Игрушка - наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает, свою эпоху.
Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитие трудовой деятельности первобытного человека. Совершенно очевидно, что первые игрушки были близки к орудиям труда, оружию, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Маленький лук, стрелы были похожи на подлинные, и дети использовали их в играх в охоту, ловлю зверей и птиц. Эти игрушки развивали у детей меткость, четкость и координированность движений. Значительно позже были обнаружены игрушки, изображающие зверей, птиц, фигурки людей.
Большим разнообразием отличались игрушки Древней Греции и Рима, особенно куклы: среди них были даже подвижные, состоящие из нескольких частей. Игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (фигурки животных). Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. Среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.
Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.
Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.
Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию - функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула ниточку связи с народным культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной памяти.
Игрушка с самого рождения ребенка становилась непременным спутником детской жизни. Среди игрушек не было случайных поделок, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Самым маленьким предназначались игрушки, которые могли привлечь внимание и успокоить, помочь их первым движениям - всевозможные погремушки, трещетки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской. По мере того как подрастал ребенок, игрушки изменялись и усложнялись. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Игровой набор крестьянских детей был не богат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы - мячи, луки тренировали в ребенке меткость и ловкость, волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.