КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
(ПО МКБ-10)
№ п/п |
Параметры психического развития |
Степени умственной отсталости |
|||
Легкая умственная отсталость |
Умеренная умственная отсталость |
Тяжелая умственная отсталость |
Глубокая умственная отсталость |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Распространенность категории |
75-89% от всей популяции людей с умственной отсталостью |
Более 10% от всего числа выявляемы в населении лиц с умственной отсталостью |
Около 4% от всех людей с умственной отсталостью. |
1% случаев от всех наблюдающихся лиц с умственной отсталостью. |
2 |
Нарушения когнитивной сферы |
Изменения различных видов восприятия, затруднения анализа и синтеза воспринимаемого воспрепятствуют созданию адекватной ориентировки в окружающей и внутренней. Произвольное внимание нецеленаправленное, нестойкое, имеет малый объем, трудности к переключению и распределению, легко истощается характеризуется повышенной отвлекаемостью. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения сиюминутных потребностей, стереотипное и некритичное, характеризуется нарушением динамики мышления (его лабильностью1 и инертностью2), имеет недоразвитие высших форм мышления. Элементарные речевые навыков приобретаются с задержкой, но большинство овладевают способностью использовать речь в повседневных целях. Характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов, нарушение грамматического строя речи. Память отличается медленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, плохим припоминанием. Механическая память может быть сохранной, затруднено воспоминание о внутренних логических связях и обобщенных объяснениях. |
Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, при их сохранности отмечается неумение ими пользоваться. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах, без выделения особенностей. Нет самостоятельной ориентировки в ситуации. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления, образование отвлеченных понятий недоступно или резко ограничено. Речь развивается, запаздывая на 3-5 лет. Окончательное ее формирование ограничено. Понимание речи опирается на улавливание интонации, жестов и мимики говорящего. В условиях обучения овладевают элементами обиходной речи. Имеются дефекты произношения, аграмматизмы. Объем памяти мал. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. |
Часто встречаются аномалии развития органов чувств, имеются функциональные расстройства анализаторов. Восприятие глобальное и поверхностное. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности. Внимание резко нарушено, малоустойчиво, иногда не привлекается вовсе. Активное внимание может отсутствовать. Мышление хаотично, бессистемно, характеризуется отсутствием или слабостью смысловых связей. Оперировать отвлеченными понятиями не могут. Суждения бедны, основаны на подражании. Многие лица пользуются вместо речи жестами и нечленораздельными звуками. В редких случаях развивается речь, представляющая собой поток бессмысленных эхолалических повторений. Понимание речи ограничено. Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного ранее. |
Часты расстройства зрения и слуха. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки. Внимание ничем не привлекается, с трудом ориентируются в окружающем, реагируют только на боль. Не развиты даже предпосылки интеллекта. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Речь и жесты не понимают. Понимание и использование речи ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь часто заменена нечленораздельными звуками. Отсутствует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению. |
3 |
Нарушения эмоционально-волевой сферы |
Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства, преобладают непосредственные переживания. Настроение неустойчивое. Произвольная активность отличается слабостью побуждений, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, едостаточностью социальных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны, отсутствует борьба мотивов. |
Чувствительны к оценке их другими людьми, отсутствует эмоциональное многообразие. У части лиц отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и сексуальных. Возникающие побуждения к деятельности слабы и быстро истощаются. Склонны к импульсивны поступкам. |
Эмоциональные реакции однообразны и недифференцированны, тугоподвижны Могут быть вспыльчивыми и агрессивными. Малая активность. Затруднения в организации любой деятельности. |
Наиболее тяжелые из лиц с данной степенью недоразвития не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений, часты появления сексуального возбуждения (безудержный онанизм). |
4 |
Формирование личности |
Самооценка неустойчива: может быть повышенной в связи с незрелостью личности и снизиться в условиях оценочной ситуации (опроса, контроля). Большинство детей достигают независимости в сфере ухода за собой, усваивают нормы поведения, однако их ролевые функции в обществе ограничены. |
Могут быть мобильными и физически активными, способны общаться с другими, склонны к подражанию другим. Отсутствует самостоятельность, внушаемость сочетается с негативизмом. Неадекватно завышенная самооценка поддается коррекции. |
Малая активность, сниженная потребность в обмене информацией, слабый интерес к окружающему. Потребность в общении вырастает по мере обучения с большим трудом. |
Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания |
5 |
Недоразвитие двигательной сферы |
Характерно замедление темпа развития локомоторных функций, непродуктивность и недостаточная целесообразность последовательных движений, двигательное беспокойство, суетливость, плохая сформированность тонких и точных движений, жестикуляции и мимики. |
Статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. Нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны и неуклюжи. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев. |
Грубое недоразвитие двигательной сферы. Часто наличествуют параличи и парезы. Нарушены и слабы статические и локомоторные функции, координация, точность и темп произвольных движений. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих невозможны, не могут себя обслужить. Под влиянием ЛФК ритмика движения и координация улучшаются незначительно. |
Большинство таких больных неподвижны и не владеют прямохождением. |
6 |
Возможности и особенности обучения |
Обучаются по программе коррекционной школы VIII вида. Трудности в овладении чтением и письмом, однако обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей. |
Необучаемы по программе коррекционной школы VIII вида. Некоторые лица по образовательным программам в специальных классах коррекционных школ или интернатах овладевают навыками самообслуживания и ориентировки в окружающем, элементам чтения и счета. |
Некоторые овладевают порядковым счетом и с помощью наглядного материала производят простейшие математические операции. Под влиянием обучения могут появиться не связанные между собой представления и элементарные понятия. |
Необучаемы. |
7 |
Овладение трудовыми навыками |
При благоприятной коррекции способны овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т.е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи и др.) |
Самостоятельная трудовая деятельность недоступна. Способны к простой практической деятельности при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора. |
Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности, грубыми расстройствами моторики. |
Не способны или малоспособны к овладению какими-либо навыками ухода за собой, нуждаются в постоянной помощи и надзоре. |
ИСТОЧНИК:
https://studfiles.net/preview/6015986/
файловый архив студентов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.