.   Как­то   утром   зайчата   взяли   свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить. (Фигура зайца: указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны – уши, остальные пальцы собраны в кулак – туловище. Зайцы барабанят – мизинец и безымянный   пальцы  согнуты, по   очереди  ударяют  в подушечку  большого  пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг к другу.) И надо ж было беде случиться: около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку. (Волк – раскрытые ладони обеих рук прижаты друг к другу, пальцы направлены вперед.   Большие   пальцы   подняты   вверх   и   разведены   –   уши   волка.   Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних фаланг – лоб волка. Прямые средние и безымянные пальцы сгруппированы – нос волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз – пасть волка. И все это шевелится: волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.) Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко­мелко трепещут от страха. (Дети прижимают зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения – трепещут.) Растерялся волк: “Где же зайчата? Они только что тут были, и вдруг исчезли. (У волка в движении уши, нос, пасть.) Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!” Порычал волк и исчез. Зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: “Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!” – “Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!” – ответил второй. (Эти и последующие движения один из зайцев показывает, а второй с недоверчивыми репликами,   как   бы   машинально,   начинает   повторять.   Но,   спохватившись,   тут   же опровергает   “обвинение”.   Все   движения   выполняют   уши   –   поднятые   вверх указательный и средний пальцы.) – Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку! –  Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх! – Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку! – Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли! – Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево! –  Нет,   мои   ушки   не   падали   вправо   и   влево,   а   зато   твои   ушки   вот   такие   круги рисовали! – Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку! – А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого. И   так   зайчата   расшалились,   раскричались,   что   встали   на   ушки,   и   испачкали   их. Пришли домой, а мама­зайчиха и говорит: “Что такое? Опять ушки грязные. Ну­ка, быстро чистить лапками свои ушки!” Стали зайчата чистить свои ушки (лапки – большой,   безымянный   пальцы   и   мизинец).   Потом   они   помыли   лапки,   и   мама пригласила их к столу обедать. Релаксация “Разговор с лесом” Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться. Ход   упражнения.   Психолог   сообщает   детям   о   том,   что   их   ожидает   необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза,   кладут   мягкие,   расслабленные   руки   на   колени.  Психолог   называет   то,  что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет, всевозможный живой и неживой мир леса. Психолог предлагает детям “пообщаться” с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети молча (1 – 2 мин.) слушают. Затем психолог предлагает им поделиться своими ЗАНЯТИЕ 8. "СТАХ МОЙ – ВРАГ МОЙ" Цель :создание условия для преодаления у детей чувства страха. Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,   мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки. 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие. 2. Игра "Сказочная шкатулка" Психолог   сообщает   детям   ,   что   Фея   сказок   принесла   свою   шкатулку   –   в   ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев. 3. Упражнение "Конкурс боюсек" Дети   по   кругу   передают   мяч  .  Получивший   должен   назвать   тот   или   иной   страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!" 4.Игра "Принц и принцесса" Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что­то хорошее. 5.   Упражнение   "Придумай   весёлый   конец"Психолог   читает   ребятам   начало детской   страшной   сказки.   Необходимо   придумать   смешное   продолжение   и окончание. 6. Рисование на тему "Волшебные зеркала"Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом­ маленьким и испуганным; во­ втором – большим и весёлым; в третьем­ небоящимся ничего и сильным.  После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься? 7. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 9 «СМЕЛЫЙ ТРУСИШКА» Цель   :  развитие   умения   передавать   своё   эмоциональное   состояние   через художественный образ, совершенствовать пути преодаления страха. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек, 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие. 2. Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д." Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых. 3. Упражнение "Лягушки на болоте"См. 1 занятие. 4. Упражнение "Неопределённые фигуры" Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи. 5.Игра "Тропинка" Дети   выстраиваются   в   затылок   и   идут   змейкой   по   воображаемой   тропинке   .   По команде   психолога   по   команде   они   преодолевают   воображаемые   препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.. 6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : "Волшебный лес"Психолог   предлагает   детям   представить   тот   лес   ,   по   которому   шли   по тропинке . Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.  7. Упражнение "Доверяющее падение"См. 2.занятие 8. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 11 «ПОЕДИНОК ДВУХ СТРАХОВ» Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов 1. «Мяч в кругу» ­ преодоление торможения при внезапных обращениях и ответах. Избыток отрицательных оценочных суждений в адрес детей («Ты опять не поймал», «Увалень», «Ничего не можешь», «Бестолочь»). Ход:  бросание мяча друг другу в кругу. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: «На, держи», «поймай, зайчик» и т. д..  2. «Темнота» ­ снятие страха перед темнотой состоит из пяти этюдов. ­   Выбирается   ребенок,   боящийся   темноты.   В   присутствии   других   детей   в   ярко освещенной   комнате   его   сажают   посреди   комнаты   на   5   –   7   минут   и   ребенок воображает,   что   он   один.  Другие   дети   могут   рисовать   или   играть   в   какую–либо спокойную игру. Можно организовать с ним разговор: «Видите, Юля сидит одна и ничего не боится»! «А вы не боитесь»?  3.­ «В темной норе». Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с родителем или психологом   в   темную   комнату   на   3   ­5   минут.   Он   представляет   себя   «робким цыпленком», который вошел «в темную нору». ­  Второй   раз   ребенок   входит   в  темную   комнату   на  3­5  минут,  представляя   себя «смелым утенком». ­ «Ночные звуки».  Ребенок отводится на 2 – 3 минуты до того момента, пока не звучит музыка. Со звуком музыки он должен выбежать, имитируя какой–нибудь звук (совы, собаки, курицы, кошки). 4. «Веселый цирк» 5 – 10 минут. Каждый ребенок приносит из дома какой­либо цирковой атрибут. Все предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили.   В   следующий   момент   дети   заходят   в   темную   комнату   и   с   началом звучания   музыки   отыскивают   свои   предметы,   и   начинается   игра   «веселый   цирк» (имитируют роли клоуна, жонглера, животного и др.). 5. «Рисование страхов». Дети приносят из дома очередной нарисованный страх, рассказывают о нем. Затем рисуют себя на листе не боящимся этого страха. ЗАНЯТИЕ 12. "СПАТЬ ПОРА" Цель   :  снижение   психомышечного   напряжения,   закрепление   адекватных   форм проявления эмоций, развитие социального доверия Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие. 2.  Игра "Путаница"Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок. 3. Игра "Кораблик"   Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на корабле должен перекричать бурю : "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!" 4.   Игры   на   снятие   эмоциональных   переживаний   от   кошмарных   снов   «Мне приснилось», «Я справился» 5. Упражнение "Волшебный сон"Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. 6. Рисуем , что увидели во сне .  Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.  Упражнение "Волшебники" Один   из   детей   превращается   в   волшебника.   Ему   завязывают   глаза   и   предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук. Упражнение "Горячие ладошки" ЗАНЯТИЕ 13 «МОЯ КРОВАТЬ – МОЯ КРЕПОСТЬ» содействовать   развитию   умения   справляться   с   чувством   страха, Цель:  способствовать развитию эмпатиии, умению сопереживать другим. 1. Страх перед засыпанием и во время сна. Ход:   объединяется   одним   игровым   сюжетом.   Родители   укладывают   спать беспокойного   ребенка,   которому   ночью   являются   различные   чудовища, представленные   остальными   участниками   игры.   «Спящий»   дает   отпор,   чудовища уходят   на   пенсию,   а   пришедшие   утром   родители   застают   не   плачущего,   а жизнерадостного ребенка, одержавшего победу над силами зла. 2.«Рисуем веселый страх». Каждый ребенок всем рассказывает свои ощущения, почему его страх повеселел. ЗАНЯТИЕ 14. "КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ" Цель:   освобождение   от   отрицательных   эмоций,   развитие   социального   доверия, повышение уверенности в своих силах. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы. 1. Упражнение "Росточек под солнцем" 2. Упражнение "Неоконченные предложения"Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.  "Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю..""В меня верят…", "Обо мне заботятся…" 3. Игра "Баба­ Яга"  По считалке выбирается Баба­ Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба­ Яга берёт веточку­ помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы­ Яги и дразнят её. "Баба­Яга , костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!"Баба­Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом. Игра "Комплименты" Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : "Мне нравится в тебе…."Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо , мне очень приятно!"Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при выполнении данного задания. Упражнение "В лучах солнышка" Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу   психолога   дети   по   очереди   называют   понравившиеся   качества   данного ребёнка , которые он показал на занятиях. 6.   Упражнение   "Солнце   в   ладошке"Психолог   зачитывает   стихотворение,   затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.  Солнце в ладошке, тень на дорожке,  Крик петушиный , мурлыканье кошки,  Птица на ветке, цветок у тропинки,  Пчела на цветке , муравей на травинке,  И рядышком ­ жук , весь покрытый загаром.­  И всё это ­ мне , и всё это­ даром !  Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,   Любил этот мир и другим сохранил…. 7. Упражнение "Горячие ладошки" Методы и техники, используемые в программе Релаксация.  Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. Концентрация.  Сосредоточение   на   своих   зрительных   ,   звуковых   и   телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. Функциональная   музыка. способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.   Успокаивающая   и   восстанавливающая   музыка Игротерапия.  Используется   для   снижения   напряженности,   мышечных     зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.  Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,   напряжения, тревожности. Арт­терапия.   Актуализация   страхов,   повышение   уверенности,   развитие   мелкой моторики снижение тревожности. Методы:   анализ   литературных   источников,   продукты   детского   творчества, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математический анализ. Для   устранения   страхов   неожиданного   воздействия,   замкнутого   пространства   и одиночества   в   программу   были   включены   игры   «Имя»,   «Замри»,   «Прятки», «Жмурки», «Паровозик» Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик»  Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь  мяч,  скажи плохое,  страшное,  неприятное  слово», «Кинь  мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев»  Игры,   направленные   на   снятие   эмоциональных   блоков,   активизации   процесса принятия решений «Передай по  кругу друг другу страшную  рожу», «Передай по кругу друг другу что­то приятное», «Лиса и зайцы»  Игры,  направленные  на  преодоление  страхов сказочных  персонажей  и  устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга»  Разыгрывание   сказок   на   закрепление   умения   действовать   в   непредсказуемых ситуациях  Игры, направленные на отреагирование агрессии в игровой форме, обучение умению контролировать   свои   отрицательные   эмоции   «Однажды   на   поляну   вышли…», «Путешествие вокруг света», «Волшебный замок», «Осада города»  Игры,  направленные  на  актуализацию   страха «Путешествие  в  волшебную  страну» (занятие 10 (30 мин.)). Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»  Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»  Игры,   направленные   на   обучение   конструктивному   решению   ситуаций   «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»  Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его»  Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в   трудных,   устрашающих   ситуациях   «Заблудился   в   лесу»,   «Остался   один   дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»  Игры   на   перенос   положительного   опыта   из   группы   в   реальную   жизнь   «Наши правила», «Животные» Вывод: Страх   играет   немаловажную   роль   в   жизни   ребёнка,   с   одной   стороны,   он   может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности. Страхи   неизбежно   сопровождают   развитие   ребенка   и   появление   различных эмоциональных   нарушений,   психологических   проблем   связано   с   рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Профилактика   страхов   состоит,   прежде   всего,   в   воспитании   таких   качеств,   как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.   Существующие   способы   снижения   и   контроля   страха   основываются, прежде всего, на теории научения.  Коррекция   страхов   осуществляется   посредством   игротерапии,   сказкотерапии, арттерапии,   куклотерапии,   психоэлевации,   индивидуально­групповых   занятий, улучшения детско­родительских отношений. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам   и   переживаниям,   желаниям   и   мечтам,   перестраивает   свои   отношения   в различных   ситуациях   и   безболезненно   соприкасается   с   некоторыми   пугающими, неприятными и травмирующими образами. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка. Рекомендации: 1.   С   высоко   тревожным   ребенком   целесообразно   заниматься   куклотерапией,   или ролевыми играми, в которых любимые персонажи ребенка попадают в «страшную» для   него   историю   и   успешно   справляются   с   нею.   В   таких   случаях   ребенок идентифицируется с персонажем и приобретает адаптивные способы поведения.  2.   Целесообразно   проводить   с   ребенком   беседы   «анализирующие»   страх.   В   этих случаях   ребенку   объясняется,   что   представляет   пугающий   его   предмет,   как   он «устроен», откуда берется. Устранение пробелов восприятия ребенком уменьшает его страх.  3. Целесообразно организовывать игры с манипулированием предметами страха. Для чего   ребенку   можно   купит,   например,   игрушечную   собаку,   если   он   ее   боится, позволить ему манипулировать ей, почувствовать превосходство и власть.  4. Ребенок может нарисовать свой страх, а потом уничтожить его тем, или иным образом, при этом воспитатель должен проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри ­ он от тебя убежал». 5.   Целесообразно   играть   с   детьми   в   игры:   «страх   темноты»,   «страх   животных», «страх транспорта», «страх стихии» и т.д. в зависимости от страхов детей.  Список используемой литературы Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ­ПРЕСС, 1999. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. ­ М., 1989. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. ­ М., 1988.  Вайзман Н. Реабилитационная педагогика ­ М., 1996.  Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? ­ М., 1989. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. ­ С­П., 2000.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. ­ М., 1993.  Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. М., 1999. Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа­Пресс», 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология ­ М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.  Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 ­ №5 Панфилова М.А. Игратерапия общения ­ М., 2000.  Прихожан   А.М.   Тревожность   у   детей   и   подростков:   Психологическая   природа   и возрастная динамика ­ Москва­Воронеж., 2000. Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. ­ М., 1990. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.  Риман Ф. Основные формы страха. ­ М., 1998. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд­во ЭКСМО – Пресс, 2000. Фадин А. Страх –2. // Юность 1989 ­№10 Фрейд З. Психология бессознательного. ­ М., 1989. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд­во АРД ЛТД., 1997. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. ­ М., 1994.  Фромм Э. Душа человека. ­ М., 1993. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С­Пб., 2001.  Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии 1989 г, ­N 4.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018