Как лучше запомнить словарные слова
Оценка 4.6

Как лучше запомнить словарные слова

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—8 кл
05.11.2022
Как лучше запомнить словарные слова
Приемы запоминания словарных слов
Как лучше запомнить словарные слова.docx

Как можно лучше запомнить словарные слова

В школе на уроках русского языка мы узнаем много новых слов. Слова называют предметы, явления, признаки, действия. Весь мир отражается в словарном составе языка. Русский язык самый богатый по запасу слов. Правописание большинства слов можно объяснить правилом, например, безударная гласная в корне слова, непроизносимые согласные, парные согласные в середине или конце слова, разделительный твердый и мягкий знак. Но есть также и слова, правописание которых нельзя проверить правилом. Это словарные слова. Написание таких слов надо запоминать. Но как же их запомнить, и не делать ошибки в написании?

Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность, поскольку основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, поэтому известный советский учёный-методист А.В. Текучев отмечал, что словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка. В процессе работы над трудными словами учитель может связать различные виды словарной работы с содержанием занятий: во-первых, работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно; во-вторых, она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок); в-третьих, словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит и др.).

Три простых приема запоминания словарных слов

Разбить по темам

Можно разбивать словарные слова на тематические группы по 4 — 5 слов и рисовать иллюстрации к каждой тематической группе. Например, записываем и запоминаем названия птиц: вОрОбей, сОлОвей, сИница, дятЕл. Если запоминать и диктовать слова тематическими группами, можно затем составить и записать одно предложение, в котором нужно употребить все эти слова. Это очень полезное упражнение: оно не только орфографическое, но и речевое.

Придумать приемы для запоминания

Хорошо, если ребёнок сам придумывает, как лучше запомнить слово: как его написать, что выделить, что нарисовать, какие ассоциации использовать. Если ребёнок сам изобретёт для себя мнемонический приём, он лучше запомнит, как пишется слово.

·         Например, можно слова «корова» и «молоко» написать так, как слова пишут в кроссвордах, и выделить общую букву О в первом слоге.

·         Можно использовать ассоциативное запоминание: КОрОва даёт мОлОкО, кОтОрОе Очень пОлезнО.

·         Можно вести словарики, где ребёнок не просто записывает слова с непроверяемыми написаниями, но именно с помощью своих мнемонических приёмов, так, как ему удобно.

Писать диктанты

Писать словарные диктанты нужно часто. Они должны быть короткими — из пяти слов, всё время разных, чтобы их постоянно повторять, причём диктовать словарные слова могут дети по очереди.

Очень полезно диктовать и писать не только само словарное слово, но и однокоренные к нему. Например, человек, человечество, человеческий, по-человечески, человечки. Записали, обозначили все орфограммы, а потом составили устно предложение с каждым словом или маленький текст.

Запоминанию словарных слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Рассмотрим основные приёмы мнемотехники.

Рифмизация

Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму (синквейн).

Метод графических  ассоциаций

 

https://science-education.ru/i/2015/4/16776/image001.jpgВ связи  с тем, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Поэтому, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо создать «образ» буквы в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Ассоциативный образ не только должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком (цвет, форма, действие, материал), но и иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Необходимо отметить, что  учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, поскольку ценность данного приёма заключается  в эксклюзивности  ассоциативных образов.

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, дети дежурные.

Комбинированный метод

Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова "майонез" подобрано созвучие к первому слогу – "МАЙка". А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: «МАЙка испачкана майонезом» + О. Итак, для облегчения работы механизма памяти необходимо привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы.

Прием «Цепочка»

«Цепочка». Суть этого приема состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список слов: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока (в течение 1-2 сек. рассматриваем эту связь). Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли. Когда мы вспоминаем первый образ – батон, в памяти неизбежно всплывет «молоко», молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации заключается в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приёмов обучения. В качестве примера рассмотрим работу над словом «собака».

Собака

Лексическое значение слова.

1) Домашнее животное семейства псовых.

2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

3. О злом, грубом человеке.

Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение...

Фразеологизмы:

Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).

Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Синонимы: пес

Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая... (собака)

Пословицы и поговорки:

Всякая собака на своем дворе хозяйка.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Собака – друг человека.

И собака ласковое слово знает.

Не дразни собаки – не укусит.

Хорошая собака без хозяина не останется.

При верной собаке сторож спит.

Загадки:

1. Заворчал живой замок,                                               2. С хозяином дружит,

Лёг у двери поперек.                                                           Дом сторожит,

Две медали на груди -                                                        Живёт под крылечком,

Лучше в дом не заходи.                                                     А хвост колечком.

Предложения.

Собака – помощник и друг человека.

Охотничья собака поймала зайца.

Я люблю свою собаку!

Почерней Н.В. учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8, г.Томмот, РС(Я)

 


 

Как можно лучше запомнить словарные слова

Как можно лучше запомнить словарные слова

Это очень полезное упражнение: оно не только орфографическое, но и речевое

Это очень полезное упражнение: оно не только орфографическое, но и речевое

В связи с тем, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти

В связи с тем, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти

Прием «Цепочка» «Цепочка». Суть этого приема состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи

Прием «Цепочка» «Цепочка». Суть этого приема состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде)

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022