Как говорить о Войне с учениками начальных классов?
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.
Для многих нынешних мальчишек и девчонок Великая Отечественная война – это далекое прошлое. Прошлое, о котором они знают по рассказам своих дедов или узнают о войне из фильмов и книг.
Война забывается. Много лжи связанно с Великой Отечественной войной. Ломают наше представление и игры, в которые играют дети. Когда в игре, например «Wordofftanks», они могут играть на советских и на немецких танках, играют за одну команду. Если они не идут в описание игры, которое там написано. Что это Советский танк, он принимал участие в таких то боях, такие то у него характеристики. Имена знаменитых танкистов. В игре это есть. Но если ребенку это не показать. Кто это может сделать? Это могут сделать родители. На это может намекнуть учитель. Закрыться от этого нельзя. Необходимо интересоваться теми играми, в которые играют дети. И, если это стратегии подобного характера, то они имеют очень серьезную историческую составляющую. Только в нее ребенка погрузить надо, чтобы он почитал, может быть рассказал, поделился о том, что узнал. Что это не просто развлечение, это серьезное историческое состояние, в которое надо погрузить.
Тема Великой Отечественной войны в программе начальной школы возникает неоднократно.
На каких уроках идет упоминание о Великой отечественной войне:
- Окружающий мир (исторический раздел)
- Русский язык (тексты, стихотворения, высказывания)
- Чтение (знакомство с произведениями о ВОВ)
- Музыка
- Рисование
О ценностях войны говорится и на курсе ОРКСЭ, на уроках светской этики, на классных часах. Поскольку это происходит на разных предметах, у ребенка не формируется целостное представление о значимости этого события, о грандиозности жертв, которые понесла страна. О том, что в этом историческом событии принимали все семьи, проживающие на территории Советского Союза. И задача учителя подвести ребенка к этому целостному пониманию.
Формы:
1.Разработка классного проекта
Например, реализация классного творческого дела «Фестиваль патриотической песни». Это не только репетиция и выступление детей. Не просто формальное выступление. Необходима большая предварительная подготовка: подбор песни, подготовка образа, костюмы. Необходимо морально подготовить детей к выступлению, рассказать детям о войне, понять смысл произведения, узнать, что такое война в их семье и для Родины в целом.
2. Подарки ветеранам. Обязательная работа с детьми, родителями. Готовим открытки, продуктовые наборы ветеранам. Подарки дарим не только на 9 мая, так же на День пожилого человека. Участвуем в концерте, дарим подарки, ходим домой.
Необходимо разработать комплекс мероприятий, чтобы разбудить в сознании детей значимость войны.
Казалось бы, формально мы не забываем о войне. Но чтобы это было не формально, нужен комплексный подход.
У нас в 1 классе прошел цикл мероприятий к празднику Победы. На классном часе ребята узнали о Великой Отечественной войне. Почтили память минутой молчания. Приняли участие в акции «Георгиевская ленточка». На уроках чтения ребята познакомились с подвигами пионеров- героев. На переменах и уроках слушали песни военных лет. Оформили выставку рисунков «Война глазами детей».
В этом году мы начали говорить о ВОВ уже с сентября.
· Собрали посылки ветеранам.
· Приняли участие в конкурсе на лучший рисунок патриотический тематики в рамках реализации проекта «Память сильнее времени» при поддержке Фонда Президентских грантов. 27 ноября приглашены на награждение.
· Дети приняли участие в конкурсе рисунков «Красота божьего мира», тема которого была ВОВ.
· Приняли участие в XII открытом муниципальном фестивале семейных реликвий, где ребенок рассказал о военной реликвии своей семьи. Красноармейская книжка.
Дальнейшие планы есть. Они, как раз, и возникают для того, чтобы дети почувствовали значимость этого события. Если относиться к этому мероприятию как к мероприятию, где галочку поставили и все. В таком случае мы никогда не воспитаем настоящих граждан.
Напомним про Программу ДНВ, базовые ценности которой - патриотизм, гражданственность, человечество.
Основные направления:
- Ученик –патриот и гражданин
- Ученик и его нравственность
Хочется проникнуться духом того времени. Детям это очень сложно это понять. Большую роль играют родители. Важно взаимоотношение родителей и детей, родителей и учителя, учителя и детей.
Перед парадом 9 мая ведем подготовку к Акции «Бессмертный полк». Необходимо рассказать о героях. Некоторые дети могут сами рассказать о своих бабушках, дедушках. Эту систему может выстроить классный руководитель.
Роль учителя в воспитании патриотизма очень велика. Но учитель не должен стать загонщиком, который ведет детей на формальное мероприятие,а должен стать организатором. Учитель должен показать пример. Добавить что-то, от сердца идущее.
День Победы- это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.