План – конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Как противостоять давлению среды».
Дата проведения: 24.11.2021 г.
Участники: воспитанники 9 «Г» класса.
Форма проведения: час общения.
Цель: создать условия для формирования у воспитанников уверенного поведения, умения противостоять давлению сверстников.
Задачи
Образовательные: рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды.
Воспитывающие: способствовать формированию умений воспитанников вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.
Развивающие: развивать аналитическое мышление, умение обобщать и делать самостоятельные выводы.
Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе |
Инновационные приёмы и методы работы |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. |
Элементы информационно-коммуникационной технологии.
|
Поисковый метод
|
Подготовительный этап |
2. |
Элементы технологии личностно-ориентированного обучения |
Метод ценностной ориентировки |
Организационный момент |
3. |
Элементы технологии целеполагания |
Метод тематического обсуждения |
Беседа |
5. |
Элементы технологии групповой деятельности |
Метод коллективного способа обучения (работа в малых группах)
|
Работа в группах (тренинг) |
6. |
Элементы личностно-ориентированной технологии |
Метод рефлексии деятельности и содержания материала |
Заключение. Рефлексия. Вывод |
Методическое оснащение: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация «Как противостоять давлению среды», дидактический раздаточный материал.
Ход мероприятия:
I. Вступление 5 мин.
Приветствие воспитанников класса
Проверка наличия личного состава
Проверка готовности личного состава к мероприятию.
Подведение к теме классного часа
Воспитатель: Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику, физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.
Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения.
- Почему подростки подражают друг другу?
Ответы воспитанников
Ориентация на сверстников связана с потребностью подростков быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга. Одна из проблем, с которой сталкиваются все подростки, в том, что нет ничего более болезненного, чем быть осмеянным, незамеченным и отверженным сверстниками. Поскольку в юности человек идентифицирует себя с ровесниками, эта группа играет очень важную роль. Тема нашего классного часа «Как противостоять давлению среды».
Воспитанники формулируют цель и задачи мероприятия.
Основной этап 35 мин.
1. Беседа «Давление среды»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что подразумевается за определением «давление среды»?
Ответы воспитанников
Давление среды – это давление или влияние, подталкивающее к плохому поведению ради того, чтобы «не уронить себя» среди одноклассников или приятелей.
Если тебя заставляют что-то делать, вынуждают рисковать и вести себя не так, как обычно — это и есть «давление со стороны».
Определите причины, по которым подростки попадают в такую зависимость?
Почему нас можно заставить делать то, чего мы не хотим?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Рассмотрим некоторые виды давления среды.
Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Это скрытое управление собеседником против его воли. Поскольку манипуляция – скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что даже не каждый взрослый может защитить себя от нее.
Одним из жестких приемов подростковой манипуляции является достаточно распространенный, выраженный в слогане «А слабо!», который можно расшифровать примерно так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Проблемными для подростков являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими. Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизм, наркотики, сексуальные отношения.
Групповое давление
Примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены: Класс решил уйти с уроков, но несколько человек не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Ты боишься, ты трус!». Группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну ты что, слабак? Девчонка?», «Ты - маменькин сынок!». Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься?», «Видишь все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!»… Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.
Важная истина также заключается в том, что нужно обладать настоящей нравственной силой, чтобы не поддаваться влиянию. Конечно, далеко не все ребята такой силой обладают.
Поэтому наша задача — помочь вам выработать в себе такую внутреннюю силу и воспитать в вас уверенность в себе.
2. Упражнение «Отрицательное и положительное давление»
Воспитатель: Как вы думаете, влияние среды может быть только отрицательным?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Предлагаю выполнить задание в парах. Вам необходимо написать в два столбца (положительное и отрицательное) давление, которое могут оказывать ваши сверстники.
Воспитанники озвучивают ответы
Положительное влияние сверстников:
1. Побуждение участвовать в училищных мероприятиях, занятиях спортом.
2. Стремление к достижению целей.
3. Забота о здоровье.
Отрицательное влияние сверстников:
1. Побуждение употребления алкоголя или наркотиков.
2. Пропуск занятий.
3. Воровство.
4. Конфликты с родителями.
Воспитатель: Как можно бороться с отрицательным давлением сверстников?
Ответы воспитанников
1. Выявите свои ценности. Знайте, что для вас важно (самоуважение, честность и т.д.). Ставьте реальные цели: Чего вы хотите достичь сегодня, в следующем месяце.
2. Задавайте много вопросов тем, кто на вас оказывает давление. Полученные ответы помогут тебе оценить степень риска. Кроме того, задавая вопросы, ты ставишь себя в более выгодное положение, потому что отвечающие будут вынуждены оправдываться.
3. Думайте о последствиях. Может ли это привести к проблемам с друзьями, родителями, учителями, полицией? Как ты будешь завтра относиться к себе, к своему принятому решению? Независимо от того, что говорят тебе друзья, не все «поступают так» (неважно, что именно имеется в виду под словом «так»).
4. Отстаивайте свое мнение, демонстрируя уверенность позой. Отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку.
5. Научитесь говорить «нет». Если тебе нужно сказать «нет», делай это решительно, дружелюбно, но твердо. Чем больше ты сам уверен в том, что тебе это не нужно, тем меньше к тебе будут приставать. Ваша задача — не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.
Сказав «нет», ты можешь:
Сказав «да», ты можешь:
Как найти уважительные причины для отказа.
Можно объяснить сверстникам причину отказа, например, так: «Я сказал отцу, что буду дома», «Мне нужно кое-что сделать дома», «Я обещал другу зайти». Можно ссылаться на взрослых, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это», «Это противозаконно», «Меня накажут» или «Я могу пострадать».
Повторять свое решение. Иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: «Нет, это неправильно», «Нет, это неправильно». Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.
3. Тест «Как хорошо вы можете противостоять давлению
сверстников?»
Воспитатель: Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете
обрабатывать результаты теста.
Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Вы нравитесь себе и уважаете себя?
2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны?
3. Вы доверяете себе?
4. Вы знаете, какие ценности для вас действительно важны?
5. Вы знаете, как самостоятельно принять решение?
6. Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть?
7. Вы знаете, как сказать «нет» в ответ на давление сверстников?
8. Вы знаете, как вести себя в различных «давящих» ситуациях?
9. Вы несете ответственность за свои поступки?
10. Вы раздумываете, прежде чем что-либо сделать?
Обработка результатов:
Если вы ответили «нет» на 2-3 вопроса, ваша способность противостоять давлению сверстников на хорошем уровне, вы можете самостоятельно справляться с трудностями, если вы ответили «нет» более 3-х раз, то вам необходимо обратиться за помощью.
Куда можно обратиться за помощью?
Есть много людей, которые могут дать
вам хороший совет:
· проверенные друзья;
· взрослые– попробуйте поговорить с ними, они тоже были подростками, спросите их, как они противостояли давлению сверстников, когда были молоды;
· специалисты школьной социально-психологической службы;
· учителя, воспитатели.
4. Упражнение «Отказ»
Цель: выработка умения сказать «нет!».
Группа делится на 3 подгруппы. Каждой подгруппе предлагается на выбор одна из ситуаций, в которой субъект подвергается провокации или давлению со стороны других. Возможные ситуации:
· Одноклассник (сосед) просит оставить какие-то вещи у тебя дома;
· Одноклассник спрашивает: «Можно мы с другом переночуем у тебя, когда твоих родителей не будет дома»;
· Одноклассник (сосед) предлагает тебе выпить вместе с ним.
Задание подгруппам: в течение 5 минут придумать и разыграть как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.
По завершении упражнения обсуждается, какая тактика
была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще
всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от
других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих
доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой
тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения.
Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с
расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто
сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается.
III. Заключение 5 мин.
Воспитатель: Ребята, благодарю вас за плодотворную работу. И еще один совет напоследок. Самым надежным средством не попасть в зависимость от других людей или в зависимость от группы является умение отстаивать свои права, и прежде всего три основных жизненных права: Право делать то, что для тебя лучше. Право самому выбирать. Право переменить решение. Подумайте, признаете ли Вы за собой эти права? Реализуете ли эти права в повседневной жизни?
Рефлексия
Предлагаю вам закончить предложения:
Я сегодня узнал...
Мне было интересно…
Трудным для меня оказалось...
Воспитатель 9 «Г» класса Кондрашева С. С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.