«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи
Оценка 5

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

Оценка 5
docx
21.01.2020
«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ РЕБЁНОК.docx

«Демонстративный ребенок. Основные качества»

Доклад к педагогическому совету учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

 

Главное для демонстративных (истероидных) детей – постоянно быть в центре внимания, получать как можно больше знаков восхищения, почитания, одобрения. Люди этого типа сверх меры заняты собственной личностью, в этом смысле говорят об их крайнем эгоцентризме. Все остальные качества связаны с этим свойством и ему служат. Внешность  демонстративных обычно яркая и привлекательная. Живая мимика, бойкая речь, открытая манера общения – всё это бывает заметно с самого детства. Такие дети часто становятся любимчиками родителей, воспитателей и учителей, их балуют и хвалят. Они любят выступать перед гостями. В школе охотно записываются в самодеятельность. Такой ребенок рано начинает ценить то, как он одет, обращает внимание других людей на свой костюм, платье. Часто истероидные дети приносят с собой (в детский сад, школу) игрушки, которые добавляют яркости своим хозяевам. Это не плюшевый мишка – родной и потертый, а суперкуклы в новых платьях. Часы, чтобы войти с ними и произвести впечатление на других детей, а потом забыть их где-нибудь под столом…. Кроме того, истероидные дети рано замечают украшения у взрослых: «Какие у тебя бусики, я тоже такие хочу». Казалось бы, что такое поведение чаще свойственно только девочкам, однако истероидность встречается и у мальчиков.

Пример: «Максим, входя в группу детского сада, заявляет о своей новой роли громко, с некоторой паузой для большей значимости, он – пожарник. Ничего, что в данный момент все занимаются. Внимание ему обеспечено почти на целый день. До него никто никогда не называл себя пожарником или еще кем-то. Правда, Максим еще не знает, что должен делать пожарник, но у него красный костюм, и этим все сказано. На другой день он пришел в папином галстуке (надо сказать, что выглядел очень интересно), галстук доставал до пола, но Максима это не смущало, он гордо ходил и спотыкался, чем еще больше привлекал внимание и детей и взрослых».

Интонация, с какой говорят истероидные дети, тоже особенная. В каждой фразе слышится манерность и театральность. Это заметно даже у тех детей, которые еще не говорят или говорят «на своем языке». Таких детей не надо просить встать перед фотоаппаратом, камерой. Они позируют сами: улыбаются, принимают те или иные позы, не дают фотографировать других детей, все время встают перед ними и, когда проявляешь пленку, видишь, что на ней больше всего фотографий маленьких истероидов. При этом они играют любые роли, легко меняются, легко переключаются в общении с одним ребенком или взрослым на другого, если это позволяет стать более заметным или значительным. Истероидные дети привязаны к тем людям, которые обеспечивают им желательное восхищение, поклонение, помощь в преодолении трудностей. Однако стоит только перестать обращать внимание на истероида, как он переориентируется на кого-нибудь другого, более внимательного к его особе.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ИСТЕРОИДНОГО ХАРАКТЕРА?

На первый взгляд, демонстративные производят впечатление очень эмоциональных людей. Однако их эмоциональность особенная: они остро реагируют на любые события, которые задевают их лично, и значительно менее внимательны к проблемам других. На «болевые точки» демонстративных действует всё то, что мешает им выглядеть особенными и исключительными. Это может быть любая критика их высказываний, мнений или действий; отказ в их настойчивых просьбах; потеря внимания и отказ в любви; утрата авторитета в компании, потеря видной позиции. На все это демонстративные любого возраста дают бурные реакции. Диапазон таких реакций простирается от капризов ребенка с театральным паданием на пол до угроз утопиться, повеситься (которые, как правило, не выполняются). Примечательно, что свои эмоции демонстративные сознательно или полусознательно используют в общении. При самой бурной реакции они внимательно наблюдают действие своего «страдания» на других, и в следующий раз повторяют то же с большей силой. Умение манипулировать окружающими с помощью своих эмоций – одна из очень характерных черт демонстративных. Эта способность хорошо иллюстрируется известным диалогом с ребенком: — Ты кому плачешь: маме или бабушке? — Б-а-а-бушке! Ребенок плачет бабушке, но ведь он плачет, то есть переживает. Вопрос: что это за переживание? Оно искреннее? И да, и нет, потому что оно РАССЧИТАНО на чувства бабушки. При столкновении с реальными трудностями и отсутствии внимания истероидные дети быстро теряют интерес к тому, чем заняты. Однообразные занятия, требующие сосредоточенности на деталях, последовательности и настойчивости быстро утомляет истероидного ребенка, особенно если за ним не наблюдают и не стимулируют его «несомненный успех». При этом если ребенку не удается избежать трудностей, он может заболеть. Следует помнить, что у истероидных детей, при невозможности избежать занятий и задач, вызывающих напряжение психики могут проявляться различные, вплоть до физиологических, защитные реакции самосохранения: желудочно-кишечные расстройства, нарушения дыхания, признаки простудных заболеваний и пр.

ПРОБЛЕМЫ ИСТЕРОИДОВ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Демонстративный дошкольник — часто просто живой яркий ребенок, иногда, правда, немного капризный и избалованный. Однако с начала школы возникают проблемы, связанные с нежеланием упорно трудиться. Приготовление домашних уроков сопровождается слезами, жалобами на плохих «непонимающих» учителей, торговлей с родителями. Отношения с одноклассниками тоже неспокойные. Они наполнены острыми переживаниями соперничества, ревности, обиды за невнимание, отказы дружить. В результате демонстративные вступают в конфликты, обвиняют в «изменах», организуют «коалиции». В младших классах они нередко берут на себя роль «клоуна» или «шута», надеясь тем самым завоевать авторитет и симпатии. Демонстративные подростки также используют разные средства: броскую одежду, модные хобби, дорогие часы или мобильники, выдуманные рассказы про положение отца или обеспеченность семьи, впечатляющие истории из личной жизни. Однако успех среди сверстников бывает недолгим. Они быстро обнаруживают ложь или потуги возвыситься, не подкрепленные настоящей силой характера. Такой подросток оказывается в положении «короля на час», и тогда он меняет компанию в поисках тех, кто оценит его «по достоинству».

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕМОНСТРАТИВНОГО РЕБЁНКА?

Демонстративного ребенка нельзя захваливать или делать из него «кумира семьи». Именно для такого характера это особенно нежелательно. Когда взрослые непрерывно восхищаются и гордятся демонстративным ребенком, их горячие восторги льют воду на мельницу его стремления к позиции исключительности. Со временем это может создать убеждение, что успех и поклонение ему положены в жизни, просто потому, что он такой. Похвала такого ребенка должна быть строго дозирована. Другая нежелательная крайность — напротив, лишать демонстративного внимания и вообще игнорировать его. В этом случае он будет страдать. Тактика «золотой середины» состоит в том, чтобы выказывать ему свое одобрение, только когда он трудится упорно и добросовестно. Именно в таких случаях стоит обращать на него внимание, а в других — нет. Следующий подводный камень, который подстерегает родителей и близких — это эмоциональные манипуляции демонстративного ребенка. Ни в коем случае нельзя уступать его плачу и крикам, которые он устраивает в ответ на запрет или отказ в выполнении его желаний. Тем более нельзя уступать, когда он кричит и плачет! Твердое родительское «нет», сказанное без повторений, всего один раз, и сохранение спокойствия — единственные меры, которые помогут ребенку избавиться от наклонности так себя вести. Наконец, важное направление воспитания личности демонстративного ребенка состоит в преодолении его повышенного эгоцентризма. Для этого необходимо неустанно обращать его внимание на других — их состояния, дела, потребности. Стоит положительно подкреплять каждое его сочувственное движение к другому, заботу и переживание о другом. На почве потребности в похвале это поможет развитию альтруистических чувств. Ослаблению эгоизма ребенка очень способствует забота родителей о себе. Хорошо, когда они показывают не на словах, а на деле, что их интересы не менее важны и нередко имеют приоритет.

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи

«Демонстративный ребенок. Основные качества» Выступление учителя-дефектолога Марковой Татьяны Юрьевны на методическом объединении учителей начальных классов, МОБУ СОШ № 100, город Сочи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020
Посмотрите также: