МБОУ «ООШ №3 им. П.И. Ефимова» г. Осинники
Мой первый помощник
Составители: ученики 3б класса:
Елкина Мария
Макарова Вера
Мельников Алексей
Параскун Илья
Тукачев Евгений
Яковлева Виктория
Руководитель:
Пушкарева Т.Г
Осинниковский городской округ, 2024
Уважаемые ребята, здравствуйте!
В данном пособии собраны все основные
орфограммы начальной школы. Памятка помогает ребятам увидеть свои ошибки,
вспомнить правило по определенной орфограмме, а также показывает, как правильно
выполнить работу над ошибкой по данному правилу. Легка в использовании как на
уроке с учителем, так и для самостоятельной работы дома.
1. Выпиши слово правильно.
2. Пропиши его всю строку.
Делай так: вода вода вода вода вода вода вода вода вода вода вода вода вода
1. Выпиши слово (предложение) правильно.
2. Пропиши слово всю строку, а если это предложение, то 2 раза. Делай так: долгожданное долгожданное долгожданное или
Наступило долгожданное лето. Наступило долгожданное лето.
Начало предложения пишется с большой буквы.
1. Выпиши предложение правильно.
2. Придумай и напиши ещё 1 предложение.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
1. Выпиши предложение правильно.
2. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.
Делай так: Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?
Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни большую букву.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Илья, Мурка, Волга.
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной. Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.
1. Выпиши слово правильно.
2. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: Оси-на.
Жи – ши пиши с И, ча – ща пиши с А, чу – щу пиши с У.
1. Выпиши слово правильно.
2. Обозначь орфограмму.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Малыши, машина, лыжи.
Мягкий знак пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между согласными буквами.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни мягкий знак.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, мальчик, букварь.
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели корень.
3. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву.
4. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни сочетание.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Дочка, речка, мощный.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели приставку.
3. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву.
4. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Съезд, объявление, подъём.
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
1. Выпиши слово.
2. Выдели приставку.
3. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, уехал, переехал.
Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
1. Выпиши слово с предлогом.
2. Обозначь орфограмму-пробел.
3. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. Делай так: К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
1. Выпиши слово правильно.
2. Обозначь ударение.
3. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Ягода, ягодка, ягодное.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
1. Выпиши слово правильно.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Подчеркни безударную гласную.
5. Подбери проверочное слово.
6. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады – сад, поля – поле, волна – волны.
1. Выпиши слово.
2. Измени форму слова.
3. Подбери 2 однокоренных слова.
4. Выдели корень, приставку, суффикс. Делай так: Лошадка - лошадки. Лошадка – лошадь, лошадиный.
Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подбери проверочное слово.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором согласный звук был бы слышен хорошо.
Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подбери проверочное слово.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.
В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели корни.
Делай так: Водолаз.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подбери проверочное слово.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
Чтобы написать безударную гласную в окончании имени прилагательного, надо найти имя существительное и задать от него вопрос к имени прилагательному. У слов–вопросов всегда ударные окончания.
1. Выпиши слово правильно.
2. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
3. Задай вопрос.
4. Выдели окончание.
Делай так: В новом доме. В доме (каком?).
Частица не с глаголами пишется раздельно.
1. Выпиши слово правильно.
2. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Не_читал, не_любит, не_верю.
1. Выпиши предложение.
2. Подчеркни главные члены.
3. Выпиши словосочетания с вопросами.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. Туманы (какие?) седые, плывут
(куда?) к облакам.
1. Выпиши предложение.
2. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. прил. сущ. гл. пр. сущ.
Делай так: Белые облака плывут над землёй.
Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления.
Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но.
Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно.
Подчеркни однородные члены.
Составь схему.
Делай так: Дети смеялись, веселились и кувыркались.
, и .
Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
1. Выпиши предложение.
2. Подчеркни грамматические основы.
3. Расставь запятые.
4. Составь схему.
Делай так: Лёд на реках ломается, рыхлые льдины несутся по течению реки.
[
] , [ ].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.