Смысловое чтение: содержание и структура
Редько Вера Александровна
учитель английского языка, к.п.н.
МБОУ СОШ № 2 г. Салехард, ЯНАО
Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения, предоставляющего учащимся «знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем» в дальнейшей жизни.
Восприятие
Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).
На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.
Понимание
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:
выбрать в словах контекстуально актуализированные значения и
выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Интерпретация
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, связь элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.
Международные оценочные исследования
PISA
TIMSS
PIRLS
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
«Изучение качества чтения и понимание текста»
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
Международная программа оценки учебных достижений учащихся (PISA) оценивает способности использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования.
В исследовании PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)оцениваются четыре группы читательских умений:
нахождение информации, заданной в явном виде;
формулирование выводов;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Раз в 3 года сотни тысяч 15-летних школьников во всем мире выполняют на своем языке тестовые задания, подготовленные международным коллективом из США, Евросоюза, Японии, Австралии и других стран мира. Последнее тестирование, собравшее 3 года назад тинейджеров из 65 стран, показало, что результаты России ниже, чем хотелось бы: Россия заняла лишь 42-е место, оказавшись между Турцией и Чили. В пятерке же победителей оказались Финляндия и страны Восточной Азии.
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Естественнонаучная
грамотность
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
Математическая грамотность
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Базовый навык
смыслового чтения
Результаты исследований
Уровни овладения | Россия | Страны ОЭСР |
Готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов | 14,3% | 28,6% |
Не готовы ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях (ниже порогового уровня) | 27% | 19% |
ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития.
Наиболее эффективно формируют читательскую грамотность в странах, где есть
• обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения;
• посещение учащимися системы дошкольного образования (зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка);
Наиболее эффективно формируют читательскую грамотность в странах, где есть
• наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты – только для отчетности или для оказания помощи отстающим);
• адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально-экономического статуса школы;
• адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.