Семинар-тренинг "Формирование имиджа молодого педагога"

  • Семинары
  • pdf
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие с начинающими педагогами в форме семинара-тренинга
Иконка файла материала семинар-тренинг.pdf

Занятие с молодыми педагогами

Разработчик: О.И.Лукиянчук, учитель информатики 

                     МБОУ им.В.Овсянникова-Заярского «СШ №21»

 

Тема занятия: Формирование имиджа молодого педагога

Форма занятия: семинар-тренинг

 

Ход занятия 1. Организационный момент.  

Упражнение «Единство» на сплоченность группы. Все участники, находясь в круге начинают «выбрасывать пальцы» по команде ведущего. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбрали одно и тоже число. 

Упражнение «Глаза в глаза» на создание положительного эмоционального фона. По кругу участники передают добрый взгляд, мысленно желая добра. Взяться за руки и мысленно представить человека, сидящего рядом. Попытаться представить его в ином времени. Сидящему рядом, высказать добрые пожелания.

2.    Создание проблемной ситуации. На Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитарно, неким эталоном поведения. К сожалению, в современном обществе профессия учителя утратила былые высоты. Что же может сделать сам учитель, чтобы поднять престиж своей профессии? …. Правильно! Ваша работа над созданием положительного образа профессии учителя – это, ни что иное, как построение собственного педагогического имиджа. Целеполагание: сегодня в ходе совместной деятельности мы познакомимся с технологией формирования положительного имиджа педагога, освоим некоторые приемы его построения, почувствовав себя в роли имиджмейкера.

3.    Теоретическая часть

Вопрос: какова роль имиджа в его педагогическом развитии? Такой вопрос мы задали на форуме сайта Клуба молодых педагогов «МБОУ «СШ №21». Ответы сформулированы следующим образом:

-  На мой взгляд, если у тебя зеленые волосы, каблуки 20см., черные ногти - ты точно найдешь общий язык с - нашим любимым 10 классом. Твой имидж будет работать только на тебя

Имидж педагога создает репутацию, укрепляет авторитет и уважение со стороны учащихся

-  И не только для учащихся, но и для родителей. Педагог, работающий над своим имиджем более успешен и уверен

-  Работать над своим имиджем нужно всегда, вне зависимости от профессии, в том числе и над своим внешним видом, о чем многие почему-то забывают. И еще немаловажная часть имиджа педагога- грамотная речь!

-  Имидж- это ВСЁ!

-  Внешний вид, стиль общения с учениками, родителями, коллегами - все это и есть имидж педагога. Каждый учитель должен смотреть на себя глазами детей и их родителей.

-  Правильно выбранный имидж помогает педагогу в работе, в общении с учениками, родителями, коллегами. Но нельзя стоять на месте, нужно работать над имиджем постоянно, как говорится "идти в ногу со временем". И тогда не вы будете работать над имиджем, а он будет "работать" на вас.

Вопрос: обратившись к науке, выясним, что же понимают под педагогическим имиджем?

Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо» (современный словарь иностранных слов, 1993г.). Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Структурными компонентами имиджа являются три составляющие: внешняя, внутренняя и процессуальная.

Кто же создает имидж?

Во-первых,  сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых,  имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.

В-третьих,  большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертых,  его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Сегодня, Вам предлагается побыть в роли имиджмейкера. Главным инструментом имиджмейкера является владение технологией построения имиджа, которая состоит из пяти шагов.

1.  Первый шаг «Я в глазах других». 

Секрет успеха Вашего профессионального имиджа напрямую зависит от того, насколько Вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Что же от Вас ждет окружающие? В целях поиска ответа на данный вопрос проведите опрос коллег, обучающихся, их родителей, домочадцев.

2.  Второй шаг «Я познаю себя». 

Представьте, что человек – это айсберг: окружающие видят лишь его малую, надводную, часть (внешний вид, поведение, манеры). Что же представляет собой невидимая, подводная,  часть айсберга-человека? Именно там скрыты чувства, мысли, потребности, желания. Это и есть внутренний мир каждого: то, как сам человек о себе думает и оценивает себя. Но насколько хорошо мы в действительности знаем себя? Узнать о себе как можно больше, определить свои сильные и слабые стороны, можно ответив на 10 вопросов:

Вопрос №1«Как я выгляжу?»

Вопрос №2 «Какова моя самооценка?»

Вопрос №3 «На сколько я уверен в себе?»

Вопрос №4 «Умею ли я влиять на других?»

Вопрос №5 «Умею ли я говорить и слушать?» 

Вопрос №6 «Организован ли я?»

Вопрос №7 «Умею ли я управлять собой?»

Вопрос №8 «Мои жизненные ценности?»

Вопрос №9 «Мое отношение к успеху?»

Вопрос №10 «Какой я профессионал?»

3.        Третий шаг «Разработка плана построения имиджа». 

Для этого, обобщив полученные Вами результаты в процессе выполнения первых двух шагов, Вам предстоит создать образы Я-реальный и Я-идеальный. Сравнительный анализ реального и идеального образов позволит Вам ответить на вопросы: «Что изменить?» и «Как изменить?». В процессе работы над планом прислушайтесь к советам практиков имиджелогии -  работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усилить имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия призвана наиболее эффективной.

Прием  «Интервью с самим собой».

Вопросы

Я-реальный

Я-идеальный

Вопрос №1

«Как я выгляжу?»

 

 

Вопрос №2 «Какова моя самооценка?»

 

 

 

4.        Четвертый шаг «Построение имиджа». 

Цель следующего шага – реализовать разработанный вами план построения нового образа собственного имиджа. Вам предлагается познакомиться с некоторыми методиками формирования нового Я-образа.

Соотнесите свой новый образ с образом в прошлом.

Тренинг.

 

Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет цветовая гамма одежды и аксессуары, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка.

Задание 1. Видеоколлаж по фильму «Служебный роман». Вопросы для обсуждения: отношение в 70-е годы к внешнему виду и с чего начать перемены.

Задание2: Подумайте: внешний образ какого знаменитого или просто успешного человека Вы считаете идеальным и схожим с Вашим внутренним миром?  Возьмете фотографию этого человека, поставьте рядом со своей и сравните. Есть ли над чем работать? ________

 

 

Упражнение «Маяк» на тренировку уверенности в себе: Если Вы не уверены в себе, чувствуете себя уязвимым, выполните упражнение «Маяк»: займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На его вершине острова – высокий, мощный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете свет, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ

ГАСНЕТ.

Упражнение на развитие артистизма. Инсценировка пословиц: Группам (по 3–5 человек) дается задание инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Остальные отгадывают пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу» и др. Упражнение на развитие умений владеть телом

  Изобразите радостную улыбку (приятная встреча). 

  Выразите одним жестом: ужас, благодарность.

  Посидите на стуле так, как сидит царь на троне, пчела на цветке, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре.

  Подвигайтесь, как младенец, который только что начал ходить, старый человек, гордец, артист балета.

  Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, кот на солнышке, мать младенцу и наоборот.

 

 

 

 

Упражнение «Умей сохранять теплоту отношений». Вам нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь. Дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент? Это приятно, не так ли? А Вы можете ответить людям тем же? Это очень просто и приятно. Откройте «Банковский счет положительных эмоций». Пополнять его не сложно. Для этого необходимо выполнять каждый день действия, которые будут приумножать твой вклад, а не уменьшать его.

Инструкция: проследите за своими поступками и эмоциями в течение недели, каждый день. Проставляйте галочки напротив вкладов и вычетов на вашем счете.

 

Вклады (депозиты)

 

Штрафные вычеты

 

+ Приветливо здоровался утром

 

- Поссорился с кем-либо

 

+ Делал комплименты

 

- Проявил грубость

 

+ Шутил

 

- Опоздал

 

+ Проявлял терпение

 

- Сплетничал

 

+ Сдерживал гнев

 

- Соврал

 

+ Помогал другим

 

- Подвел кого-то

 

+ Выполнял обещания

 

- Не исполнил свои обязанности

 

+ Был пунктуальным

 

- Был угрюм

 

+ Инициатировал дело

 

- Пассивно отнесся к предложению

 

+ Тактично решал проблемы

 

- не проявил внимания

 

+

 

 

 

Рефлексия: вам удалось сохранить и приумножить счет? Подсчитайте плюсы и минусы. Что больше? ________________________________________________________________

 

 

Упражнение «Лестница успеха»

Инструкция: Постройте свою «Лестницу успеха»: каким вы видите себя в будущем в разных сферах жизни.

                                                                                                                  Через 30 лет

 

 

                                                                                                     Через 10 лет  

                                                                                       Через 5 лет  

                                                                                  

                                                                         Через 1 год           

                                   

Рефлексия: что для человека важнее семья или карьера? _____________________________ _____________________________________________________________________________

Какую роль играет образование в карьерном росте? _________________________________

Упражнение «Волшебный магазин»

Представьте себе, что Вы пришли в волшебный магазин, в котором можно купить не только наглядные и методические пособия, но и профессиональные качества и умения, которых вам недостает. Этот магазин интересен и тем, что в нем можно продать те профессиональные качества. Которых у Вас в избытке. Подумайте, каких качеств у Вас много и Вы считаете, что пожжете ими поделиться, а какие качества Вы хотели бы приобрести. Обоснуйте свое мнение. 

 

ПОКУПАЮ

 

ПРОДАЮ

1.

2.

 

 

1. 2.

 

 

5.      Пятый шаг «Оценка достигнутого». 

  

Диаграмма профессионального успеха, оценив свои успехи по 10 бальной шкале

 

Что делал?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Организовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Участвовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проводил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Присутствовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Победил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Изучил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Читал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Исследовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Руководил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Подготовил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Помогал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Упражнение «Вверх по радуге» на релаксацию и снятие напряженности. Участники закрываю глаза,  делают глубокий вздох и представляют, что они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая – съезжают с нее. (3 раза). Затем повторяют все закрытыми глазами (3 раза).

7.      Подведение итогов. Видеоколлаж по фильму «Служебный роман». Вопросы для обсуждения: Какие перемены произошли во внешнем облике героини? Что этому способствовало.

Памятка для педагога: Помните, привлекательные люди: 

часто и охотно улыбаются; 

обладают хорошим чувством юмора; 

естественно себя ведут; 

веселы;

часто и охотно говорят комплименты; 

знакомы с этикетом и следуют ему; 

уверены в себе; 

умеют посмеяться над собой; 

быстро вызывают человека на разговор о нем самом; 

осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; дружелюбны, с ними легко в общении. 

 

8.      Рефлексия деятельности: а) Мой бренд – предлагается три цвета футболки, на одной из которых группе необходимо написать девиз-

Оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллегами, общей деятельностью по

10-балльной шкале. Соедините полученные точки красным цветом. Если Вы пришли к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям, то «эллипс» увеличится. 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист «Сам себе имиджмейкер!»

 

Заполните таблицу «Интервью с самим собой»


 

Вопросы

Я-реальный

Я-идеальный

Вопрос №1

«Как я выгляжу?»

 

 

Вопрос №2

«Какова моя самооценка?»

Вопрос №3

«На сколько я уверен в себе?»

 

 

Вопрос №4

«Умею ли я влиять на других?»

 

 

Вопрос №5

«Умею ли я говорить и слушать?»

 

 

Вопрос №6

«Организован ли я?»

 

 

Вопрос №7

«Умею ли я управлять собой?»

 

 

Вопрос №8 «Мои жизненные ценности?»

 

 

Вопрос №9

«Мое отношение к успеху?»

 

 

Вопрос №10

«Какой я профессионал?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО_______________________________________________________________ Упражнение «Умей сохранять теплоту отношений»

Вам нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь. Дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент? Это приятно, не так ли? А Вы можете ответить людям тем же? Это очень просто и приятно. Откройте «Банковский счет положительных эмоций». Пополнять его не сложно. Для этого необходимо выполнять каждый день действия, которые будут приумножать твой вклад, а не уменьшать его.

Инструкция: проследите за своими поступками и эмоциями в течение недели, каждый день. Проставляйте галочки напротив вкладов и вычетов на вашем счете.

 

Вклады (депозиты)

 

Штрафные вычеты

 

+ Приветливо здоровался утром

 

- Поссорился с кем-либо

 

+ Делал комплименты

 

- Проявил грубость

 

+ Шутил

 

- Опоздал

 

+ Проявлял терпение

 

- Сплетничал

 

+ Сдерживал гнев

 

- Соврал

 

+ Помогал другим

 

- Подвел кого-то

 

+ Выполнял обещания

 

- Не исполнил свои обязанности

 

+ Был пунктуальным

 

- Был угрюм

 

+ Инициатировал дело

 

- Пассивно отнесся к предложению

 

+ Тактично решал проблемы

 

- не проявил внимания

 

+

 

 

 

Рефлексия: вам удалось сохранить и приумножить счет? Подсчитайте плюсы и минусы. Что больше? ________________________________________________________________

 

Упражнение «Лестница успеха»

Инструкция: Постройте свою «Лестницу успеха»: каким вы видите себя в будущем в разных сферах жизни.

                                                                                                                  Через 30 лет

 

 

                                                                                                     Через 10 лет  

                                                                                       Через 5 лет  

                                                                                  

                                                                         Через 1 год           

                                   

Рефлексия: что для человека важнее семья или карьера? _____________________________ _____________________________________________________________________________ Какую роль играет образование в карьерном росте? _________________________________

Упражнение «Волшебный магазин»

Представьте себе, что Вы пришли в волшебный магазин, в котором можно купить не только наглядные и методические пособия, но и профессиональные качества и умения, которых вам недостает. Этот магазин интересен и тем, что в нем можно продать те профессиональные качества. Которых у Вас в избытке. Подумайте, каких качеств у Вас много и Вы считаете, что пожжете ими поделиться, а какие качества Вы хотели бы приобрести. Обоснуйте свое мнение. 

ПОКУПАЮ

 

ПРОДАЮ

1.

2.

 

 

 

 

1.

2.

 

 

 

 

 

 

Постройте диаграмму профессионального успеха, оценив свои успехи по 10 бальной шкале

 

Что делал?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Организовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Участвовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проводил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Присутствовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Победил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Изучил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Читал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Исследовал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Руководил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Подготовил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Помогал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллегами, общей деятельностью по 10-балльной шкале. Соедините полученные точки красным цветом. Если Вы пришли к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям, то вырисовывается «эллипс».