Как противостоять давлению среды
Оценка 4.8

Как противостоять давлению среды

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
8 кл—10 кл
21.05.2024
Как противостоять давлению среды
2 Как противостоять давлению среды.docx

 

 

План – конспект

воспитательного  мероприятия

 

Тема: «Как противостоять давлению среды».

Дата проведения: 24.11.2021 г.

Участники: воспитанники 9 «Г» класса.

Форма проведения: час общения.

Цель:  создать условия для формирования у воспитанников уверенного поведения, умения противостоять давлению сверстников.

Задачи

Образовательные:        рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды.

Воспитывающие:          способствовать формированию умений воспитанников вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, умение обобщать и делать самостоятельные выводы.

Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Инновационные приёмы и методы работы

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Элементы информационно-коммуникационной технологии.

 

Поисковый метод

 

Подготовительный этап

2.

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Организационный момент

3.

Элементы технологии целеполагания

Метод тематического обсуждения

Беседа

5.

Элементы технологии групповой деятельности

Метод коллективного способа обучения (работа в малых группах)

 

Работа в группах

(тренинг)

6.

Элементы личностно-ориентированной технологии

Метод рефлексии деятельности и содержания материала

Заключение. Рефлексия.

Вывод

 

Методическое оснащение: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация  «Как противостоять давлению среды», дидактический раздаточный материал.

 

Ход мероприятия:

I.                  Вступление                                                                                         5 мин.      

Приветствие воспитанников класса

Проверка наличия личного состава

Проверка готовности личного состава к мероприятию.

Подведение к теме классного часа

Воспитатель: Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику, физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.

Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения.

- Почему подростки подражают друг другу? 

Ответы воспитанников

Ориентация на сверстников связана с потребностью подростков быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга. Одна из проблем, с которой сталкиваются все подростки, в том, что нет ничего более болезненного, чем быть осмеянным, незамеченным и отверженным сверстниками. Поскольку в юности человек идентифицирует себя с ровесниками, эта группа играет очень важную роль. Тема нашего классного часа  «Как противостоять давлению среды».

Воспитанники формулируют цель и задачи мероприятия.

 

Основной этап                                                                                             35 мин.

1. Беседа «Давление среды»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что подразумевается за определением «давление среды»?

Ответы воспитанников

Давление среды – это давление или влияние, подталкивающее к плохому поведению ради того, чтобы «не уронить себя» среди одноклассников или приятелей.

Если тебя заставляют что-то делать, вынуждают рисковать и вести себя не так, как обычно — это и есть «давление со стороны».

Определите причины, по которым подростки попадают в такую зависимость?

Почему нас можно заставить делать то, чего мы не хотим?

Ответы воспитанников

  • Страх обидеть кого-либо, если откажешь.
  • Страх остаться одному, отверженным.
  • Страх угроз, насмешек.
  • Не знает, как отказать.
  • Неуверенность в себе.
  • Низкий статус в группе.
  • Низкая самооценка.

Воспитатель: Рассмотрим некоторые виды давления среды.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Это скрытое управление собеседником против его воли. Поскольку манипуляция – скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что даже не каждый взрослый может защитить себя от нее.

Одним из жестких приемов подростковой манипуляции является достаточно распространенный, выраженный в слогане «А слабо!», который можно расшифровать примерно так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Проблемными для подростков являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими. Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизм, наркотики, сексуальные отношения.

Групповое давление

Примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены: Класс решил уйти с уроков, но несколько человек не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Ты боишься, ты трус!». Группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну ты что, слабак? Девчонка?», «Ты - маменькин сынок!». Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься?», «Видишь все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!»… Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.

Важная истина также заключается в том, что нужно обладать настоящей нравственной силой, чтобы не поддаваться влиянию. Конечно, далеко не все ребята такой силой обладают.

Поэтому наша задача — помочь вам выработать в себе такую внутреннюю силу и воспитать в вас уверенность в себе.

 

2. Упражнение «Отрицательное и положительное давление»

Воспитатель: Как вы думаете, влияние среды может быть только отрицательным?

Ответы воспитанников

Воспитатель: Предлагаю выполнить задание в парах. Вам необходимо написать в два столбца (положительное и отрицательное) давление, которое могут оказывать ваши сверстники.

Воспитанники озвучивают ответы

Положительное влияние сверстников:

1. Побуждение участвовать в училищных мероприятиях, занятиях спортом.

2. Стремление к достижению целей.

3. Забота о здоровье.

Отрицательное влияние сверстников:

1. Побуждение употребления алкоголя или наркотиков.

2. Пропуск занятий.

3. Воровство.

4. Конфликты с родителями.

Воспитатель: Как можно бороться с отрицательным давлением сверстников?

Ответы воспитанников

1.     Выявите свои ценности. Знайте, что для вас важно (самоуважение, честность и т.д.). Ставьте реальные цели: Чего вы хотите достичь сегодня, в следующем месяце.

2.     Задавайте много вопросов тем, кто на вас оказывает давление.  Полученные ответы помогут тебе оценить степень риска. Кроме того, задавая вопросы, ты ставишь себя в более выгодное положение, потому что отвечающие будут вынуждены оправдываться.

3. Думайте о последствиях.  Может ли это привести к проблемам с друзьями, родителями, учителями, полицией? Как ты будешь завтра относиться к себе, к своему принятому решению? Независимо от того, что говорят тебе друзья, не все «поступают так» (неважно, что именно имеется в виду под словом «так»).

4.  Отстаивайте свое мнение, демонстрируя уверенность позой. Отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку.

5. Научитесь говорить «нет».  Если тебе нужно сказать «нет», делай это решительно, дружелюбно, но твердо. Чем больше ты сам уверен в том, что тебе это не нужно, тем меньше к тебе будут приставать. Ваша задача — не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.

Сказав «нет», ты можешь:

  • – хорошо к себе относиться;
  • – заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
  • – сохранить отношения с родителями;
  • – сохранить здоровье;
  • – оградить себя от несчастья.

Сказав «да», ты можешь:

  • – потерять уважение к себе;
  • – позволить другим принимать за вас решение;
  • – потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
  • – испортить отношения с родителями.

Как найти уважительные причины для отказа.

Можно объяснить сверстникам причину отказа, например, так: «Я сказал отцу, что буду дома», «Мне нужно кое-что сделать дома», «Я обещал другу зайти». Можно ссылаться на взрослых, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это», «Это противозаконно», «Меня накажут» или «Я могу пострадать».

Повторять свое решение. Иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: «Нет, это неправильно», «Нет, это неправильно». Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.

 

3. Тест «Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?»
Воспитатель: Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты теста.
Варианты ответов:   «да» или «нет».

1.                 Вы нравитесь себе и уважаете себя?

2.                 Вы знаете свои сильные и слабые стороны?

3.                 Вы доверяете себе?

4.                 Вы знаете, какие ценности для вас действительно важны?

5.                 Вы знаете, как самостоятельно принять решение?

6.                 Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть?

7.                 Вы знаете, как сказать «нет» в ответ на давление сверстников?

8.                 Вы знаете, как вести себя в различных «давящих» ситуациях?

9.                 Вы несете ответственность за свои поступки?

10.            Вы раздумываете, прежде чем что-либо сделать?

Обработка результатов:

Если вы ответили «нет» на 2-3 вопроса, ваша способность противостоять давлению сверстников на хорошем уровне, вы можете самостоятельно справляться с трудностями,  если вы ответили «нет» более 3-х раз, то вам необходимо обратиться за помощью.

Куда можно обратиться за помощью?
Есть много людей, которые могут дать вам хороший совет:

·                     проверенные друзья;

·                     взрослые– попробуйте поговорить с ними, они тоже были подростками, спросите их, как они противостояли давлению сверстников, когда были молоды;

·                     специалисты школьной социально-психологической службы;

·                     учителя, воспитатели.

 

4. Упражнение «Отказ»

Цель: выработка умения сказать «нет!».

Группа делится на 3 подгруппы. Каждой подгруппе предлагается на выбор одна из ситуаций, в которой субъект подвергается провокации или давлению со стороны других. Возможные ситуации:

·        Одноклассник (сосед) просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

·        Одноклассник спрашивает: «Можно мы с другом переночуем у тебя, когда твоих родителей не будет дома»;

·        Одноклассник (сосед) предлагает тебе выпить вместе с ним.

Задание подгруппам: в течение 5 минут придумать и разыграть как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.

По завершении упражнения обсуждается, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения. Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается.

III. Заключение                                                                                             5 мин.

Воспитатель: Ребята,  благодарю вас за плодотворную работу. И еще один совет напоследок. Самым надежным средством не попасть в зависимость от других людей или в зависимость от группы является умение отстаивать свои права, и прежде всего три основных жизненных права: Право делать то, что для тебя лучше. Право самому выбирать. Право переменить решение. Подумайте, признаете ли Вы за собой эти права? Реализуете ли эти права в повседневной жизни?

 

Рефлексия

Предлагаю вам закончить предложения:

Я сегодня узнал...

Мне было интересно…

Трудным для меня оказалось...

 

 

Воспитатель  9 «Г» класса                                                         Кондрашева С. С.


 

План – конспект воспитательного мероприятия

План – конспект воспитательного мероприятия

Ход мероприятия: I.

Ход мероприятия: I.

Низкая самооценка. Воспитатель:

Низкая самооценка. Воспитатель:

Стремление к достижению целей. 3

Стремление к достижению целей. 3

Можно ссылаться на взрослых, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это», «Это противозаконно», «Меня накажут» или «Я могу пострадать»

Можно ссылаться на взрослых, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это», «Это противозаконно», «Меня накажут» или «Я могу пострадать»

Задание подгруппам: в течение 5 минут придумать и разыграть как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации

Задание подгруппам: в течение 5 минут придумать и разыграть как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024