Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем педагогики
В новых условиях возрастает роль методической деятельности, которая является важнейшим средством повышения качества общего образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного и общего образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2020 году ФГОС всех уровней общего образования, целого спектра новых нормативно-правовых и финансово- экономических регуляторов.
Методическая работа в образовательной организации - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению научно-теоретической и методической подготовки, профессионального мастерства; один из видов содержательной и управленческой деятельности административно-управленческих работников общеобразовательной организации.
Таким образом, в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация методической работы понимается:
- как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации руководителей и педагогов образовательной организации, на их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования, повышении качества образования обучающихся;
- как способ сопровождения педагогического труда;
- как средство проектирования педагогических систем;
-как механизм управления процессами развития в образовательной организации;
- как средство развития педагогического творчества.
Системообразующим механизмом, повышающим качество работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС, создающим объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования является Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Профессиональный стандарт определяет объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволяет объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности через эффективный контракт. Несомненно, профессиональный стандарт выступает в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов педагога и руководителя для решения задач общеобразовательной организации.
Методическая работа в образовательной организации должна быть направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, свойств и качеств личности.
Следовательно, целью деятельности заместителя директора по УВР, является совершенствование содержания общего образования посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов. В рамках Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной Правительством Российской Федерации 28.05.2014 №3241п-П8, проектируется построение взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур сертификации квалификаций, аттестации, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога, изменение системы педагогического образования, подготовки педагогических работников, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ОВЗ, повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.
Все направления методической работы осуществляются в соответствии с принципами:
актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, учет заказа общества, значимости для ребенка;
научность - нацеленность на повышение квалификации педагогами в соответствии с современными научными достижениями в различных областях деятельности;
системность - подход к методической работе как целостной системе: единство цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;
комплексный характер - единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика, развитие общей культуры);
оперативность, гибкость, мобильность - быстрое реагирование на изменившиеся условия, требования;
способность к быстрому приему образовательной информации, ее передаче; творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь;
создание в образовательной организации атмосферы творческого труда и взаимодействия; последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования;
охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года; сочетание индивидуального и коллективного труда;
конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов;
создание в общеобразовательной организации своей системы методической работы;
выделение главного в образовательной деятельности школы и каждого педагога; единство теории и практики - единство и взаимосвязь психолого- педагогической теории и практической деятельности педагогов.
Безусловно, приоритетным направлением в методической работе является побуждение педагогов к изучению новой информации и профессионального опыта, создание условий для активизации приобретенных знаний и творческого их применения.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов, ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, активность со стороны всех участников. К интерактивным организационным формам работы с педагогическим коллективом относятся:
Всех их объединяет творческий подход и возможность организации коллективной деятельности с участием всех педагогов. Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением методической деятельности, которая занимает особое место в системе управления ОО, так как способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Недостатком традиционных форм работы является и то, что не все педагоги выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует мастер-класс и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Мастер – класс является одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта. Идея мастер – класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь в отличии от публичных выступлений, участники имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.
Общие положения о мастер – классе:
· мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
· мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
· в мастер-классах объединяются педагоги, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;
· в мастер-классах объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера;
Цель мастер – класса:
· Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер – класса:
· обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме;
· передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
· совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
· оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;
Формы проведения мастер – класса:
· сюжетно – ролевая игра в форме групповой работы;
· метод коллажа;
· уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;
· самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;
· совместное моделирование внеклассного мероприятия;
· посещение и анализ открытых мероприятий педагога-мастера и участников мастер-класса;
· круглые столы;
· дискуссия по результатам занятий;
Тематика мастер – классов включает в себя:
· обзор актуальных проблем и технологий;
· различные аспекты и приёмы использования технологий;
· авторские методы применения технологий на практике;
· тонкости и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах;
· использование современных информационных и коммуникационных технологий;
· использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
· организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся;
· использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств;
· организация работы с одарёнными учащимися;
· общие проблемы обучения современного школьника;
· основные ориентиры современного обучения и воспитания;
· вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе педагога;
· отбор и конструирование содержания урока;
· организационно-методическое обеспечение обучающей деятельности педагога;
· использование компьютера как средства для обучения, инструмента поддержки предметных уроков;
· актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика «погружения», профильное обучение и др.);
· демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;
· привитие интереса к изучению своего предмета;
· авторские методики обучения отдельным учебным предметам с использованием ИТ;
· различные аспекты использования информационных технологий ( формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернета).
В ходе мастер – класса участники:
· изучают разработки по теме мастер-класса;
· участвуют в обсуждении полученных материалов и результатов;
· задают вопросы, получают консультации;
· предлагают для обсуждения собственные проблемы, разработки;
· высказывают предложения по решению обсуждаемых проблем;
· изучают научно-практические разработки по теме мастер-класса (концепции образовательных областей, новые учебные программы, рекомендации по организации профильного обучения и т. п. )
Форма работы мастер-класса в значительной степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который в конечном итоге и задаёт на мастер-классе изначальную точку отсчёта в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт сторицей окупиться возможностью получить необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.
При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Первая – это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.
Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.
На третьем этапе – рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.
После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:
1. Чётко поставленная проблема.
2. Соответствие темы содержанию.
3. Мотивированность.
4. Инновационность.
5. Раскрытие сути метода, приёма, либо его особенностей.
6. Грамотная речь.
7. Последовательность изложения.
8. Взаимодействие с аудиторией.
9. Умение импровизировать.
10. Творчество.
11. Выполнение поставленных задач.
12. Рефлексивная деятельность.
13. Практическая значимость.
Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня развития ОО и сплотит коллектив педагогов.
Методическая работа в образовательной организации должна быть ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, современных педагогических технологиях.
Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Учитель-Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.
7
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.