Занятие с молодыми педагогами
Разработчик: О.И.Лукиянчук, учитель информатики
МБОУ им.В.Овсянникова-Заярского «СШ №21»
Тема занятия: Формирование имиджа молодого педагога
Форма занятия: семинар-тренинг
Ход занятия 1. Организационный момент.
Упражнение «Единство» на сплоченность группы. Все участники, находясь в круге начинают «выбрасывать пальцы» по команде ведущего. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбрали одно и тоже число.
Упражнение «Глаза в глаза» на создание положительного эмоционального фона. По кругу участники передают добрый взгляд, мысленно желая добра. Взяться за руки и мысленно представить человека, сидящего рядом. Попытаться представить его в ином времени. Сидящему рядом, высказать добрые пожелания.
2. Создание проблемной ситуации. На Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитарно, неким эталоном поведения. К сожалению, в современном обществе профессия учителя утратила былые высоты. Что же может сделать сам учитель, чтобы поднять престиж своей профессии? …. Правильно! Ваша работа над созданием положительного образа профессии учителя – это, ни что иное, как построение собственного педагогического имиджа. Целеполагание: сегодня в ходе совместной деятельности мы познакомимся с технологией формирования положительного имиджа педагога, освоим некоторые приемы его построения, почувствовав себя в роли имиджмейкера.
3. Теоретическая часть
Вопрос: какова роль имиджа в его педагогическом развитии? Такой вопрос мы задали на форуме сайта Клуба молодых педагогов «МБОУ «СШ №21». Ответы сформулированы следующим образом:
- На мой взгляд, если у тебя зеленые волосы, каблуки 20см., черные ногти - ты точно найдешь общий язык с - нашим любимым 10 классом. Твой имидж будет работать только на тебя
Имидж педагога создает репутацию, укрепляет авторитет и уважение со стороны учащихся
- И не только для учащихся, но и для родителей. Педагог, работающий над своим имиджем более успешен и уверен
- Работать над своим имиджем нужно всегда, вне зависимости от профессии, в том числе и над своим внешним видом, о чем многие почему-то забывают. И еще немаловажная часть имиджа педагога- грамотная речь!
- Имидж- это ВСЁ!
- Внешний вид, стиль общения с учениками, родителями, коллегами - все это и есть имидж педагога. Каждый учитель должен смотреть на себя глазами детей и их родителей.
- Правильно выбранный имидж помогает педагогу в работе, в общении с учениками, родителями, коллегами. Но нельзя стоять на месте, нужно работать над имиджем постоянно, как говорится "идти в ногу со временем". И тогда не вы будете работать над имиджем, а он будет "работать" на вас.
Вопрос: обратившись к науке, выясним, что же понимают под педагогическим имиджем?
Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо» (современный словарь иностранных слов, 1993г.). Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Структурными компонентами имиджа являются три составляющие: внешняя, внутренняя и процессуальная.
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.
В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.
Сегодня, Вам предлагается побыть в роли имиджмейкера. Главным инструментом имиджмейкера является владение технологией построения имиджа, которая состоит из пяти шагов.
1. Первый шаг «Я в глазах других».
Секрет успеха Вашего профессионального имиджа напрямую зависит от того, насколько Вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Что же от Вас ждет окружающие? В целях поиска ответа на данный вопрос проведите опрос коллег, обучающихся, их родителей, домочадцев.
2. Второй шаг «Я познаю себя».
Представьте, что человек – это айсберг: окружающие видят лишь его малую, надводную, часть (внешний вид, поведение, манеры). Что же представляет собой невидимая, подводная, часть айсберга-человека? Именно там скрыты чувства, мысли, потребности, желания. Это и есть внутренний мир каждого: то, как сам человек о себе думает и оценивает себя. Но насколько хорошо мы в действительности знаем себя? Узнать о себе как можно больше, определить свои сильные и слабые стороны, можно ответив на 10 вопросов:
Вопрос №1«Как я выгляжу?»
Вопрос №2 «Какова моя самооценка?»
Вопрос №3 «На сколько я уверен в себе?»
Вопрос №4 «Умею ли я влиять на других?»
Вопрос №5 «Умею ли я говорить и слушать?»
Вопрос №6 «Организован ли я?»
Вопрос №7 «Умею ли я управлять собой?»
Вопрос №8 «Мои жизненные ценности?»
Вопрос №9 «Мое отношение к успеху?»
Вопрос №10 «Какой я профессионал?»
3. Третий шаг «Разработка плана построения имиджа».
Для этого, обобщив полученные Вами результаты в процессе выполнения первых двух шагов, Вам предстоит создать образы Я-реальный и Я-идеальный. Сравнительный анализ реального и идеального образов позволит Вам ответить на вопросы: «Что изменить?» и «Как изменить?». В процессе работы над планом прислушайтесь к советам практиков имиджелогии - работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усилить имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия призвана наиболее эффективной.
Прием «Интервью с самим собой».
Вопросы |
Я-реальный |
Я-идеальный |
Вопрос №1 «Как я выгляжу?» |
|
|
Вопрос №2 «Какова моя самооценка?» |
|
|
4. Четвертый шаг «Построение имиджа».
Цель следующего шага – реализовать разработанный вами план построения нового образа собственного имиджа. Вам предлагается познакомиться с некоторыми методиками формирования нового Я-образа.
Соотнесите свой новый образ с образом в прошлом.
Тренинг.
Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет цветовая гамма одежды и аксессуары, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка.
Задание 1. Видеоколлаж по фильму «Служебный роман». Вопросы для обсуждения: отношение в 70-е годы к внешнему виду и с чего начать перемены.
Задание2: Подумайте: внешний образ какого знаменитого или просто успешного человека Вы считаете идеальным и схожим с Вашим внутренним миром? Возьмете фотографию этого человека, поставьте рядом со своей и сравните. Есть ли над чем работать? ________
Упражнение «Маяк» на тренировку уверенности в себе: Если Вы не уверены в себе, чувствуете себя уязвимым, выполните упражнение «Маяк»: займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На его вершине острова – высокий, мощный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете свет, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ
ГАСНЕТ.
Упражнение на развитие артистизма. Инсценировка пословиц: Группам (по 3–5 человек) дается задание инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Остальные отгадывают пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу» и др. Упражнение на развитие умений владеть телом
☺ Изобразите радостную улыбку (приятная встреча).
☺ Выразите одним жестом: ужас, благодарность.
☺ Посидите на стуле так, как сидит царь на троне, пчела на цветке, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре.
☺ Подвигайтесь, как младенец, который только что начал ходить, старый человек, гордец, артист балета.
☺ Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, кот на солнышке, мать младенцу и наоборот.
Упражнение «Умей сохранять теплоту отношений». Вам нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь. Дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент? Это приятно, не так ли? А Вы можете ответить людям тем же? Это очень просто и приятно. Откройте «Банковский счет положительных эмоций». Пополнять его не сложно. Для этого необходимо выполнять каждый день действия, которые будут приумножать твой вклад, а не уменьшать его.
Инструкция: проследите за своими поступками и эмоциями в течение недели, каждый день. Проставляйте галочки напротив вкладов и вычетов на вашем счете.
Вклады (депозиты) |
|
Штрафные вычеты |
|
+ Приветливо здоровался утром |
|
- Поссорился с кем-либо |
|
+ Делал комплименты |
|
- Проявил грубость |
|
+ Шутил |
|
- Опоздал |
|
+ Проявлял терпение |
|
- Сплетничал |
|
+ Сдерживал гнев |
|
- Соврал |
|
+ Помогал другим |
|
- Подвел кого-то |
|
+ Выполнял обещания |
|
- Не исполнил свои обязанности |
|
+ Был пунктуальным |
|
- Был угрюм |
|
+ Инициатировал дело |
|
- Пассивно отнесся к предложению |
|
+ Тактично решал проблемы |
|
- не проявил внимания |
|
+ |
|
- |
|
Рефлексия: вам удалось сохранить и приумножить счет? Подсчитайте плюсы и минусы. Что больше? ________________________________________________________________
Инструкция: Постройте свою «Лестницу успеха»: каким вы видите себя в будущем в разных сферах жизни.
Через 30 лет
Через
10 лет
Через 5 лет
Через 1 год
Рефлексия: что для человека важнее семья или карьера? _____________________________ _____________________________________________________________________________
Какую роль играет образование в карьерном росте? _________________________________
Представьте себе, что Вы пришли в волшебный магазин, в котором можно купить не только наглядные и методические пособия, но и профессиональные качества и умения, которых вам недостает. Этот магазин интересен и тем, что в нем можно продать те профессиональные качества. Которых у Вас в избытке. Подумайте, каких качеств у Вас много и Вы считаете, что пожжете ими поделиться, а какие качества Вы хотели бы приобрести. Обоснуйте свое мнение.
|
ПОКУПАЮ |
|
ПРОДАЮ |
1. 2.
|
|
1. 2. |
|
5. Пятый шаг «Оценка достигнутого».
Диаграмма профессионального успеха, оценив свои успехи по 10 бальной шкале
Что делал? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Организовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Участвовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Проводил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Присутствовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Победил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Изучил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Читал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Исследовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Руководил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Подготовил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Помогал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Упражнение «Вверх по радуге» на релаксацию и снятие напряженности. Участники закрываю глаза, делают глубокий вздох и представляют, что они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая – съезжают с нее. (3 раза). Затем повторяют все закрытыми глазами (3 раза).
7. Подведение итогов. Видеоколлаж по фильму «Служебный роман». Вопросы для обсуждения: Какие перемены произошли во внешнем облике героини? Что этому способствовало.
Памятка для педагога: Помните, привлекательные люди:
☺ часто и охотно улыбаются;
☺ обладают хорошим чувством юмора;
☺ естественно себя ведут;
☺ веселы;
☺ часто и охотно говорят комплименты;
☺ знакомы с этикетом и следуют ему;
☺ уверены в себе;
☺ умеют посмеяться над собой;
☺ быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
☺ осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; дружелюбны, с ними легко в общении.
8. Рефлексия деятельности: а) Мой бренд – предлагается три цвета футболки, на одной из которых группе необходимо написать девиз-
Оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллегами, общей деятельностью по
10-балльной шкале. Соедините полученные точки красным цветом. Если Вы пришли к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям, то «эллипс» увеличится.
Заполните таблицу «Интервью с самим собой»
![]() |
Вопросы |
Я-реальный |
Я-идеальный |
Вопрос №1 «Как я выгляжу?» |
|
|
Вопрос №2 «Какова моя самооценка?» Вопрос №3 «На сколько я уверен в себе?» |
|
|
Вопрос №4 «Умею ли я влиять на других?» |
|
|
Вопрос №5 «Умею ли я говорить и слушать?» |
|
|
Вопрос №6 «Организован ли я?» |
|
|
Вопрос №7 «Умею ли я управлять собой?» |
|
|
Вопрос №8 «Мои жизненные ценности?» |
|
|
Вопрос №9 «Мое отношение к успеху?» |
|
|
Вопрос №10 «Какой я профессионал?» |
|
|
Вам нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь. Дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент? Это приятно, не так ли? А Вы можете ответить людям тем же? Это очень просто и приятно. Откройте «Банковский счет положительных эмоций». Пополнять его не сложно. Для этого необходимо выполнять каждый день действия, которые будут приумножать твой вклад, а не уменьшать его.
Инструкция: проследите за своими поступками и эмоциями в течение недели, каждый день. Проставляйте галочки напротив вкладов и вычетов на вашем счете.
Вклады (депозиты) |
|
Штрафные вычеты |
|
+ Приветливо здоровался утром |
|
- Поссорился с кем-либо |
|
+ Делал комплименты |
|
- Проявил грубость |
|
+ Шутил |
|
- Опоздал |
|
+ Проявлял терпение |
|
- Сплетничал |
|
+ Сдерживал гнев |
|
- Соврал |
|
+ Помогал другим |
|
- Подвел кого-то |
|
+ Выполнял обещания |
|
- Не исполнил свои обязанности |
|
+ Был пунктуальным |
|
- Был угрюм |
|
+ Инициатировал дело |
|
- Пассивно отнесся к предложению |
|
+ Тактично решал проблемы |
|
- не проявил внимания |
|
+ |
|
- |
|
Рефлексия: вам удалось сохранить и приумножить счет? Подсчитайте плюсы и минусы. Что больше? ________________________________________________________________
Инструкция: Постройте свою «Лестницу успеха»: каким вы видите себя в будущем в разных сферах жизни.
Через 30 лет
Через
10 лет
Через 5 лет
Через 1 год
Рефлексия: что для человека важнее семья или карьера? _____________________________ _____________________________________________________________________________ Какую роль играет образование в карьерном росте? _________________________________
Представьте себе, что Вы пришли в волшебный магазин, в котором можно купить не только наглядные и методические пособия, но и профессиональные качества и умения, которых вам недостает. Этот магазин интересен и тем, что в нем можно продать те профессиональные качества. Которых у Вас в избытке. Подумайте, каких качеств у Вас много и Вы считаете, что пожжете ими поделиться, а какие качества Вы хотели бы приобрести. Обоснуйте свое мнение.
ПОКУПАЮ |
|
ПРОДАЮ |
1. 2.
|
1. 2. |
|
|
|
Постройте диаграмму профессионального успеха, оценив свои успехи по 10 бальной шкале
Что делал? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Организовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Участвовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Проводил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Присутствовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Победил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Изучил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Читал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Исследовал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Руководил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Подготовил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Помогал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллегами, общей деятельностью по 10-балльной шкале. Соедините полученные точки красным цветом. Если Вы пришли к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям, то вырисовывается «эллипс».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.