Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-сегодня, я-завтра" для подростков, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, в том числе и с ОВЗ

  • Образовательные программы
  • Особые потребности
  • pdf
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-сегодня, я-завтра" направлена на профилактику асоциального повеедния, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, в том числе и с ОВЗ. Основные формы работы: тренинги, групповые дискуссии, ситуационно-ролевые игры, имитационные игры.
Иконка файла материала Дополнительная общеобразовательная программа Я-сегодня, я-завтра.pdf


I Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования является нормативным документом филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие», характеризует специфику содержания дополнительного образования.

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 «Дополнительное образование» Ст. 75.1).

Вектор направленности данной программы социально-педагогический, по уровню освоения программа является общекультурной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я - сегодня, я - завтра» направлена на профилактику асоциального поведения, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния подростков, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, в том числе и с ОВЗ.

Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей регулируют следующие нормативные документы:

-  «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.)(ст.29);

-  Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности"; Конституция Российской Федерации (Ст. 43);

-  Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";

-  «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» Приложение к письму департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 №06-1844;

-  Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242;

-  Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

-  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р;

-  Устав МАОУ СОШ №13;

-  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ;

-  Федеральный закон «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. №120-ФЗ.

При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность соблюдаются требования: СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Данная программа учитывает рекомендации таких авторов: Анн Л.Ф., Ананьева В.А., Малыхину Я.В., Васильеву М.А., Вачкова И.В., Лютову Е.К., Монину Г.Б., Кэрелл С., Смит Р.

В программе использованы технологии Вишняковой Е.А. (зав. кафедрой специальной педагогики и социальной работы ГАУ ДПО ЛО ИРО, к.п.н.), Карпенковой И.В. (к.соц.н., психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»), И. В. Вачкова (доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»), Забрамной С. Д. (профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ), Стребелевой Е. А. (доктор педагогических наук, профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ), Овчаровой Р.В. (доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук) - об особенностях психолого-педагогического и социального обследования детей, деятельности по сопровождению детей, организации и проведения тренинговой работы с детьми, работы с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в поведении, в том числе с ОВЗ.

Основные понятия:

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Обучающийся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Актуальность разработки и реализации данной программы связана с тем, что одной из основных современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Необходимо обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в дошкольном учреждении, затем в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей среды.

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

В настоящее время значительно растет число детей, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности. Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психологопедагогической и социальной помощи.

Так же, растет число детей, проживающих в семьях с нарушенной системой внутрисемейных отношений. Для таких детей существует риск социальной дезадаптации, что приводит к трудностям в процессе обучения. Работа с проблемами адаптации в процессе обучения и воспитания входит в систему ФГОС.

Индикаторами социальной дезадаптации ребенка могут служить следующие признаки:

1.      нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок - сверстники» дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;

2.      низкий уровень социальных достижений ребенка, значительно расходящийся с его потенциалом;

3.      переживание ребенком эмоционального стресса;

4.      наличие кризисных жизненных ситуаций;

5.      поведение ребенка, отклоняющееся от социальных норм и требований.

Важную роль в социализации таких детей играет метод личностной перспективы, формирующий у ребенка веру в свои возможности. Осознание ребенком мотивов собственного поведения, осуществление им анализа конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, формирование конструктивных паттернов адаптивного поведения, осознание своего будущего профессионального выбора помогают преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Адаптация рассматривается, как умение ребенка быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, адекватно вести себя в ситуации общения, свободно проявлять свой творческий потенциал.

Цель и задачи программы

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является создание условий для формирования успешной, социально-адаптированной личности ребенка через социальнопедагогическое сопровождение личностного роста обучающихся.

Задачи программы:

Развивающие, коррекционные задачи

Формирование способности адаптироваться к социальным нормам.

Развитие способности распознавать чувства других людей, понимать свое собственное эмоциональное состояние.

Развитие навыков адекватного способа выражения своих эмоций и чувств, и адаптивного социального поведения. Обучающие задачи

Обучение детей способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).

Умение оказывать поддержку членам группы и способность решать общие проблемные ситуации.

Поощрение открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами.

Воспитательные задачи

Развитие процесса самопознания, принятие собственной индивидуальности.

Формирование адекватного отношения к себе и другим.

Осмысление своих поступков и поступков другого.

Оказание помощи в преодолении негативных переживаний, способствовать повышению уверенности в себе.

Основными формами организации работы по реализации программы являются индивидуальные и групповые занятия:

1.     тренинги, групповая дискуссия, элементы ситуационно-ролевых игр,имитационные игры;

2.     индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса (по результатам проведения социально-педагогической диагностики).

Целесообразность выбора формы организации работы определяется специалистом в зависимости от решаемой проблемы.

Программа предназначена подросткам в возрасте от 10 до 18 лет, обратившимся в филиал МАОУ СОШ №13 - «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленным образовательными организациями и органами профилактики, с согласия родителей (законных представителей):

1.      с высокой степенью педагогической запущенности;

2.      с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

3.      испытывающим трудности в освоении образовательных программ;

4.      с ограниченными возможностями здоровья;

5.      находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;

6.      с отклонениями в поведении;

7.      оставшимся без попечения родителей;

8.      жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Условием набора и формирования групп является: запрос родителей (законных представителей), направление ТКДН и ЗП города Серова, направление образовательного учреждения.

Количество участников в группе 3-8 человек. Сроки реализации – 3 месяца.

Особенности организации образовательного процесса: программа «Я – сегодня, я - завтра» состоит из 24 занятий, продолжительностью 40 минут. Периодичность занятий – один раз в неделю на базе Центра психологопедагогической и социальной помощи. По каждой теме проводится 2 занятия, рекомендуется проводить их в один день (спарено) для лучшего усвоения детьми тематического материала, с учетом перерывов и сменой видов деятельности.

Форма проведения – групповая. Занятия организованы и проводятся в тренинговой и игровой формах.

Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать:

в учебные дни - 1,5 часа; в выходные и каникулярные дни - 3 часа.

После 30-40 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 5-10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся:

для младших школьников - от 1 часа до 2-х часов;

для школьников среднего и старшего возраста - от 1 часа до 3-х часов.

Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00.

Планируемые результаты, получаемые обучающимися в результате прохождения программы:

п/п

Целевой ориентир

Критерии ожидаемого результата

Система оценки

Показатель динамики

1

Умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстников

Ребенок способен к совместному выполнению задания и достигает цели, проявляет способность ориентироваться на другого, умение договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить, при этом не вызывая отрицательного отношения со стороны партнера по общению.

Шкала оценки выражена качественной оценкой:

низкий уровень знаний –

отсутствие знаний и умений;

средний уровень – частичное освоение;

высокий уровень – знаний и умения достаточно сформированы

2

Навык владения собой в критических ситуациях

Ребенок умеет управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях, ориентируется в сложной для него обстановке, самостоятельно ищет пути и способы преодоления трудностей, умеет сдерживать свои эмоции.

3

Навык владения адекватными способами выражениями сильных эмоций, переживаний, ориентация в спектре возможных ценностей

Ребенок умеет выражать свои чувства через мимику, жесты, движения, интонацию; адекватно проявляет свои чувства; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

4

Умения принимать самого себя и

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому

 

других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки

себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

 

5

Навык произвольной регуляции поведения

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – общении, в выборе участников по совместной деятельности; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

6

Навык проявления просоциального поведения

Ребенок умеет устанавливать и поддерживать дружеские отношения, инициирует активность, не навязывает свою волю другим детям, соглашается играть рядом с другими детьми, откликается на предложения других детей, не склонен к агрессии.

Результаты работы социального педагога оцениваются по следующим показателям:

1.  удовлетворенность качеством реализации программы;

2.  количество обоснованных жалоб;

3.  количество нарушений по результатам проверок.

Данные показатели определяются по анализу анкет, заполняемых родителями (законными представителями) подростка, отзывов педагогов.

Педагогическое наблюдение, педагогический мониторинг (дневник индивидуальных достижений, портфолио). Формы аттестации: анкетирование, собеседование, наблюдение.

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

-педагогический анализ результатов анкетирования, опросов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.; Результаты отражаются в Карте наблюдений.

Анкета обратной связи.

Дата занятия____________ Моё имя_____________________

1.   Во время занятия я понял(а), что…

2.   Самым полезным для меня было…

3.   Я был бы более откровенен, если

4.   Своими основными ошибками на занятии я считаю…

5.   Мне не понравилось…

6.Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

7.   На следующем занятии я хотел бы…

8.   На месте ведущего тренинга я…

II         Учебно – тематическое планирование

п/п

Название темы

Всего часов

Из них часов,

Теоретических

Практических

1

Диагностический этап: начальный, -заключительный

1

0,5

0,5

Как быть с обществом

 

 

2

Создание группы. «Ледокол».

2

0,5

1,5

3

Мечты и опасения. «Светлые надежды и темные опасения».

2

0,5

1,5

4

Опыт пребывания в позитивных и негативных группах.

«Камешки дружбы».

2

0,5

1,5

Как быть с личностью

 

 

5

Я- социальное, я- тайное.

«Футболки»

2

0,5

1,5

6

«Карта моих целей»

(по необходимости)

2

0,5

1,5

7

«Предмет похожий на меня»

(по необходимости)

2

0,5

1,5

Как быть с семьей

 

 

8

«Семейные истории»

2

0,5

1,5

Как быть с эмоциями

 

 

9

«Альтернатива гневу»

(по необходимости)

2

0,5

1,5

10

«Мысли, чувства, поведение»

2

0,5

1,5

Как быть с психоактивными препаратами

 

 

11

«Зависимость от психоактивных веществ: понятие болезни.

(по необходимости)

2

0,5

1,5

12

Заключительное занятие

«Старый я, новый я»

2

0,5

1,5

13

Подведение итогов, консультации родителей. Информирование органов профилактики.

1

0,5

0,5

 

Итого

24

6,5

17,5

По каждой теме проводится 2 занятия, рекомендуется проводить их в один день (спарено) для лучшего усвоения детьми тематического материала.

III      Содержание программы

Занятия программы состоят из теоретической и практической части.

Теоретическая часть включает – ввод в тему, знакомство с новым материалом – терминами, примерами из жизненных ситуаций.

Практическая часть включает игры на взаимодействие, свободные и тематические игры, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях, свободное и тематическое рисование, беседы, обсуждения, диагностические задания.

Непременное условие проведения занятий – положительная поддержка личности детей. Каждый ребенок имеет право высказывать свое мнение, отношение к той или иной ситуации. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Общие принципы тренинговой работы:

Принцип творческой активности

Привлечение детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организация ситуации общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

Принцип исследовательской позиции

В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти собственным путем.

Принцип партнерского общения

Работа в группах учит детей признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учит все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.

Принцип объективизации поведения

Поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень.

Универсальным средством позволяющим осознавать свое поведение, является обратная связь. Ведущий группы должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Предполагаемый тренинг построен в рамках личностно ориентированной модели воспитания ребенка и учит, прежде всего, пониманию, принятию и признанию.

В ходе этой работы в процессе непрямого воздействия на ребенка, т.е. исключая наставления, создаются ситуации, в которых у детей в процессе ролевых игр, отработки способов общения, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру и к себе.

Таким образом, программа способствует интенсивной подготовке к более активной и полноценной жизни в обществе.

IV                    Календарно- тематическое планирование

занятия

Тема

Колво часов

Содержание темы

Формы

контроля

Диагностика

 

 

 

1

Диагностический этап: -начальный заключительный

30 мин

Установление контакта, формирование социальнопедагогического запроса.

Проведение диагностики, сбор и анализ информации

Как быть с обществом

 

 

 

2

Создание группы

«Ледокол»

10 мин

Задача:

Снять напряжение, «разогреть» группу для работы.

Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Паровозик».

Наблюдение, проективные методики

30 мин

Задача:

Принять правила группы.

Упражнения: Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает их.

Наблюдение, проективные методики

3

Создание группы

«Ледокол»

30 мин

Задача:

Четко и громко говорить в группе, отвечая на прямые вопросы.

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

Раскрываться при ответах на вопросы.

Упражнения:

Метод концентрации присутствия.

Участники по кругу отвечают на ряд предложенных вопросов.

 

10 мин

Задача:

Снять напряжение после первого занятия. Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

4

Мечты и опасения «Светлые надежды и темные опасения»

10 мин

Задача:

Снять напряжение, «разогреть» группу для работы.

Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Слепой и поводырь».

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

30 мин

Задача:

Определить свои мечты и опасения в письменном виде.

Упражнения:

Метод актуализации биографии. Заполнение рабочих бланков «Светлые надежды, темные опасения».

Метод концентрации присутствия.

Наблюдение, проективные методики

5

Мечты и опасения

«Светлые надежды и темные опасения»

30 мин

Задача:

Спонтанно взаимодействовать с другими членами группы. Отрабатывать навыки эмпатии, слушая партнера. Упражнения:

Участники разбиваются на пары и обсуждают свои записи, затем возвращаются в круг и каждый рассказывает о работе партнера. Обратная связь приветствуется.

Наблюдение, проективные методики

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

6

Опыт пребывания в позитивных

10 мин

Задача:

Наблюдение, проективные

 

 

группах. «Камешки дружбы»

 

Снять напряжение, «разогреть» группу для работы.

Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Свечка».

методики

30 мин

Задача:

Обсудить свой опыт пребывания в позитивных и негативных группах.

Упражнения:

Метод регрессии. Участники определяют позитивную и негативную группу, членом которой он был и сейчас является.

Наблюдение, проективные методики

7

Опыт пребывания в позитивных группах.

«Камешки дружбы»

30 мин

Задача:

1. Убедиться в том, что несколько камней являются более мощной силой, чем один камень (символ, с помощью которого возможности группы сравниваются с возможностями одного человека).

2.Вызвать чувство принадлежности к группе, изобразив на камне символ участника группы.

Упражнения:

Метод концентрации

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

присутствия делается акцент на положительные группы, подчеркивается, что участие именно в этой группе может оказаться хорошим опытом; возможности группы (в сравнении с возможностями одного человека).

Метод символического самовыражения, раскрывания выбранного камешка – символа группы.

 

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

Как быть с личностью

8

Я- социальное, я- тайное

«Футболки»

10 мин

Задача:

Создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе. Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение.

Наблюдение, проективные методики

30 мин

Задачи:

Поделиться особенностями своего самовосприятия, интерпретируя произведения искусства.

По -новому взглянуть на собственное поведение,

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

определяя характеристики своей личности. Упражнения:

Интерпретация произведения искусства.

Используются бланки

«Футболки»

 

9

Я- социальное, я- тайное

«Футболки»

30 мин

Задачи:

Определить аспекты личности, которые обычно остаются скрытыми, обсуждение с группой. Усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия. Упражнения:

Метод символического самовыражения. Обратная связь.

Безоценочные высказывания.

Наблюдение, проективные методики

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения: Групповой ритуал.

Наблюдение

10

«Карта моих целей»

(по необходимости)

10 мин

Задача:

Создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе. Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Ассоциации».

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

30 мин

Задача:

Помочь подросткам понять, что им следует направить свои усилия на достижения выбранных ими целей.

Упражнения:

Используются бланки «Карта моих целей», заполнение бланков.

Наблюдение, проективные методики

11

«Карта моих целей»

(по необходимости)

30 мин

Задача:

Мотивация группы и выбор направления работы. Упражнения:

Обсуждение в парах, обсуждение в группах. Выяснить, получает ли участник то, что он хотел от работы в группе. Определить групповые нормы поведения (по необходимости), при противоречии можно использовать в качестве наглядного примера для всей группы.

Наблюдение, проективные методики

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

12

«Предмет похожий на меня»

(по

10 мин

Задача:

Создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе.

Наблюдение, проективные методики

 

 

необходимости)

 

Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Комплименты».

 

30 мин

Задача:

Выбрать из предложенных предметов тот, который больше всего похож на него (на нее), и объяснить почему.

Выслушать рассказы других участников о своих самовосприятиях и представить им обратную связь.

Упражнения:

Участники выбирают предмет, который больше всего похож на него или на нее и объясняют свой выбор участникам группы.

Наблюдение, проективные методики

13

«Предмет похожий на меня»

(по необходимости)

30 мин

Задача:

Расширить знания о себе, рассказывая о себе в связи с выбранными предметами. Расширить знания о себе, получая от других обратную связь. Упражнения:

Все члены группы реагируют на презентации других, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентации подтверждаются или

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

оспариваются.

 

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

Как быть с семьей

14

«Семейные истории»

10 мин

Задача:

Создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе. Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение.

Наблюдение, проективные методики

30 мин

Задача:

Выразить позитивные и негативные семейные воспоминания, нарисовав позитивное — счастливое и негативное — несчастливое семейное воспоминание.

Понизить представление о своей уникальности, слушая как другие члены группы делятся своими хорошими и плохими воспоминаниями. Упражнения:

Каждый участник рисует счастливое семейное воспоминание и несчастливое семейное воспоминание.

Наблюдение, проективные методики

 

15

«Семейные истории»

30 мин

Задача:

Обсудить воспоминания в группе.

Усилить сплоченность группы через обмен личной информацией. Упражнения:

Рисунки демонстрируются всей группе и комментируется изображенные истории.

Наблюдение, проективные методики

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

Как быть с эмоциями

16

«Альтернатива гневу»

(по необходимости)

10 мин

Задача:

Создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе. Упражнения:

Упражнение на разогрев «Азбука эмоций».

Наблюдение, проективные методики

30 мин

Задача:

В группе заполнить рабочие материалы, посвященные гневу.

Изучить реакции на собственный гнев и на гнев

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

других.

Упражнения:

Работа с рабочими материалами «Альтернатива гневу» и «Ошибочные представления о гневе». После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?».

 

17

«Альтернатива гневу»

(по необходимости)

30 мин

Задача:

Обсудить свои собственные реакции на гнев.

Определить здоровые и нездоровые реакции на гнев.

Упражнения:

Управляемая дискуссия, в ходе которой происходит обсуждение листов рабочих материалов «Альтернатива гневу». В конце раздаются и обсуждаются копии материалов «Ошибочные представления о гневе».

Наблюдение, проективные методики

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал.

Наблюдение

18

«Мысли, чувства, поведение»

10 мин

Задача:

Создать у участников

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

эмоциональный настрой на работу в группе. Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Общение без слов».

 

30 мин

Задача:

Объяснить участникам группы, что такое мысли, чувства, поведение. Упражнения:

Метод групповой рефлексии: ведущий объясняет участникам группы пункты (мысли, чувства, поведение) используя плакаты и «Таблицу чувств».

Наблюдение, проективные методики

19

«Мысли, чувства, поведение»

30 мин

Задача:

Заполнить рабочие материалы «Обозначь ситуацию».

Выслушать участников группы поощряя обратную связь.

Упражнения:

Работа в парах с рабочим листком «Обозначь ситуацию».

Метод концентрации присутствия, обсуждение всех ответов.

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения: Групповой ритуал.

Наблюдение

Как быть с психоактивными препаратами

20

«Зависимость от психоактивных веществ: понятие болезни.

(по необходимости)

10 мин

Задача:

Создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе.

Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение.

Наблюдение, проективные методики

30 мин

Задача:

Продемонстрировать понимание того, что зависимость от психоактивных веществ является болезнью.

Упражнения:

Дискуссия с использованием сравнительной таблицы «Диабет и зависимость от психоактивных веществ», рассказа «Большое приключение Тима и Даши».

Наблюдение, проективные методики

21

«Зависимость от психоактивных веществ: понятие болезни.

(по необходимости)

30 мин

Задача:

Изучить свои собственные чувства по поводу употребления и злоупотребления «химикатами».

Упражнения:

Дискуссия с использованием вопросов для обсуждения, прилагаемых к рассказу.

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

 

Участники делятся информацией, которую они узнали на занятии.

 

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения: Групповой ритуал.

Наблюдение

Заключительное занятие

22

«Старый я, новый я»

10 мин

Задача:

Повысить групповую поддержку, дать возможность участникам группы увидеть себя глазами других.

Упражнения:

Упражнение на групповое сплочение «Подарок»

Наблюдение, проективные методики

30 мин

Задача:

Отразить свое самовосприятие через создание коллажей.

Упражнения: Метод символического самовыражения. Метод построения диспозиций. Участники демонстрируют свои произведения группе и комментируют их.

Наблюдение, проективные методики

23

«Старый я, новый я»

30 мин

Задача:

Выслушать представления коллажей участников, предоставляя им обратную связь.

Наблюдение, проективные методики

 

 

 

Упражнения: Метод концентрации присутствия. Проводится анализ каждой работы через обратную связь.

 

10 мин

Задача:

Снять напряжение после занятия.

Упражнения:

Групповой ритуал

Наблюдение

24

Подведение итогов. Консультации родителей.

Информирование органов профилактики.

1 час

Проводится анализ работы каждого участника через обратную связь.

Беседа, анкетирование

В          данной         программе могут быть  добавлены упражнения           для проработки выявившихся         проблем      у          участников группы         (семейные взаимоотношения,         употребление       психоактивных     препаратов,           вредные привычки и др.).

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата окончания

обучения по

программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 группа

Сентябрь

Декабрь

12

24

1 раз в неделю

2 группа

Февраль

Май

12

24

1 раз в неделю

V                       Материально-техническое обеспечение образовательнойпрограммы

Перечень оборудования учебного помещения: стол, стул для обучающихся и педагога.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Материалы, необходимые для занятий:

1.       Набор творческого материала - краски, фломастеры, кисти, бумага разного формата и цвета;

2.       Картон;

3.       Воздушные шары, различные предметы (коробочки, фигурки, бутылочки, шарики и т.д.);

4.       Старые журналы для коллажей;

5.       Речные камешки, различные бусинки, ремешки и т. д.; 6. Рабочие материалы для каждой темы;

7. Короба для хранения пособий.

VI Оценочные материалы, формирующие систему оценивания

Тестовые материалы:

1.Опросник для родителей:

первичное и заключительное интервьюирование – опросник для сбора

информации о ребенке (приложение 3).

2. Опросник для детей (приложение 6).

3.Карта наблюдений. Личностный профиль: сбор информации о характеристиках, поведении детей, проявляемых на занятиях (приложение 7).

4.   Анкета итоговая для детей (приложение 1).

5.   Анкета для родителей (приложение 2).

6.   Шкала оценки социопсихологической адаптированности (приложение 4).

7.   Оценка негативных факторов семейной социализации (приложение 5).

VII Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программы используются следующие методические пособия и разработки для социального педагога:

1.                     Аверин В.А. «Психология детей и подростков», Санкт-Петербург,2004г.

2.                     Бердникова Ю. «Мир ребенка», Санкт-Петербург, 2007г.

3.                     Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.

4.                     Выготский Л.Я. «Вопросы детской психологии». СПб.: Союз, 1997г.

5.                     Кривцова С.В.,Мухаматулина Е.А. «Тренинг: навыкиконструктивного взаимодействия с подростками». М.: Генезис, 1999г.

6.                     Кэрелл С. «Групповая психотерапия подростков». СПб.: Питер, 2002г.

7.                     Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия сдетьми», Санкт-Петербург, 2001г.

8.                     Малкина – Пых И.Г. «Возрастные кризисы детства», Москва,«ЭКСМО», 2004г.

9.                     Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособиедля студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

10.                Смит Р. «Групповая работа с детьми и подростками». М.: Генезис,1999г.

В данную программу можно вносить корректировки (изменения в виде приложений).

Приложение 1

Анкета итоговая

Предлагаем ответить на несколько итоговых вопросов

Мы надеемся на твою искренность!

1.      Какие изменения произошли в тебе после прохождения занятий по программе «Я – сегодня, я – завтра»?

2.      Что дали тебе занятия по программе «Я – сегодня, я – завтра»?

3.      Занятия по программе «Я – сегодня, я – завтра» оказались для меня: - полезными -бесполезными -интересными - неинтересными

Свой вариант ответа:

4.      Продолжи предложение:

Я посещал (а) занятия по программе «Я – сегодня, я – завтра», чтобы:

Мои впечатления от занятий по программе «Я – сегодня, я – завтра» это:

На занятиях мне не хватало:

На занятиях мне было трудно:

На занятиях я узнал (а):

На занятиях я понял (а):

На занятиях я научился (ась):

На занятиях мне мешало:

На занятиях мне помогало:

На занятиях для меня самым интересным было:

СПАСИБО!

Приложение 2

Анкета для родителей

1.   Фамилия, имя, отчество ________________________

2.   Сколько времени Ваш ребенок посещает занятия_____3. Как Ваш ребенок ведет себя, приходя, домой после занятий:

а) как обычно;

б) немного возбужден;

в) более приветлив, контактен, с готовностью выполняет просьбы;

г) немного утомлен;

д)_______________________________________________

3.   Появилось ли что-то новое в поведении Вашего ребенка дома:

а) стал лучше выполнять свои обязанности по дому;

б) демонстрирует новые для него навыки (какие)____________________

в) стал более спокойным, уравновешенным;

г) стал более покладистым, лучше взаимодействует, общается с окружающими людьми;

д) появилось новое увлечение (какое)_______________

5.       Что Вашему ребенку больше всего нравится делать дома?___________________________________________________

6.       Что ребенку не нравится делать?__________________

7.       Рассказывает ли Вам ребенок о своих занятиях в Центре?

8.       Рассказывает ли Вам ребенок о своих взаимодействиях с детьми, обособенностях окружающих его детей, об их действиях по отношению к нему?____________

9.       Чего Вы ожидаете от занятий ребенка в Центре?_____

10.  Ваши пожелания_______________________________ ________________

СПАСИБО!

Приложение 3

ОПРОСНИК (для родителей)

ФИО ребенка  Возраст

Данные о родителях:

ФИО матери, образование, место работы, должность (профессия)

ФИО отца, образование, место работы, должность (профессия)

Родители в зарегистрированном браке состоят /не состоят; проживают совместно/раздельно

Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие

Образ жизни родителей, личное поведение (подчеркнуть): здоровый образ жизни; один из родителей склонен к выпивкам; оба родителя (один родитель) регулярно выпивают,  употребляют         наркотически        вещества;    скандалят; частые дебоши, запои, аморальное поведение; родители используют в речи нецензурные выражения;           алкоголизм обоих            (одного        из) родителей

Характер эмоциональных отношений в семье (подчеркнуть): Атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; отношения ровные, но без эмоциональной близости; эпизодически возникающие конфликты; эмоционально-холодные, отчужденные отношения; конфликтные отношения

Родители о ребенке.

Психотравмирующие ситуации в жизни ребенка (в каком возрасте):

сильный испуг____________________ смерть близких попадание в больницу_____________ разлука с близкими развод родителей__________________ что-то другое Продолжительные психотравмирующие ситуации: конфликты в семье; ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с семьей, конфликт с учителем, что-то другое Реакция ребенка на травмирующий фактор Социальный опыт ребенка в семье:

Совместная            деятельность        ребенка       и родителей

Организация режима труда и отдыха ребенка:

какие обязанности выполнят в семье

соблюдение                                                                                                                   режима

дня

чем любит заниматься ребенок в свободное время дома во время каникул в течение отпуска родителей вне семьи:

сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на обучающегося постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд) другое содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое курит (эпизодически, систематически); употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры).

Особенности экономической социализации ребенка (подчеркнуть): не имеет карманных денег;           получает     карманные деньги          от        родителей (опекунов); зарабатывает асоциальным способом (вымогает, выигрывает, попрошайничает); зарабатывает социально приемлемым способом Направленность интересов.

К          каким           видам           деятельности        проявляет   интерес:       физический труд, умственный           труд, занятия        техникой,    занятия        спортом, общественнополитическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая, изобразительная). Досуговая занятость ребенка Культурный кругозор:

Посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки

какую           литературу предпочитает читать регулярность         чтения:         книг   не       читает,          читает           эпизодически, читает систематически.

Самооценка личности.

1)   Уровень самооценки:

адекватная (правильно оценивает   свои   положительные   отрицательные качества, личные возможности и достижения); завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения); заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).

2)   Восприятие критики: активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.) пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет); безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения); негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

В случае конфликтной ситуации в семье: причины возникновения конфликтной ситуации степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребенка

как                       часто                       родителя                      хвалят                      ребенка,

наказывают            

с      кем     из      них      ребенок     чаще      делится      своими    переживаниями,

проблемами

какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы

что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты Если подросток уходит из дома: причины уходов, по мнению родителей, где ночует подросток, чем занимается

что       предпринимают       родители,       когда       подросток       не       приходит

ночевать

как они реагируют, когда подросток возвращается домой Психологическое, физическое насилие в семье:

как           обычно           реагируют           родители,          если          ребенок          не

слушается

часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на ребенке по какой причине родители чаще раздражаются

всегда      ли,      по      их      мнению,      ребенок     понимает,      что      от      него

требуют

В случае конфликтной ситуации в школе:

причина       конфликта, по       мнению родителей как часто ребенок пропускает уроки причина пропусков занятий любимые \ нелюбимые предметы трудно ли ребенку усваивать материал помощь в учебной деятельности (кто оказывает)

Учет профилактики

в

 

органах

Социальный педагог

 

Дата

 

Взаимоотношения родителей с образовательным учреждением

Приложение 4

ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

(школьный возраст, дети, воспитывающиеся в семье) (Е.Л. Инденбаум)

п/пВопрос

Балл

1

Уровень бытовых навыков

 

1.1

В младшем школьном возрасте

 

1.2

В подростковом возрасте

 

2

Социально-бытовая ориентировка

 

3

Взаимодействие со сверстниками

 

4

Взаимодействие с взрослыми (учителями)

 

5           Умение вести себя в здании школы и на групповых

8           Трудовые умения и навыки

Особенности

Социальный педагог                                                                                          Дата

Приложение 5

ОЦЕНКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

часто)

11.7 Имело место жестокое отношение к ребенку                         3

11.8 Родители не играли с ребенком

2

11.9 Родители не готовили ребенка к школе

2

11.10 Родители не были способны заметить отклонения в         1

Особенности

Социальный педагог                                                                                                Дата

Приложение 6

ОПРОСНИК (для детей)

ФИО ребенка Возраст

Характеристика семейных отношений

Кто глава семьи

Самый близкий член семьи

Семейная ситуация глазами ребенка (его положение в семье)

Что знает ребенок о своих родителях, об их вкусах, работе, заботах, здоровье Социальный опыт ребенка:

сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на обучающегося постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд) другое содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое

______________________________________________________________ курит (эпизодически, систематически); употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры).

Особенности экономической социализации ребенка (подчеркнуть): не имеет карманных денег;           получает     карманные деньги          от        родителей (опекунов); зарабатывает асоциальным способом (вымогает, выигрывает, попрошайничает); зарабатывает социально приемлемым способом Направленность интересов.

К          каким           видам           деятельности        проявляет   интерес:       физический труд, умственный           труд, занятия        техникой,    занятия        спортом, общественнополитическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая, изобразительная). Досуговая занятость ребенка

Культурный кругозор:

Посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки какую литературу предпочитает читать /слушать регулярность    чтения:         книг   не       читает, читает           эпизодически,      читает систематически.

Конфликты с родителями и другими членами семьи: Жалобы ребенка на родителей, других членов семьи как часто родителя хвалят ребенка, наказывают; по какому поводу как он помогает родителям, какие имеет обязанности как родители, другие члены семьи относятся:

к его друзьям оценкам в школе увлечениям какие требования у родителей к нему и насколько они, по его мнению, выполнимы ____

что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты

Уходы из дома:

Как долго он может не приходить домой_____________________________ где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов___________ сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей) хочет ли он, чтобы родители знали, где он находится что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит домой ночевать что говорят, делают родители, когда он возвращается домой

Психологическое, физическое насилие в семье: как обычно реагируют родители, если он не слушается как его наказывают при тяжелых провинностях часто ли родители могут накричать, «разрядиться» _____________________ по какой причине родители чаще раздражаются на него_______________ всегда ли, он понимает, что от него требуют родители В случае конфликтной ситуации в школе: начало возникновения проблем в школе его отношения к педагогам (отношения носят ситуативный характер, конфликтный характер, отношения не складываются) жалобы на педагогов кто из педагогов/взрослых поддерживает его в школе с кем из учителей/взрослых конфликты возникают чаще

Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками:

жалобы на одноклассников как        строятся       его     отношения с одноклассниками           (стремиться           к сотрудничеству,           стремиться к лидерству   в          группе,         поддерживает      с применением    силы, держится обособленно,        вступает       в          конфликты, отношения с большинством пока не складываются)

Прогулы, категорический отказ посещать школу: как часто пропускает уроки

причины пропусков занятий, по мнению подростка любимые/нелюбимые предметы

часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель быстро ли устает на уроках трудно ли усваивать материал

Социальный педагог                                              Дата

Приложение 7

Карта наблюдений

п/п

Параметры характеристики

занятия

Особенности деятельности на занятиях

№ занятия/критерии

2./3

4./5

6./7

8./9

10/

12./

14./

16./

18./

20./

22./


При заполнении индивидуальной карты в пустых графах ставятся знаки + или – («+» - да, «-» - нет).