«Как научить ребенка быстро и правильно читать?
Упражнения и игры для улучшения техники чтения»
Родительский лекторий учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны,
МОБУ СОШ № 100, город Сочи
Родители ругают ребенка за медленное чтение или ищут чудодейственную методику, как научить ребенка быстро читать, не задумываясь, что у каждого ребенка индивидуальные особенности развития. Кто-то просто готов «махнуть рукой» на школьную неуспешность: такой, дескать, уродился. И то, и другое — крайности. Предлагаем несколько игр и упражнений, помогающих развить скорость чтения.
Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, когда его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.
Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо развивать технику чтения. Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.
Как же научить ребенка читать быстро и правильно
в 1 классе и в более старшем возрасте?
Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и внимание, и усидчивость, и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.
Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это, не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.
Три проблемы низкой скорости чтения
Проблема 1. Собственно чтение
Допустим, ребенку хочется читать, но выходит пока плоховато. Упражнения для быстрого чтения смотрите ниже.
Когда человек читает, он:
· различает буквы;
· складывает их в слова;
· понимает смысл.
Вот в этих направлениях и надо работать.
Проблема 2. Различение букв
Упражнение «Буква-шутница»
Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.
Упражнение «Муха»
Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.
Упражнение «Кто больше»
Надо придумывать слова на заданную букву.
Упражнение «Цепочка»
Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)
Упражнение «Вычеркивание»
Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»
Правила
· Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
· Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
· Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
· Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.
Понимание смысла прочитанного
Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.
Смотрите также:
· 18 упражнений на понимание текста.
· Как научить ребенка понимать текст.
В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.
Упражнение «Тарабарский язык»
«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».
Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.
Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.
Упражнение «Письмо в бутылке»
Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.
Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.
«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».
«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.
Упражнение «Что на картинке?»
Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.
Упражнение «Печатная машинка»
Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.
Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)
Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:
· «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
· «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.
Проблема 3. Мотивация
У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?
Во-первых, читать вслух. Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.
Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:
· книга стихов;
· сборник анекдотов;
· детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
· комиксы.
Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.
· Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
· Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
· По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
· Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.
Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка дислексия — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать больших усилий.
Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.
Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.
Чтение без понимания
Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.
Традиционные упражнения на понимание текста
Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:
· найти в тексте незнакомые слова и узнать их значение;
· озаглавить текст, разделить его на абзацы;
· составить план;
· выделить основную мысль и тему текста;
· найти в тексте описание природы или героя;
· ответить на вопросы по тексту.
Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом дают хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.
Упражнения для работы со словом и предложением
На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими способами:
· Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
· Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
· Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
· Соединение начала и конца предложения.
· Распространение предложений.
· Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".
· Составление рассказа или предложения по ключевым словам.
Упражнения на понимание и осмысление всего текста
Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:
· Восстановление логической последовательности текста (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
· Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
· Определение содержания текста по иллюстрациям.
· Подбор иллюстрации к тексту.
· Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события в этом случае).
· Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
· Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
· Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
· Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
· Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
· Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).
Что дают ученикам такие упражнения?
В результате систематического использования подобных упражнений на уроках ученики могут научиться:
· воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
· находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
· с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
· видеть текстовые "сигналы" — ключевые слова, образы;
· читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
· осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
· размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
· при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.
Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.
Как научить ребенка понимать текст, используя систему УУД
Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач.
УУД — новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок и подбирать упражнения в соответствии с личностными (ЛУУД), регулятивными (РУУД), познавательными (ПУУД) и коммуникативными УУД (КУУД).
Учащимся помогает разбираться в тексте система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных УУД на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:
Два основных способа работы над пониманием текста
· Первый способ. Традиционный
План урока составляется в соответствии с методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев, заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли текста.
· Второй способ. Прогрессивный
Проводится подготовительная работа, направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на понимание текста, которые делятся на:
· Логические задания. Они направлены на нахождение общих и отличительных признаков, действия с ними.
o «Составь новое слово». Учащимся предлагается с помощью данных слов составить другое слово, используя первый слог из первого столбика и второй слог из второго столбика. Для усложнения работы дается задание составить их на определенную тему. Пример: тема «Цветы» (ро-за, пи-он, и-рис).
· «Найди четвертое». С помощью этого упражнения учащиеся учатся устанавливать связь между словами из первой пары, чтоб «повторить» ее во второй паре.
o Борщ — повар, Вертолет — ? (инженер, конструктор).
o Парта — дерево. Нож — ? (сталь)
o Осень — весна. Рассвет — ? (закат)
· Задания, требующие внимания к слову и его частям. Внимание — очень важная составляющая сознательного чтения.
o «Превращение». Нужно превратить шар в подарок (для первого ряда), сок в варенье (для второго ряда), мел в задание (для третьего ряда). Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву. При этом все выдуманные слова подчиняются одной теме. Такую игру можно использовать с конца первого класса. Каждое из слов заставляет ученика концентрировать внимание и думать.
· «Найди животное». В группу игровых упражнений относятся также загадки, ребусы и шарады.
В этом сложном, но увлекательном упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:
Была гроза. Я целый час (Заяц)
Не открывал от страха глаз.
Гуляю в роще, но к пруду (Щенок)
Через болото не пойду.
Знакома рыбам тень моя, (Комар)
Над гладью рек танцую я.
Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил. (Сазан)
Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж, (Сокол)
Но со мною не сравнишь.
Я худ и щупл. Отваги полный (Плотва)
Жучок таранит носом волны.
· Упражнения по работе с текстом.
o Расположить вопросы последовательно согласно содержанию текста.
o Прочитать ответ на 5-ый вопрос.
o Придумать вопросы к шестому абзацу текста.
o Пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.
o «Быстрая разведка». Упражнение, в котором максимально быстро надо найти ответы на вопросы учителя.
o Составление плана к произведению. Обнаружение ключевых слов, особенных ассоциаций, которые связывают логическую цепь воедино.
Виды чтения (работа с текстом)
· Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
· Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
· Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения
· Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
· Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
· Познакомиться со структурой текста.
· Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
· Знакомство с оглавлением.
· Использовать аннотации к текстам.
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения
· Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
· Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
· Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
· Выделение смысловых частей читаемого текста.
· Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
· Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
· Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
· Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
· Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
· Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
· Составление суждений учащихся.
· Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
· Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
· Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.
Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?
Прогрессивный урок отличается от обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из своей жизни.
При вторичном чтении очень увлекательно становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения еще более захватывающим.
Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.
Например, в предложении «Коля очень обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен щенок?» — уже и есть интересный вопрос.
Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик будет анализировать и обобщать, синтематизировать полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.
Какие еще есть приемы для понимания текста?
· Разные виды пересказа.
· Рисование словами и на рисунках.
· Анализ иллюстраций.
· Дидактические игры.
· Эксперименты стилистические.
· Составление диафильма.
· Чтение по ролям.
· Инсценировка.
· Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.
· Музыкальная иллюстрация произведения.
Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.