Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушениями в развитии в нашей школе осуществляется комплексное психолого- педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития, реализующее комплекс просветительских, профилактических, диагностических, консультационных и коррекционных мероприятий.
В школе создана Служба психолого-педагогического сопровождения, в которую вошли специалисты школы: педагоги-психологи (5), учителя-дефектологи (4), учителя-логопеды (4), тьюторы (5), социальный педагог.
Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексная система психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку, родителям в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения являются членами Психолого -Медико –Педагогического консилиума
· разрабатывают индивидуальных программы развития;
· отслеживают динамику развития обучающегося;
· оценивают его успешность в освоении программ и в случае необходимости вносят необходимые коррективы;
· помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
· проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;
· консультируют родителей, педагогов.
Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения применяются программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП Вариант 1; АООП, Вариант 2 СИПР для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Коррекционно-развивающая деятельность по АООП, 1 вариант 5- 9 классов представлена:
Групповые логопедические занятия -5-7 классы, 1 час в неделю
Коррекционный курс «Гармонизация психоэмоционального состояния» 5- 9 классы, 2 часа
Коррекционный курс «Социализация обучающихся» 5-9 классы, 1 час в неделю
Коррекционный курс «Профессиональная ориентация» 1-7 классы, 2 часа в неделю
Коррекционный курс «Профессиональная адаптация» 8-9 классы, 2 часа в неделю
Коррекционно-развивающие занятия. «Развитие мнемических и интеллектуальных процессов» 5-7 классы, 1 час в неделю
Коррекционно-развивающая деятельность по АООП, 2 вариант 1- 5 классы реализуется посредством Коррекционных курсов:
«Альтернативная коммуникация» 1-5 классы, 2 часа в неделю
«Двигательное развитие» - 1-5 классы, 1 час в неделю
«Сенсорное развитие» - 1- 5 классы, 3 часа в неделю
«Предметно-практические действия» - 1- 5 классы, 3 часа в неделю
«Ритмика» - 1-5 классы, 1 час в неделю
В рамках деятельности службы психологического сопровождения КГБОУ Школа 3 специалистами реализуются программы, некоторые из них являются призерами Краевых конкурсов, участниками Всероссийского Регионального конкурса «Новая школа», организующими Краевым центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
Программа службы ранней помощи семьям, имеющим детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Программа работы с обучающимися с РАС и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Программа психокоррекционных занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы и
развитию коммуникативных навыков обучающихся 1-4 классов «Азбука общения».
Программа адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе «Первый раз в первый класс» для учащихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе «Я пятиклассник» для учащихся 5-х классов с ограниченными возможностями здоровья с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа коррекционно-развивающего курса «Гармонизация эмоциональных состояний» для обучающихся 5-9 классов.
Программа коррекционно-развивающего курса «Социализация» обучающихся 7-9 классов.
Программа коррекционно-развивающих курсов «Профессиональная ориентация», «Профессиональная адаптация» для обучающихся 1-9 классов.
Программа «Школьная служба медиации» для подготовки медиаторов из числа обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения.
Программа профилактики суицидального риска.
Программа внеурочной деятельности «Школа социального здоровья» для обучающихся 5-9 классов.
В школе созданы условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующие развитию познавательной активности, личностному развитию обучающихся, расширению их социального опыта.
Коррекционная деятельность по Гармонизации психоэмоционального состояния осуществляется в условиях мультисенсорной среды Сенсорной комнаты.
Специалисты нашей школы активно используют Кабинет здоровья, оснащенный комплексом высоко стандартизированных методик компьютерного тестирования и обработки результатов обследования обучающихся.
Динамический контроль помогает отследить эффективность или неэффективность разработанной программы, внести корректировки в перспективные планы.
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения осуществляют психологическую подготовку обучающихся к чемпионату конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» для лиц, имеющих интеллектуальные нарушения.
На индивидуальных занятиях с психологом школьники осваивают техники саморегуляции, снижающие уровень тревожности, повышающие сопротивляемость стрессу.
Обучающиеся отрабатывают формы адекватного учебного поведения, развивают умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с преподавателем, обучаются навыкам адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения в рамках программы коррекционно-развивающих курсов применяют технологии мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к профессиональной деятельности; формируют умения работать в коллективе, развивают чувства самостоятельности, ответственности.
Наши ученики неоднократно становились победителями и призерами в региональных инклюзивных конкурсах профессионального мастерства, в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
В 2018 году были удостоены права защищать честь Хабаровского края на Всероссийском уровне в городе Москва.
Мероприятия в рамках конкурсного движения «Абилимпикс» являются частью длительного реабилитационно- абилитационного комплекса, имеющего свои этапы и направления нацеленного на включение людей с умственной отсталостью и сложными дефектами в социум открытого рынка труда.
Итак, мы видим, в целом психолого-педагогическое сопровождение в нашей школе представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами образовательной организации.
Созданная в нашем образовательном учреждении система психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС способствует
· успешной адаптации обучающихся к учебной и трудовой деятельности;
· уменьшению факторов риска, приводящих к нарушениям в развитии и поведении обучающихся;
· повышению психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка образовательном учреждении является педагогический консилиум (ПМПк), продуктом деятельности ПМПк является индивидуальная программа развития ребенка.
В процессе обсуждения индивидуальной программы развития ребенка-инвалида на консилиуме находится оптимальная ситуация взаимодействия ребенка и школьной системы для каждого конкретного ребенка. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.
ИПР
– Индивидуальная программа специалистами обучающегося, направленная обучающегося в соответствии с его нуждами, потребностями и возможностями. ИПР определяет общую стратегию и направления работы специалистов службы сопровождения в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка в рамках образовательной организации. Индивидуальная программа развития разрабатывается сроком на полгода и корректируется по мере освоения ребенком планируемыми результатами.
В нашей школе индивидуальная программа развития ребенка - инвалида представлена блоками:
Первый блок - данные о ребенке (ФИО, дата рождения, адрес проживания, форма обучения, наличие образовательная программа, в нашем случае мы указываем вариант обучения ребенка);
Второй блок - коррекционно-развивающая работа(содержит направления работы с обучающимся, планируемые результаты, а также фактический результат);
Третий блок – рекомендации (включает в себя рекомендации специалистов педагогам, работающим с ребенком по реализации ИПР).
ИПР составляется коллегиально специалистами службы сопровождения образовательного учреждения. С индивидуальной программой развития ребенка-инвалида должны быть ознакомлены законные представители, т.к. там учтены рекомендации по реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).
Продолжить выстраивание элементарных коммуникаций, стереотипов учебной деятельности, развитие простых стереотипов продуктивной деятельности и умения работать по алгоритму, формирование алгоритмов произвольного высказывания, развития всех компонентов речи. Продолжить занятия с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Соблюдение охранительного режима.
В чем же отличие СИПР и ИПР?
СИПР- Специальная индивидуальная программа развития разрабатывается на основе
Адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации СИПР 1 учебный год.
ИПР – Программа сопровождения специалистами, направленная на коррекцию и развитие ребенка в соответствии с его особенностями. ИПР определяет направления коррекционно-развивающей работы и планируемые результаты в ходе её реализации. Индивидуальная программа развития разрабатывается сроком на полгода.
Результатом заседания консилиума являются заключение и индивидуальная программа развития ребёнка, которые отражают следующее:
• Психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования.
• Особенности и проблемы в развитии школьника в целом на момент обследования.
• Направления и сроки сопровождения обучающегося специалистами.
• Рекомендации специалистов педагогам, работающим с ребёнком
Таким образом, основной задачей реализации ИПР ребёнка является его комплексное психолого-педагогическое сопровождение.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей, и адаптированной основной образовательной программы ОО (школы) для категории детей с ОВЗ, к которой относится ребенок.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми нарушениями развития, разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год). В ее разработке принимают участие все специалисты. Адаптированная основная образовательная программа составляется для ОО руководителями, специалистами службы сопровождения, педагогами-дефектологами и учителями. Адаптированная образовательная программа составляется для ОО руководителями, специалистами службы сопровождения, педагогами-дефектологами, учителями и родителями.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.