Качественный анализ состава неорганических соединений
Оценка 4.9

Качественный анализ состава неорганических соединений

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
химия
СCУЗ, ВУЗ
12.05.2024
Качественный анализ состава неорганических соединений
Химия_9 класс_Качественный анализ_презентация.ppt

Качественный анализ состава неорганических соединений

Качественный анализ состава неорганических соединений

Качественный анализ состава
неорганических соединений

раздел аналитической химии, посвященный установлению качественного состава веществ, то есть обнаружению элементов и образуемых ими ионов, входящих в состав и простых, и сложных веществ. Качественный…

раздел аналитической химии, посвященный установлению качественного состава веществ, то есть обнаружению элементов и образуемых ими ионов, входящих в состав и простых, и сложных веществ. Качественный…

раздел аналитической химии, посвященный установлению качественного состава веществ, то есть обнаружению элементов и образуемых ими ионов, входящих в состав и простых, и сложных веществ.

Качественный анализ

Химические реакции, характерные для данного катиона или аниона, позволяющие обнаружить их как в индивидуальных веществах, так и в смесях

Химические реакции, характерные для данного катиона или аниона, позволяющие обнаружить их как в индивидуальных веществах, так и в смесях

Химические реакции, характерные для данного катиона или аниона, позволяющие обнаружить их как в индивидуальных веществах, так и в смесях.

Качественные реакции

Химические реакции, пригодные для качественного анализа, должны сопровождаться заметным эффектом

Химические реакции, пригодные для качественного анализа, должны сопровождаться заметным эффектом

Химические реакции, пригодные для качественного анализа, должны сопровождаться заметным эффектом.
Это может быть
выделение газа
изменение окраски раствора
выпадение осадка
растворение осадка

Качественные реакции

знать и уметь осуществлять на практике тесты на определение - кислорода - водорода - углекислого газа - воды Цель обучения:

знать и уметь осуществлять на практике тесты на определение - кислорода - водорода - углекислого газа - воды Цель обучения:

знать и уметь осуществлять на практике тесты на определение
- кислорода
- водорода
- углекислого газа
- воды

Цель обучения:

Получите водород путем взаимодействия цинка с раствором соляной кислоты

Получите водород путем взаимодействия цинка с раствором соляной кислоты

Получите водород путем взаимодействия цинка с раствором соляной кислоты.
Соберите водород методом вытеснения воздуха в пробирке, перевернутой вверх дном.
Для проверки водорода на чистоту поднесите горящую спичку к пробирке с собранным водородом.
Если раздается свистящий звук, то водород содержит примесь воздуха; если раздается глухой звук «пах», то водород чистый.
Составьте уравнения реакций.
Назовите продукты реакции.

ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА И
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕГО НАЛИЧИЯ

Опыт № 1

Цинк + соляная кислота → Zn + 2HCl =

Цинк + соляная кислота → Zn + 2HCl =

Цинк + соляная кислота →
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑

Водород + кислород →
2H2 + О2 = 2H2О

ЦО: знать и уметь осуществлять на практике тесты на
определение кислорода, водорода, углекислого газа, воды

Физические свойства водорода при комнатной температуре

Физические свойства водорода при комнатной температуре

Физические свойства водорода
при комнатной температуре.

Водород – газ, без цвета, без запаха, без вкуса. Мало растворим в воде.

Почему водород собирают в пробирку, перевёрнутую вверх дном ?

Mr(H2) = 2
Mr(воздуха) = 29
Водород легче воздуха, поэтому его собирают в пробирку, перевернутую вверх дном.

Для доказательства наличия водорода необходимо к отверстию сосуда, содержащего газ, поднести горящую спичку

Для доказательства наличия водорода необходимо к отверстию сосуда, содержащего газ, поднести горящую спичку

Для доказательства наличия водорода необходимо к отверстию сосуда, содержащего газ, поднести горящую спичку. Если в сосуде содержится водород, раздается характерный «хлопок», звук «пах».

Качественная реакция на водород

Смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода – «гремучий газ»

Смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода – «гремучий газ»

Смесь, состоящая из двух объемов водорода и
одного объема кислорода – «гремучий газ».

Что такое «гремучий газ» ?

2H2 + 1О2 = 2H2О

Получите кислород путем разложения перманганата калия

Получите кислород путем разложения перманганата калия

Получите кислород путем разложения перманганата калия.
Соберите кислород методом вытеснения воздуха.
Проверьте, наполнился ли стакан кислородом.
Для этого поднесите тлеющую лучинку к отверстию стакана, не погружая ее в стакан. Что наблюдаете?

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА И
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕГО НАЛИЧИЯ.

Опыт № 2

Составьте уравнение реакции разложения перманганата калия

Составьте уравнение реакции разложения перманганата калия

Составьте уравнение реакции разложения перманганата калия.

Критерии оценки общеучебных
умений и навыков учащихся:

2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑

t

перманганат
калия

t

манганат
калия

оксид
марганца (IV)

кислород↑

+

+

О2 – газ без цвета, без вкуса, без запаха, мало растворим в воде, тяжелее воздуха

О2 – газ без цвета, без вкуса, без запаха, мало растворим в воде, тяжелее воздуха

О2 – газ без цвета, без вкуса, без запаха,
мало растворим в воде, тяжелее воздуха

Физические свойства кислорода
при комнатной температуре

Почему кислород собирают в стакан, стоящий на столе,
а не в перевёрнутый вверх дном?

Mr(О2) = 32
Mr(воздуха) = 29
Кислород тяжелее воздуха, поэтому его
собирают в стакан, стоящий на столе,
а не в перевернутый вверх дном.

Качественная реакция на кислород

Качественная реакция на кислород

тлеющая лучинка в стакане с кислородом вспыхивает

Качественная реакция на кислород

Воздух – это смесь газов, содержащая 21% кислорода

Воздух – это смесь газов, содержащая 21% кислорода

Воздух – это смесь газов, содержащая 21% кислорода.
В стакане 100% кислорода.

Почему в воздухе лучинка только тлеет,
а в чистом кислороде ярко вспыхивает?

Путем разложения гидрокарбоната натрия

Путем разложения гидрокарбоната натрия

Путем разложения гидрокарбоната натрия.
В пробирку помещаем пищевую соду (NaHCO3). Закрываем пробкой с газоотводной трубкой. Выделяющийся углекислый газ будем пропускать через известковую воду. Нагреваем прибор, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? Продолжаем пропускать углекислый газ через известковую воду. Что наблюдается при длительном пропускании углекислого газа через известковую воду?
2NaHСО3 → Na2СО3 + СО2 + Н2O

Получение углекислого газа

t

Путем взаимодействия карбоната кальция (мрамора) с раствором кислоты

Путем взаимодействия карбоната кальция (мрамора) с раствором кислоты

Путем взаимодействия карбоната кальция (мрамора) с раствором кислоты.
К мелу или мраморной крошке
приливаем раствор кислоты.
Что наблюдаете?
Пропустите выделяющийся газ через известковую воду. Что наблюдаете?
СаСО3 + 2HCl = СаCl2 + СО2 + Н2O

Получение углекислого газа

Опыт № 3

СО2 – газ без цвета и запаха, хорошо растворимый в воде, тяжелее воздуха

СО2 – газ без цвета и запаха, хорошо растворимый в воде, тяжелее воздуха

СО2 – газ без цвета и запаха, хорошо растворимый в воде, тяжелее воздуха.

Физические свойства СО2
при комнатной температуре

Почему углекислый газ собирают в стакан, стоящий
на столе, а не в перевёрнутый вверх дном?

Mr(СО2) = 44
Mr(воздуха) = 29
Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому его собирают в стакан, стоящий на столе, а не в перевернутый вверх дном.

При пропускании углекислого газа через известковую воду (раствор

При пропускании углекислого газа через известковую воду (раствор

При пропускании углекислого газа через известковую воду (раствор Са(ОН)2) она мутнеет, т.к. образуется нерастворимый карбонат кальция
СО2 + Са(ОН)2 → СаСО3 + Н2O

При длительном пропускании СО2 раствор становится прозрачным, т.к. образуется растворимый в воде гидрокарбонат кальция
СО2 + Н2O + СаСО3 Са(HСО3)2
(избыток)

Качественная реакция
на углекислый газ:

В пробирку поместите пищевую соду (NaHCO3)

В пробирку поместите пищевую соду (NaHCO3)

В пробирку поместите пищевую соду (NaHCO3). Положите недалеко от отверстия пробирки сухую бумагу из хлористого кобальта (синего цвета). Нагрейте пищевую соду, соблюдая правила техники безопасности.
2NaHСО3 → Na2СО3 + СО2 + Н2O
Какие признаки свидетельствуют о том, что
одним из продуктов разложения является вода?

Обнаружение воды

t

Сухая бумага из хлорида кобальта имеет синий цвет, при наличии паров воды она становится розовой

Сухая бумага из хлорида кобальта имеет синий цвет, при наличии паров воды она становится розовой

Сухая бумага из хлорида кобальта имеет синий цвет,
при наличии паров воды она становится розовой.

Обнаружение воды

На стенках пробирки капельки воды.

Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+, Cu2+ на анионы:

Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+, Cu2+ на анионы:

- знать и применять для определения ионов металлов изменение окраски пламени
- изучить на практике качественные реакции
на катионы: Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+, Cu2+
на анионы: Сl-,Br-,I-,SO42-,NO3-,CO32-

Цель обучения:

Осуществить на практике качественные реакции на катионы:

Осуществить на практике качественные реакции на катионы:

Осуществить на практике качественные реакции на катионы: Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+, Cu2+

Цель обучения:

Нихромовую проволоку опустить в раствор соляной кислоты, прокалить в пламени горелки, пока пламя не перестанет окрашиваться. Опустить нихромовую проволоку в воду, а затем в исследуемую соль (частицы соли прилипают к влажной проволоке), и далее – в пламя горелки. По изменению цвета пламени делаем вывод о наличии катиона в исследуемом веществе.

После каждого опыта нихромовую проволоку опускают в соляную кислоту и затем прокаливают, пока пламя не перестанет окрашиваться

После каждого опыта нихромовую проволоку опускают в соляную кислоту и затем прокаливают, пока пламя не перестанет окрашиваться

После каждого опыта нихромовую проволоку опускают в соляную кислоту и затем прокаливают, пока пламя не перестанет окрашиваться.

Внимание!!!

Фиолетовая окраска пламени (ионы К+), малиновая окраска пламени (ионы Li+) в присутствии солей Na+ маскируется, так как соединения натрия окрашивают пламя горелки в желтый цвет. В этом случае применяют для рассмотрения цвета пламени кобальтовое стекло или синюю индиговую призму, не пропускающие желтых лучей.

Цвет пламени Na+ желтый K+ фиолетовый

Цвет пламени Na+ желтый K+ фиолетовый

 

Цвет пламени

Na+

желтый

K+

  фиолетовый

Li+

малиновый

Sr2+

тёмно-красный

Ba2+

желто-зелёный 

Cu2+

сине-зелёный 

Изменение окраски пламени:

Опыт № 4

Cl- Br- I- SO42- NO3- CO32- Качественная реакция

Cl- Br- I- SO42- NO3- CO32- Качественная реакция

Cl-

Br-

I-

SO42-

NO3-

CO32-

Качественная реакция

Взаимодействие с любой сильной кислотой
с образованием СО2

Взаимодействие с р-ром AgNO3 с образованием белого осадка AgCl (растворимого в растворе NH3)

Взаимодействие с р-ром AgNO3 с образованием кремового осадка AgBr (частично растворимого в растворе NH3)

Взаимодействие с р-ром AgNO3 с образованием желтого осадка AgI (не растворимого в растворе NH3)

Взаимодействие с р-ром Ba2+ с образованием белого молочного осадка BaSO4 (не растворимого в кислотах)

Качественные реакции на анионы

Взаимодействие с р-ром щелочи (ОН-) и Al (алюминиевая фольга) с появлением характерного запаха NH3

Как при помощи одного реактива распознать растворы хлорида, бромида, йодида натрия?

Как при помощи одного реактива распознать растворы хлорида, бромида, йодида натрия?

Как при помощи одного реактива распознать растворы хлорида, бромида, йодида натрия?

Экспериментальная
задача

 

раствор AgNO3 

хлорид натрия

 

бромид натрия

 кремовый осадок AgBr,
частично растворимый в растворе NH3

йодид натрия

желтый осадок AgI,
не растворимый в растворе NH3 

белый осадок AgCl,
растворимый в растворе NH3

Опыт № 5

В пробирках под номерами №1, №2, №3, №4 находятся вещества: сульфат калия, карбонат калия, нитрат калия, хлорид калия

В пробирках под номерами №1, №2, №3, №4 находятся вещества: сульфат калия, карбонат калия, нитрат калия, хлорид калия

В пробирках под номерами
№1, №2, №3, №4 находятся вещества:
сульфат калия,
карбонат калия,
нитрат калия,
хлорид калия.

Экспериментальная
задача

Экспериментальная задача кислота хлорид бария нитрат серебра № пробирки сульфат калия карбонат калия нитрат калия хлорид калия

Экспериментальная задача кислота хлорид бария нитрат серебра № пробирки сульфат калия карбонат калия нитрат калия хлорид калия

Экспериментальная
задача

 


кислота

хлорид бария

нитрат серебра

№ пробирки

сульфат калия

 

 

 

карбонат калия

 

 

нитрат калия

 

 

хлорид калия

 

Экспериментальная задача кислота хлорид бария нитрат серебра № пробирки сульфат калия ? карбонат калия ? нитрат калия хлорид калия ?

Экспериментальная задача кислота хлорид бария нитрат серебра № пробирки сульфат калия ? карбонат калия ? нитрат калия хлорид калия ?

Экспериментальная
задача

 

кислота

хлорид бария

нитрат серебра

№ пробирки

сульфат калия

 

 ?

 

карбонат калия

?

 

 

нитрат калия

 

 

хлорид калия

 ?

 

Экспериментальная задача кислота хлорид бария нитрат серебра № пробирки сульфат калия белый молочный осадок

Экспериментальная задача кислота хлорид бария нитрат серебра № пробирки сульфат калия белый молочный осадок

Экспериментальная
задача

 

кислота

хлорид бария

нитрат серебра

№ пробирки

сульфат калия

 

 белый
молочный осадок BaSO4

 

карбонат калия

 газ без цвета и запаха
СО2

 

 

нитрат калия

 

 

хлорид калия

  белый
хлопьевидный осадок AgCl

 

составлять план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике Цель обучения:

составлять план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике Цель обучения:

составлять план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике

Цель обучения:

Соединение может содержать любой из указанных катионов

Соединение может содержать любой из указанных катионов

Соединение может содержать любой из указанных
катионов Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+, Cu2+

Схема анализа индивидуального
соединения

Соединение может содержать любой из указанных катионов

Соединение может содержать любой из указанных катионов

Соединение может содержать любой из указанных
катионов Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+, Cu2+

Схема анализа индивидуального
соединения

Соединение может содержать любой из указанных
анионов Сl-, Br-, I-, SO42-, NO3-, CO32-

Визуальное наблюдение Схема анализа индивидуального соединения

Визуальное наблюдение Схема анализа индивидуального соединения

1. Визуальное наблюдение

Схема анализа индивидуального
соединения

Вещество

неокрашенное
или белое

окрашенное

Визуальное наблюдение Схема анализа индивидуального соединения

Визуальное наблюдение Схема анализа индивидуального соединения

1. Визуальное наблюдение

Схема анализа индивидуального
соединения

Вещество

неокрашенное
или белое

окрашенное

Cu2+

Na+, K+, Li+, Sr2+, Ba2+

Окрашивание пламени Схема анализа индивидуального соединения

Окрашивание пламени Схема анализа индивидуального соединения

2. Окрашивание пламени

Схема анализа индивидуального
соединения

Пламя

желтое

Вещество + HCl → нихромовая проволока

? Cu2+

? Sr2+

фиолетовое

желто-зеленое

сине-зеленое

? K+

? Na+

? Li+

? Ba2+

темно-
красное

малиновое

Обнаружение СО32- Схема анализа индивидуального соединения

Обнаружение СО32- Схема анализа индивидуального соединения

3. Обнаружение СО32-

Схема анализа индивидуального
соединения

Вещество
(на кончике шпателя)

выделяется газ

СО32-

газ не выделяется

нет СО32-

+

любая сильная кислота (например, HCl)

Растворимость в воде Схема анализа индивидуального соединения

Растворимость в воде Схема анализа индивидуального соединения

4. Растворимость в воде

Схема анализа индивидуального
соединения

Вещество

растворимое в воде

нерастворимое в воде

определяем реакцию среды при помощи индикатора,
далее анализируем раствор

подбираем другой растворитель

Обнаружение SО42- Схема анализа индивидуального соединения анализируемый раствор белый молочный осадок

Обнаружение SО42- Схема анализа индивидуального соединения анализируемый раствор белый молочный осадок

5. Обнаружение SО42-

Схема анализа индивидуального
соединения

анализируемый раствор

белый молочный осадок

Ва2+

признаков реакции нет

+

растворимая соль Ва2+ (например, ВаCl2)

нет Ва2+

Обнаружение галогенид-ионов Схема анализа индивидуального соединения

Обнаружение галогенид-ионов Схема анализа индивидуального соединения

6. Обнаружение галогенид-ионов

Схема анализа индивидуального
соединения

Взаимодействие анализируемого раствора с раствором AgNO3

белый хлопьевидный осадок

? I-

? Br-

? Cl-

светло-жёлтый
(кремовый) хлопьевидный осадок

жёлтый хлопьевидный осадок

Обнаружение NO3- Схема анализа индивидуального соединения анализируемый раствор характерный запах аммиака

Обнаружение NO3- Схема анализа индивидуального соединения анализируемый раствор характерный запах аммиака

7. Обнаружение NO3-

Схема анализа индивидуального
соединения

анализируемый раствор

характерный
запах аммиака

NO3-

признаков реакции нет

+

конц. раствор щелочи + Al (фольга) + нагревание

нет NO3-

Экспериментальная задача Вещество

Экспериментальная задача Вещество

Экспериментальная
задача

 

Вещество Х 

Предварительные выводы

Визуальное наблюдение

Окрашивание пламени

Взаим. с р-ром кислоты

Растворимость в воде, рН

Взаим. с
р-ром Ва2+

Взаим. с
р-ром AgNO3

Взаим. c
р-ром OH-,Al,t

Экспериментальная задача Вещество

Экспериментальная задача Вещество

Экспериментальная
задача

 

Вещество Х 

Предварительные выводы

Визуальное наблюдение

белое кристаллическое в-во

не содержит
ионы Сu2+

Окрашивание пламени

Взаим. с р-ром кислоты

Растворимость в воде, рН

Взаим. с
р-ром Ва2+

Взаим. с
р-ром AgNO3

Взаим. c
р-ром OH-,Al,t

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024