МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85
(МАОУ СОШ № 85)
620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург,
ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24
ПРИНЯТО
педагогическим советом 85
МАОУ СОШ № 85
Протокол № ___
от «__» ________ 20___ г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №
_____________Н.А.Ващук
Приказ № ____________
от «__» ________ 20___ г.
Ввести в действие с 01.09.2024г
Коррекционно-развивающая программа по песочной терапии у младших школьников.
«Песочные истории»
Автор программы: педагог-психолог Меньшикова Татьяна Валерьевна МБОУ СОШ № 85 г. Екатеринбург.
Содержание
1. Целевой раздел программы ....………………………..…………………………………3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………...3
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………….….3
1.3 Особенности развития детей 7-10 лет ……………………………………………..4
1.4 Принципы реализации программы ………………….………………….…………6
1.5 Этапы и алгоритм реализации программы …………………………………….…6
1.6 Условия проведения программы…………………………………………………...7
1.7 Методы и приемы используемые в программе………………………………..…..7
2. Тематическое планирование…………………………………………………………....….....7
3. Ожидаемые результаты………………………………...……....………………………….....9
3.1 Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы…… .10
Список используемой литературы ………………………………………………..……11
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д. Ушинский
1.1 Целевой раздел
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
1.2 Цель программы – гармонизация психоэмоционального состояния детей, развитие познавательных процессов.
Задачами программы являются:
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о песке.
2. Обогащать тактильный опыт детей.
Развивающие:
1. Способствовать развитию речевой активности, коммуникативных навыков, высших психических функций (восприятие. внимание, память, мышление, воображение).
2. Развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Продолжить развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
4. Развивать и стабилизировать эмоциональный фон воспитанников.
Воспитательные:
- продолжить воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату, умение радостному сопереживанию;
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки, стремление к самостоятельности, аккуратность, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
1.3 Особенности развития детей 7-10 лет.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам).
В этом возрасте идёт активное развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей. Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Когнитивное развитие. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. Происходит переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью.
Общение. В первом классе взаимодействия с одноклассниками строится через учителя (я и моя учительница). В третьем, четвертом классе – происходит формирование детского коллектива (мы и наша учительница). Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам. Складывается детский коллектив. В третьем - четвёртом классе происходит резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, шифры и т. д.).
Эмоциональное развитие. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если чувство радости от учебного труда возникает у учащегося часто, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Кроме того, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
1.4 При составлении программы были учтены следующие принципы:
- принцип единства коррекции и диагностики;
- принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
- принцип учёта эмоциональной сложности материала.
1.5 Этапы и алгоритмы реализации программы:
Программа разработана для детей младшего школьного возраста 7-10 лет.
Количество участников: группа до 10 человек.
Количество занятий – 66.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность 50-60 минут.
Структура занятия.
Все занятия имеют общую структуру:
Часть 1. Вводная.
Цель - настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры-разминки.
Часть 2. Основная.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребёнка.
Часть 3. Заключительная.
Основные цели; подводим итог занятия, создаем у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
1.6 Условия проведения:
1. Просторное помещение с ковровым покрытием (сенсорная комната)
2. Кварцевый песок мелкий
3. Игрушки небольших размеров, разной категории
4. Индивидуальные лотки для песка
5. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки
1.7 Методы и приемы песочной терапии
-дискуссия;
-беседа;
-игры –коммуникации;
-экологические и исторические игры;
-проективные игры;
-познавательные игры;
-элементы сказкотерапии;
-музыкотерапия.
2. Тематическое планирование:
Месяц |
Неделя |
Тема занятий |
Сентябрь |
1 неделя |
«Знакомство с песком» |
2неделя |
«Осенние истории» |
|
3 неделя |
«Дружба» |
|
4 неделя |
«Я и моя семья» |
|
Октябрь |
1неделя |
«Эмоции» 1часть |
2 неделя |
«Наши страхи» |
|
3 неделя |
«Эмоции» 2 часть |
|
Ноябрь |
1неделя |
«Лесные жители» |
2 неделя |
«Я, волшебник» |
|
3 неделя |
«Сказочная страна» |
|
4 неделя |
«Небылица» |
|
Декабрь |
1неделя |
«Зимние истории» |
2 неделя |
«Праздник» |
|
3 неделя |
«Подарок» |
|
4 неделя |
«Новогоднее чудо» |
|
Январь |
1неделя |
«Мои супере способности» |
2 неделя |
«Мир Юрского периода» |
|
3 неделя |
«В джунглях» |
|
Февраль |
1неделя |
«Я и школа» |
2 неделя |
«Любимый питомец» |
|
3 неделя |
«Моя Родина» |
|
4 неделя |
«Прошлое, настоящее и будущее» |
|
Март |
1неделя |
«Китайские истории» |
2 неделя |
«Жители Луны» |
|
3 неделя |
«Необитаемый остров» |
|
Апрель |
1неделя |
«Подводный мир» |
2 неделя |
«Монстры нашего воображения» |
|
3 неделя |
«Я –супер герой» |
|
4 неделя |
«Загадки вселенной» |
|
Май |
1неделя |
«Самый лучший день для меня» |
2 неделя |
«Важный человек» |
|
3 неделя |
«Морские приключения» |
|
4 неделя |
«Каникулы» |
3. Ожидаемые результаты
- снижение уровня тревожности;
- снятие психоэмоциональных зажимов;
- освоение техник саморегуляции;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающим;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы;
- развитие навыков коммуникации;
- адекватный уровень самооценки
3.1 Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Список используемой литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная
игро- терапия. - Спб, 1998.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб, 2013.
3. Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия. - Спб, 2010 Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб, 2000.
4. Штейнхардт Ленор «Юнгианская песочная психотерапия, Издательствово «Питер» 2001 – 154 с.
5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб, 2010
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.