Методическая разработка:
«Самолет: Взлет к педагогическому мастерству»
«Становление молодого педагога начинается с земли, с тщательной подготовки, но с каждым новым опытом он увереннее поднимается в небо педагогического мастерства”
А.С. Бычковская
Работа с молодыми педагогами – это не просто элемент современной образовательной политики, а насущная необходимость, продиктованная вызовами времени и потребностями общества. Это инвестиция в будущее, способная не только укрепить кадровый потенциал школ, но и обеспечить качественное образование для будущих поколений.
Как молодые ростки, едва пробившиеся сквозь землю, нуждаются в заботе и внимании, так и молодые педагоги, приступающие к своей профессиональной деятельности, требуют особого подхода. Теоретическая база, полученная в вузе, — это лишь семена, которые должны прорасти в плодородную почву практического опыта. И здесь на помощь приходят опытные наставники, способные разглядеть потенциал, поддержать в трудную минуту и направить на верный путь.
В современном динамично развивающемся мире, когда образовательные технологии и методики постоянно обновляются, работа с молодыми педагогами приобретает особую значимость. Необходимо помочь им освоить новые инструменты, научить их эффективно применять современные подходы в образовательном процессе. Здесь и проявляется роль наставника – человека, который может не только передать свой опыт, но и вдохновить на творческий поиск, на эксперименты и инновации.
Таким образом, работа с молодыми педагогами – это многогранный процесс, который включает в себя наставничество, методическую поддержку, психологическую помощь и создание благоприятной рабочей среды. Это непрерывный цикл обучения и развития, который позволяет молодым учителям стать профессионалами высокого уровня и внести свой вклад в развитие образования.
Данное занятие, разработанное в формате интерактивного семинара-тренинга, предназначено для молодых педагогов и нацелено на осознание ими своей профессиональной траектории, определения ключевых компетенций и формирования планов развития. Метафора “самолёта” используется для наглядного представления процесса роста и достижения педагогического мастерства. В ходе занятия участники проанализируют свой текущий уровень, определят зоны роста и разработают индивидуальные “планы полёта”.
Семинар-тренинг “Самолёт: Взлёт к педагогическому мастерству” – это эффективный инструмент для поддержки молодых педагогов на начальном этапе их профессиональной деятельности.
Цель: помочь молодым педагогам осознать свою профессиональную траекторию, определить ключевые навыки и компетенции, необходимые для
успешной работы, и наметить пути их развития.
Задачи семинара-тренинга:
1. Проанализировать текущий уровень профессионального развития молодого педагога.
2. Определить сильные и слабые стороны, а также зоны роста молодого педагога.
3. Сформулировать цели и задачи на ближайший период для молодого педагога.
4. Познакомить молодых педагогов с различными ресурсами и инструментами для профессионального развития.
5. Создать атмосферу поддержки и обмена опытом.
Целевая аудитория: Молодые педагоги (стаж работы до 2 лет).
Форма проведения: Интерактивный семинар-тренинг с элементами групповой работы, рефлексии и моделирования.
Материалы и оборудование:
1. Проектор, экран, ноутбук.
2. Флипчарт / доска, маркеры.
3. Презентация.
4. Раздаточные материалы (шаблоны “самолёта”, карточки с компетенциями, листы рефлексии).
5. Музыкальное сопровождение (фоновая музыка для релаксации и бодрая музыка для активности).
Необходимые участники семинара-тренинга:
1. Ведущий тренинга
2. Помощник ведущего
3. Количество молодых педагогов – не более 15, для возможности уделить внимание каждому и провести качественную рефлексию.
К методической разработке прилагаются:
1. Приложение 1
2. Приложение 2
3. Приложение 3
4. Приложение 4
5. Приложение 5
6. Презентация
Ожидаемые результаты:
В результате участия в занятии молодые педагоги смогут: осознать свою профессиональную траекторию, определить свои сильные и слабые стороны, сформулировать конкретные цели и задачи, а также получить знания о различных ресурсах и инструментах для самообразования. Занятие способствует созданию позитивной атмосферы, где каждый участник сможет почувствовать себя
уверенным и компетентным профессионалом.
Ход мероприятия:
I. Этап «Подготовка к взлёту» 7-10 мин. |
II. Этап «Планирование полёта» 15 мин. |
III. Этап «Взлёт» 20 мин. |
IV. Этап «Полёт» 15 мин. |
V. Этап «Посадка» Рефлексия 10 мин. |
Приветствие и создание атмосферы:
Ведущий приветствует участников, создаёт позитивный и доброжелательный настрой.
Предлагает участникам представить себя пилотами, которые готовятся к своему первому полёту в качестве педагогов.
Что важно включить в приветственное слово:
- Приветствие: Доброе, уважительное обращение к аудитории.
- Представление: Представление ведущего (имя, должность).
- Тема: Четкое объявление темы занятия (название, цель).
- Метафора: Использование метафоры “самолёта” и ее связи с темой.
- Мотивация: Выражение надежды на пользу и вдохновение от занятия.
- Интерактив: Призыв к активности и участию в процессе. Позитив: Создание доброжелательной и позитивной атмосферы.
Действие 1. Приветственное слово. Ведущий показывает короткую презентацию о важности профессионального развития в жизни молодого педагога.
1.1. Объясняет цель и задачи семинара. Слайд № 1 – 4.
1.2. Проводит аналогию между развитием педагога и полётом самолёта.
Текст речи ведущего: «Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад/рада видеть вас сегодня здесь, на занятии “Самолёт: Взлёт к педагогическому мастерству”. Мы собрались с вами, чтобы немного поразмышлять о нашем профессиональном пути, определить важные ориентиры и наметить дальнейший маршрут развития. Наше занятие – это своего рода подготовка к взлёту, где мы сможем проанализировать свои сильные стороны, определить зоны роста и составить индивидуальный “план полёта”. Я надеюсь, что каждый из вас получит сегодня не только новые знания, но и вдохновение для дальнейшего профессионального роста.
Как настоящие пилоты самолёта, мы проверим все системы, наметаем курс и с уверенностью поднимемся в небо знаний и опыта. Давайте вместе сделаем этот полёт незабываемым и полезным!»
Действие 2. Обсуждение.
Ведущий предлагает участникам поделиться своими ожиданиями от семинара и трудностями, с которыми они сталкиваются в работе. Далее, каждому участнику семинара выдается случайным образом «пожелания к полету».
(Приложение 1.)
Действие 1. Индивидуальная работа «Мой самолёт». Каждый участник получает шаблон «самолёта» (Приложение 2.) Слайд № 5.
- На «фюзеляже» участники пишут свое имя и должность.
- На «крыльях» - свои сильные стороны и достижения.
- На «хвостовой части» - зоны роста и компетенции, которые необходимо развить.
- По желанию могут дать название своему самолету.
Действие 2. Работа в группах “Компас”.
* Участники делятся на группы от 2х-4х человек.
Каждая группа получает карточку с компасом, на которой указывают необходимые компетенции для успешной работы педагога. Слайд № 6
Группы обсуждают, какие компетенции важны именно для них, и составляют
«компас», выбирая наиболее важные направления для своего развития. (Приложение 3.)
Действие 1. Презентации групп «Мой курс»:
- Каждая группа представляет свой “компас” и объясняет, почему они выбрали именно эти компетенции.
- Группы делятся своим видением своего профессионального развития.
Действие 2. Мастер-класс от ведущего «Управление полётом»: Ведущий проводит мини-мастер-класс по методам планирования и таймменеджмента «Бортовой журнал пилота: тайм-менеджмента молодого педагога». Демонстрирует различные ресурсы и инструменты, которые могут помочь молодым педагогам в их развитии.
Текст речи ведущего: «Отлично, давайте обсудим тайм-менеджмент молодого педагога. Это крайне важная тема, так как эффективное управление временем помогает начинающим учителям справляться с нагрузкой, избегать выгорания и достигать профессиональных целей.»
Действие 2.1. Обращение внимания участников семинара к слайдам презентации.
Слайд 7. Основные принципы тайм-менеджмента для молодого педагога
Слайд 8 - 9. Советы для молодых педагогов в области тайм-менеджмента
Действие 2.2. Участникам семинара выдаются «Бортовые журналы пилота» (Приложение 4.) для ознакомления и дальнейшего использования в работе. Слайд № 10.
Задание: Заполнить бортовой журнал на ближайший день.
Действие 1. Индивидуальная работа «План полёта»:
Текст речи ведущего: «Очень часто молодые педагоги отправляются в свой педагогический полет без четкого плана действий и плана своего развития. Но, даже, если Вы уже начали – никогда не поздно все структурировать!». Слайд № 11.
- Каждый участник на основе полученных знаний, а также анализа своей текущей ситуации, составляет индивидуальный «план полёта» на ближайший период (3-6 месяцев).
- План должен включать в себя конкретные цели, задачи, ресурсы и сроки.
Действие 2. «Ненужный чемодан: Освобождаемся от лишнего для лёгкого полета» Материалы:
- Раздаточные листы в форме чемодана (Приложение 5.) - Ручки или маркеры.
Слайд № 12.
Вводное слово ведущего:
- Ведущий объясняет участникам, что для успешного «полета» необходимо не только набрать нужную скорость и определить правильный курс, но и освободиться от всего лишнего, что может тянуть нас вниз.
- Ведущий проводит аналогию с чемоданом, который мы можем нагрузить ненужными вещами, которые только мешают в пути.
- Подчеркивает, что честность с самим собой в этом задании – ключ к успеху.
Каждый участник получает лист с изображением чемодана. На чемодане они должны написать, нарисовать или символически изобразить то, от чего они хотели бы «избавиться» в своей педагогической практике. Это могут быть:
- Страхи (например, страх публичных выступлений, страх допустить ошибку).
- Негативные установки (например, «у меня не получится», «я недостаточно хорош», «мои ученики меня не слушают»).
- Непродуктивные привычки (например, откладывать дела на потом, задерживаться допоздна на работе, не уметь отдыхать).
- Негативные эмоции (например, раздражение, апатия, тревога).
- Лишние обязательства.
- Участники могут использовать метафоры или символы, если им так удобнее выразить свои мысли.
- Во время выполнения задания можно включить негромкую релаксирующую музыку.
Действие 1. Рефлексия по заданию «Ненужный чемодан»
Ведущий благодарит участников за откровенность и готовность к самоанализу. Подчеркивает, что «избавление» от ненужного – это важный шаг к более легкому и успешному «полёту» к педагогическому мастерству. Напоминает, что работа над собой – это постоянный процесс, и что важно продолжать двигаться вперёд.
Участники могут оставить свои «чемоданы» на флипчарте или в специально отведённом месте, символически «освобождаясь» от всего лишнего.
Действие 2. Общая рефлексия.
Участники делятся своими мыслями и впечатлениями от семинара. Отвечают на вопросы: что нового узнали, что было полезным, что планируют применить в своей работе
Заключительное слово ведущего:
Ведущий благодарит участников за работу, вдохновляет их на дальнейший профессиональный рост. Подчеркивает, что путь к педагогическому мастерству - это непрерывный полёт, и всегда нужно стремиться к новым высотам.
- Будьте позитивны, энергичны и вдохновляйте участников.
- Создавайте атмосферу доверия и открытости.
- Поощряйте активность и участие каждого.
- Используйте разнообразные методы и формы работы.
- Давайте конкретные советы и рекомендации.
Приложение 1. Пожелания к полету
1. Уверенного старта! Пусть ваш профессиональный путь начнётся с позитива и уверенности в своих силах.
2. Лёгкого разбега! Пусть первые шаги в профессии будут наполнены энтузиазмом и верой в свои возможности.
3. Попутного ветра! Пусть удача сопутствует вам на всех этапах вашего профессионального “полета”.
4. Чёткого курса! Пусть у вас всегда будет ясное понимание своих целей и задач.
5. Смелых решений! Пусть вы не боитесь экспериментировать и находить свои уникальные подходы.
6. Крепких крыльев! Пусть ваши знания и навыки будут прочным фундаментом для вашего профессионального роста.
7. Яркого света! Пусть ваш путь озаряет вдохновение и жажда знаний.
8. Стремительного взлёта! Желаю быстро набрать высоту и покорить новые вершины педагогического мастерства.
9. Спокойствия в турбулентности! Пусть трудности не сломят ваш дух, а только сделают сильнее и опытнее.
10. Мудрости в управлении! Пусть вы всегда принимаете взвешенные и обдуманные решения.
11. Гибкости в полёте! Пусть вы умеете адаптироваться к любым ситуациям и находить выход из сложных положений.
12. Ясного неба над головой! Пусть ваши дни будут наполнены радостью, позитивом и новыми открытиями.
13. Надежных штурвалов! Пусть рядом всегда будут верные коллеги и друзья, готовые поддержать и помочь.
14. Точного прицела! Пусть вы всегда достигаете поставленных целей и получаете удовольствие от своей работы.
15. Надёжных попутчиков! Пусть вас окружают единомышленники, готовые разделить радости и трудности.
16. Сильных двигателей! Пусть ваша энергия и энтузиазм никогда не иссякают.
17. Мягкой посадки! Пусть вы всегда успешно завершаете каждый этап своего профессионального пути.
18. Заслуженных наград! Пусть ваши достижения будут признаны и оценены по достоинству.
19. Восторженных взглядов! Пусть ваша работа приносит радость и вдохновение вашим ученикам.
20. Новых горизонтов! Пусть ваши достижения будут стимулом для дальнейшего роста и развития.
21. Покорения вершин! Пусть вы постоянно стремитесь к новым высотам профессионального мастерства.
22. Полёт без границ! Пусть ваши возможности будут безграничны, а ваш потенциал неисчерпаем.
23. Вдохновения для новых взлётов! Пусть каждый ваш “полёт” завершается новыми идеями и желаниями покорять новые вершины.
25. Вдохновения и творчества! Пусть каждый ваш день будет наполнен вдохновением и творческими идеями.
26. Любви к своей профессии! Пусть вы всегда будете любить свою работу и получать от неё удовольствие.
Приложение 2. Самолет
Приложение 3. Компас (Не вырезается! Дается целый лист для возможности записать нужные компетенции)
Приложение 4. Бортовой журнал пилота
(ФИО молодого педагога)
Дата начала полёта:
Данные «Полётного Дня»
Дата |
|
День недели |
|
Погодные условия краткое описание обстановки в ОУ, своего состояния: - «Солнечно, много энергии» - «Облачно, требуются дополнительные усилия» - «Шторм, необходима максимальная концентрация» |
|
Метеорологические риски: Краткое описание возможных трудностей или вызовов на день |
|
Экипаж: Можно вписать всех, кто с вами взаимодействует в этот день, например, классный руководитель, коллеги, учащиеся |
|
План «Полётного Задания» на Сегодня
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
4 |
|
|
|
|||||||||||||||
|
5 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
6 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
7 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
8 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
9 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
10 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
Отчёт о «Полётной Эффективности»
Успехи / Положительные моменты: Список того, что получилось хорошо, чем можно гордиться |
1 |
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Трудности / Нештатные ситуации: Список того, что не удалось, что нужно учесть |
1 |
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Выводы / «План на следующий полёт»: Краткие выводы и рекомендации на будущее |
|
|
Заряд вдохновения место для мотивационных цитат, любимых высказываний или фраз, которые помогают настроиться на работу |
|
«Диспетчерская Связь» / Заметки
(Место для дополнительных заметок, идей, мыслей, обратной связи от коллег и учеников)
Приложение 5. Чемодан
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.