Качество образования в современной школе
Оценка 4.6

Качество образования в современной школе

Оценка 4.6
doc
04.03.2020
Качество образования в современной школе
Качество образования в современной школе.doc

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

 «Качество образования в современной школе»

 

 

 

 

 

 

В связи с реализацией национальных проектов в сфере образования в настоящее время российская школа находится в центре общественного внимания. В условиях возрастающих требований к интеллектуальной и нравственной подготовке обучающихся, перемен, связанных с финансовой самостоятельностью образовательных учреждений, серьёзной конкуренции на рынке образовательных услуг проблема качества образования является важнейшей в реформируемой школе [11].

Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [8]. Таким образом, в общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны и общества.

Каково же качество образования в современной школе, по мнению россиян? По данным «Левада-Центра» 30% респондентов считают его низким вследствие недостаточного уровня подготовки учителей, отсутствия у них авторитета среди учеников, низкого уровня дисциплины и учебной мотивации, отсутствия профессиональной подготовки учеников, а также плохой материальной базы школы [12]. При этом большинство россиян главными качествами современного выпускника школы считают умение добиваться своих целей (47%), чувство ответственности (36%), умение общаться с людьми (35%), хорошие манеры и добросовестность в работе (по 34%). Среди остальных качеств, которые россияне считают важными, можно назвать стремление к знаниям, успеху, готовность отстаивать свою точку зрения, независимость, терпимость и уважение к окружающим.

Согласно концепции модернизации российского образования, главной целью (миссией) общего среднего образования в нашей стране является способствование становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Поэтому современная система образования нацеливает школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Следовательно, развитие и воспитание личности, которая способна влиять на формирование собственного интеллектуального и образовательного потенциала, должно быть поставлено на первое место в школьном образовании [2].

Многообразие образовательных программ неотъемлемо ставит задачи определения качества образования, полученного в современных школах. В нашей стране используются, по крайней мере, 44 сертифицированные образовательные технологии, в каждой из них есть критерии оценки качества результатов образования.

Таким образом, ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности, формирование умений и навыков, развитие опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся ставит важный вопрос определения качества полученного образования.

Понятие качества образования

Сегодня это понятие «качество образования» является многомерным.

Согласно «Словарю понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании», качество образования – это определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания [6]. Таким образом, в качество образования определяется как соответствие многообразным потребностям и интересам личности, а его оценка предполагает определенное количество полученных знаний, умений и навыков – уровень обученности выпускника.

Ведущий ученый в области менеджмента качества профессор Э.М. Коротков под качеством образования понимает комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития [3]. Следовательно, качество образования воспринимается, как востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения определенной цели в соответствии с общественными потребностями. Оценивание этих способностей, вероятно, предполагается уровнем сформированности компетенций, хотя в ФГОС нет четких указаний по этому поводу.

Все чаще в современном обществе говорится о нарушении шкалы нравственных ценностей, без которых не может быть ни порядочных людей, ни материальной культуры, ни нормальной экономики, а, следовательно, и достойного уровня жизни общества. С этой точки зрения образование включает в себя не только приобретение широкого спектра знаний, но и, как основа развития успешной личности, – воспитание и социализация. Поэтому с позиции ряда исследователей этой проблемы, качество образования заключается в готовности выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье. [10]. Таким образом, под качеством образования понимается не только интеллектуальное развитие учащегося, но и уровень его воспитанности в целом, степень развития личности в социокультурном плане.

Сегодня понятие «образование», а, следовательно, и его качество выходит за рамки обучения в классическом его понимании. Выпускники школ, имеющие высокие уровни полученных знаний, оцениваемые по испытаниям единого государственного экзамена, не обязательно окажутся студентами престижных вузов или будут востребованными на рынке труда [5, 8].

Но качество образования – это не только то, что получил обучающийся, но еще и продуктивная деятельность образовательной организации, прежде всего, проводимая в соответствии заданным государственным стандартом. Согласно мнению ученых Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, качество образования – это соответствие требованиям, предъявляемым к образовательной системе обществом, личностью и другими образовательными системами [9]. В это определение включено главное свойство современной образовательной организации – способность удовлетворять актуальные требования разных социальных институтов: семьи, общества, государства. Следовательно, для достижения высокой результативности в области качества образования организации, предоставляющей такие услуги, необходимо своевременное достижение и превышение требований ФГОС, решение актуальных проблем потребителей (обучающегося, его семьи, ВУЗов, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата). Кроме того, престижность, а, значит, и востребованность образовательных организаций определяется и «качеством» выпускников – количеством их побед на всевозможных конкурсах, «поступаемостью» в желаемые ВУЗы, уровнем социальной адаптированности в профессиональном и жизненном планах.

Под новым качеством образования сегодня следует понимать:

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, что предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

- соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся, повышение уровня доступности содержания образования, создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;

- соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса [9].

Таким образом, суммируя приведенные понятия, можно попытаться привести комплексное определение качества образования – определенная характеристика деятельности образовательной организации, направленной на создание условий для обучения школьников в соответствии ФГОС, современным жизненным потребностям развития страны, оцениваемая по уровню приобретенных и применяемых компетенций (знаний, умений, навыков, функций) интеллектуального, нравственного и культурного свойства. Исходя из многогранности определения встает вопрос: как решить проблему качества образования в современной школе?

 

Факторы, определяющие качество образования

Дискуссия о необходимости поиска новых подходов к оценке качества школьного образования, связанная с глубокими цивилизационными изменениями, произошедшими в мире, не прекращается с 60-х годов прошлого века [8]. Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. Составляющими современного востребованного обществом качественного образования являются владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, умение вступать в коммуникацию, умение решать проблемы.

По мнению ряда авторов, факторами, определяющими качество образования, которое в современных условиях понимается как качество подготовки выпускника к успешной самостоятельной жизни, являются:

- создание комфортных условий для обучающихся, соблюдение санитарных норм, достаточное материально-техническое обеспечение школы;

- рациональная организация учебного труда школьника и формирование мотивации в повышении качества знаний учащихся;

- личностно ориентированный подход, направленность педагогических целей на самореализацию ученика и определение результата образования через компетентность выпускника;

- высокий уровень профессионализма педагогов, использование образовательных технологий, направленных на повышение качества знаний;

- мониторинг обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся;

- изменение оценки достижение обучающихся, что требует от учителя умений диагностики и коррекции педагогического процесса;

- готовность учителей к изменениям профессионально–педагогической деятельности;

- расширение образовательной среды школы и поиск партнеров, выступающих субъектами образования ребенка. [10].

Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: организации образовательного процесса, образовательных результатов, квалификации педагогических работников.

Содействие образованию школьника, т.е. создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования рассматривается как ведущая функция профессионально-педагогической деятельности учителя. Следовательно, качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.

 

Показатели качества образования

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменение внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, стимулируют самостоятельную работу учащихся, прививают практические навыки анализа информации [4]. Школа не должна ориентироваться только на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя. Тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Современный политик в области образования А.И. Адамский, выделяет следующие требования к результатам образования:

1) запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, на массовую готовность к переобучению;

2) акцент на необходимость образования в течение всей жизни посредством индивидуализации образовательных траекторий (набор образовательных услуг формируется не образовательным учреждениям по отношению к незрелому обучаемому, а самостоятельно человеком для себя самого) [1]

Как же определить качество образования в современной школе?

По мнению академика М.М. Поташника, качество образования должно оцениваться по соотношению цели и результата, который отражает уровень знаний, умений, навыков учащихся, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, а также те условия, в которых он протекает [7].

При современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель «степень развитости личности». Это восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Вместе с тем, существует проблема достижения единства в толковании понятия «развитость личности». Ряд ученых при оценке этого качества характеризуют степень развитости интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, интересов [3]. Другие – умственную, нравственную, эстетическую, трудовую, правовую, физическую и другую развитость [5]. В последние годы к развитости личности относят такие важные показатели, как гражданскую, духовную развитость и зрелость, социальную адаптацию и социальную мобильность личности.

Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как итог деятельности педагога и ученика. Здесь встает очередная проблема – чем измерить социальную зрелость учащегося? Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, надпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.

Компетенции – это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и определяют социальную мобильность человека.

Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен. При этом в литературных источниках выделены универсальные компетенции:

·         информационная – умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;

·         коммуникативная – умение эффективно сотрудничать с людьми;

·         самоорганизационная – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;

·         самообразовательная - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.

Эти универсальные, жизненно важные компетенции, приведенные для учащихся «массовых» школ, не менее актуальны и для воспитанников коррекционных учреждений. Например, качество образования для детей с нарушением интеллектуального развития должно включать приобретение ими этих знаний и умений, а также стойкое их сохранении на протяжении всей жизни. Когда человек не обладает основными социокультурными компетенциями, возникает социальная инвалидность, особенно это касается людей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня с позиции принципиально нового толкования понятия «качество образования» как соотношение цели и результата, как меры достижения запланированного, важно понимание поставленной цели. Исходя из нового определения качества образования, оно признается таковым, когда ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него. Следовательно, цель должна быть поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае оценка качества образования направлена на сравнение достигнутых результатов с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка.

Это кардинально меняет систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами обучающихся «без троек», но и школ, где качественно учат и образовывают детей с ограниченными возможностями здоровья, в основе деятельности которых заложено коррекционно-развивающее обучение. Поэтому основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии каждого обучающегося: его учебных достижений, воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли), творческих способностей, здоровья [2].

Таким образом, результатом качественного образования являются глубокие разносторонние знания, помогающие в достижении социального благополучия, в основе которого лежат нравственные ценности. Вероятно, такая трактовка качества образования поможет социально уравновесить «престижных», нашпигованных академическими знаниями, специалистов (юристы, экономисты) и специалистов производственных профессий, нацеленных на саморазвитие, способных приложить свои творческие способности к достижению общественного блага.

С точки зрения образовательного учреждения качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую база, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенции обучающихся [8, 11].

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса. Под качеством преподавательского состава определены такие критерии, как уровень образования педагогов, регулярность и непрерывность повышения квалификации, научно–исследовательская активность, владение и использование в работе новых педагогических технологий, участие в конкурсе профессионального мастерства, подготовка учащихся к предметным олимпиадам [11].

Сущностной чертой педагогической деятельности является её ориентация на образование ребёнка, которая базируется на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразованной; на системной диагностике личностных качеств ученика и поддержка её личностного роста; на использовании «скрытых возможностей» образовательного учреждения через создание образовательной среды. В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования [1].

 

Направления повышения качества образования

Ключевое определение качества образования, как степени удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса (учащихся и их семей, администрации школы, членов педагогического коллектива, внешних организаций, влияющих на образовательный процесс), диктует необходимость улучшения деятельности школ по разным направлениям.

1. Личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов.

2. Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения - социально-гуманитарный цикл (экономика, право и др.), всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки, профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка.

3. Изменение роли учителя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и педагогической поддержки продвижения школьников.

4. Осознание педагогами потребности в повышении качества образования, приобщение их к инновационной и исследовательской деятельности, расширению деловых контактов с социальными партнерами образования: родителями, представителями других образовательных учреждений, общественных организаций, предприятий, учреждений науки и культуры.

4. Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, включающие:

- разгрузку содержания общего образования,

- использование эффективных методов обучения,

- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой,

- организацию мониторинга состояния здоровья детей и молодежи,

- улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях,

- рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся.

Таким образом, очевидная необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска более эффективных форм, методов, средств обучения, внедрения современных педагогических технологий будет  способствовать повышению качества образования в современной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения. На смену этому приходит сформированность ключевых компетенций, касающихся способности выпускника школы приобретать и анализировать информацию для решения проблем; взаимодействовать с окружающими, планировать и оптимизировать свою деятельность, а также осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая свою успешность и социальную адаптивность. Поэтому в современном обществе высокое качество образования предполагает высокую социальную и профессиональную пригодность выпускников, переходит из разряда «бюро образовательных услуг» в модель «делаем вместе» (расширение возможностей образовательного пространства для всестороннего развития учащихся).

В свете этих современных требований общества, как потребителя образовательных услуг, а, следовательно, и конкурентноспособности образовательных учреждений, качество образования становится мерой, главным показателем удовлетворенности заказчиков на образование. Согласно современным научным исследованиям, оно заключается в достижении образовательным учреждением максимального, заранее спрогнозированного результата в зоне потенциального развития учащегося с опорой на нормативные требования (ФГОС), социальные и личностные ожидания.

Путями повышения качества образования в современной школе можно считать оптимизацию учебно-воспитательного процесса, использование инновационных педагогических технологий при сохранении здоровья учащихся. Это будет способствовать максимальному овладению учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; использованию освоенного содержания образования для решения практических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамский, А.И. Что такое качество образования? / А.И. Адамский. – М.: Эврика, 2009. – 272 с.

2. Изотова, Н.В. Качество обучения как актуальная педагогическая проблема / Н.В. Изотова // Вестник Московского психолого-социального института. – 2003. - № 2.

3. Коротков, Э. М. Исследование систем управления / Э. М. Коротков. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 226 с.

4. Куркин, Е.Б. Технологизация оборудования – требование времени / Е.Б. Куркин // Школьные технологии – 2007. – № 1.

5. Моисеев, А.М. Основы стратегического управления школой / А.М. Моисеев. М.: – Центр  педагогического образования, 2008. – 256 с.

6. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании / В.М. Полонский – М.: – 1995. – 80 с.

7. Поташник, М.М. Под одну гребенку / М.М. Поташник // Директор школы. – 2016. – № 9 (212).

8. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой / М.М. Поташник. – М.: 2011. – 317 с.

9. Субетто, А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы / А.И. Субетто // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 97 с.

10. Тимофеева, Н.В. Проблема качества образования в современной школе / Н.В. Тимофеева, Н.А. Задумина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 63-65.

11. Фролова, М.Е. Управление качеством образования / М.Е. Фролова. – Шуя, 2011. – 88 с.

12. «Ведомости» от 28 августа 2017,

https://news.rambler.ru/sociology/37756622/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink


Скачано с www.znanio.ru

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

При этом большинство россиян главными качествами современного выпускника школы считают умение добиваться своих целей (47%), чувство ответственности (36%), умение общаться с людьми (35%), хорошие манеры…

При этом большинство россиян главными качествами современного выпускника школы считают умение добиваться своих целей (47%), чувство ответственности (36%), умение общаться с людьми (35%), хорошие манеры…

Понятие качества образования

Понятие качества образования

Таким образом, под качеством образования понимается не только интеллектуальное развитие учащегося, но и уровень его воспитанности в целом, степень развития личности в социокультурном плане

Таким образом, под качеством образования понимается не только интеллектуальное развитие учащегося, но и уровень его воспитанности в целом, степень развития личности в социокультурном плане

Под новым качеством образования сегодня следует понимать: - соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, что предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема…

Под новым качеством образования сегодня следует понимать: - соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, что предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема…

Составляющими современного востребованного обществом качественного образования являются владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, умение вступать в коммуникацию, умение решать проблемы

Составляющими современного востребованного обществом качественного образования являются владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, умение вступать в коммуникацию, умение решать проблемы

Содействие образованию школьника, т

Содействие образованию школьника, т

Как же определить качество образования в современной школе?

Как же определить качество образования в современной школе?

Компетенции – это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и определяют социальную мобильность человека

Компетенции – это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и определяют социальную мобильность человека

Следовательно, цель должна быть поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка

Следовательно, цель должна быть поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса

Личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов

Личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования

ЛИТЕРАТУРА 1. Адамский, А.И.

ЛИТЕРАТУРА 1. Адамский, А.И.

Ведомости» от 28 августа 2017, https://news

Ведомости» от 28 августа 2017, https://news
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020