![]() |
1
Интенсив 2021 «Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ»
В интенсив входят 4 вебинара:
• 08.12 «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ: что нужно знать педагогу для организации обучения»
• 10.12 «Как учить детей с задержкой
психического развития?»
• 15.12 «Как организовать обучение детей с нарушениями речи?»
• 17.12 «Как обучать детей с расстройством аутистического спектра?»
Спикеры интенсива
![]() |
![]() |
Удостоверение установленного образца (72 ч)
4 свидетельства участника
вебинаров
Презентация и пакет участника
к каждому вебинару
2730 ₽
3900 ₽
Промокод «3335»
Ерина Ирина Ивановна
Круогла Елена Константиновна
Ерина Ирина Ивановна
Член Общественной палаты Томской области,
старший преподаватель кафедры ДНиИО ТОИПКРО
3
Как учить детей с задержкой психического развития?
4
1. Характеристика понятия «задержка психического развития» (ЗПР).
2. Характер особых образовательных потребностей
детей с ЗПР.
3. Организация специальных условий для обучения детей с ЗПР.
4. Как обучать детей с ЗПР: учебно-методические материалы для педагогов.
![]() |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-
медико-педагогической комиссией
(ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
6
1) глухие
2) слабослышащие и
позднооглохшие
3) слепые
4) слабовидящие
5) с тяжелыми нарушениями речи
6) с нарушениями опорно- двигательного аппарата
Категории обучающихся с ОВЗ
9) с разной степенью умственной
7)
с задержкой психического развития
8) с расстройствами
аутистического спектра
отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
Основные понятия
Ментальные нарушения
– тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде
всего страдает способность к
социальному взаимодействию и поведению.
Задержка психического развития (ЗПР)
– это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех
встречающихся у детей отклонений в
психофзическом развитии. ЗПР относится к
«пограничной» форме дизонтогенеза и
выражается в замедленном темпе
созревания различных психических функций. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Термин
«задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.
8
В целом для данного состояния являются
характерными
гетерохронность (разновременность)
проявления отклонений и
существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе
последствий. ЗПР у детей является сложным
полиморфным
нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их
психической,
психологической и физической деятельности.
Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание
дефицитарных функций с сохранными. Парциальная
(частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами
личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает
работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в- третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности.
9
Классификация
К.С. Лебединской строится исходя из этиологического принципа
и включает 4 основных варианта
задержки психического развития:
Задержка психического развития конституционального происхождения, для них характерно:
• Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип
телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики.
• Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы.
• Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.
Задержка психического развития соматогенного происхождения, для них характерно:
• Длительные хронические заболевания (хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов).
• Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость).
• Аллергические состояния, детские неврозы.
Классификация
К.С. Лебединской строится исходя из этиологического принципа и включает
четыре основных варианта
задержки психического развития:
Задержка психического развития психогенного происхождения, для них
характерно:
• Неблагоприятные условия воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки и гипоопеки, неблагополучные социальные условия).
• Стойкие отклонения нервно–психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.
• Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза, для них характерно:
• Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка).
• При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии.
Характеристика особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития зависят от характера временного отставания психики, а именно:
замедлен ли темп психического развития в целом или отдельных
функций (сенсорных, моторных, речевых, эмоционально- волевых);
возраста ребенка;
наличия неблагоприятных
социальных факторов;
наличия отягощающих соматических
факторов.
![]() |
![]() |
13
Характерные особенности детей ЗПР
• Низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости;
• Незрелость эмоционально-волевой среды;
• Неустойчивое внимание. Дети не могут долго заниматься одной и той же деятельностью;
• Своеобразное поведение;
• Ограниченный запас общих сведений и представлений;
• Отставание в развитии мышления;
• Низкий навык самоконтроля;
• Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности;
• Большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и
утомляемость;
• Бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения;
• Более сильно нарушено произвольное внимание.
Дифференциальная диагностика умственной
отсталости от задержки психического развития
Задержка психического развития Умственная отсталость
Патогенез
![]() |
![]() |
||
Мыслительные операции
![]() |
![]() |
||
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
Варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР
Легкий дефицит познавательных способностей.
Уровень психофизического развития близок к возрастной норме.
Умеренный дефицит познавательных способностей. Уровень развития несколько ниже возрастной нормы.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
![]() |
Вариант 7.1. Вариант 7.2.
![]() |
![]() |
||
Вариант 7.1. Вариант 7.2.
2. Обязательным является
СПЕЦИАЛЬНАЯ и психолого- педагогическая поддержка: (Коррекция).
Пс.-пед. поддержка предполагает:
-профилактика внутриличностных и межличностных отношений в классе, школе;
-поддержание эмоционально комфортной обстановки;
- помощь в освоении нового учеб. мат- ла;
При необходимости - инд.кор.помощь с целью предупреждения негативного отношения к учебе.
В структуру АООП НОО ОБЯЗАТЕЛЬНО вкл. Программа корр-й работы, направленной на развитие социальных (жизненных) компетенций обуч-ся и
поддержку в освоении АООП НОО.
2. Внимание к формированию:
- социальных (жизненных) компетенций;
-коррекции недостатков в
психическом и(или) физическом
развитии;
-оказанию помощи в освоении содержания образования;
- формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
-создание условий обучения и
воспитания (АОП, спец.методы , инд. и груп. КРЗанятия)- коррекции
недостатков физ, псих.развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций;.
АОП
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной
общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с
психофизическими особенностями и особыми образовательными
потребностями обучающегося с ОВЗ.
При этом адаптированию и модификации подлежат:
- рабочие программы;
- учебники и рабочие тетради;
- электронные средства и формы организации обучения;
- формы организации учебного процесса;
- способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (способы
организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения
заданий, способы работы с текстовыми материалами,
формы и способы контроля и мн. др.)
19
Адаптация образовательной программы
1 Обязан знать
2
Должен знать
20
ü в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
ü в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий
и представлений об окружающем мире;
ü в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных
признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
ü в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
ü в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
ü в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные
поступки;
ü в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
ü в усилении регулирующей функции слова, формировании
способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении
речью выполняемых действий;
ü в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
ВАЖНО!
ЗПР = УО = РАС
Это не равнозначные понятия, хоть и сопровождаются интеллектуальными нарушениями
23
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе
с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
![]() |
Организация работы
с детьми с ЗПР
1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах.
2. Не нужно требовать немедленного включения в работу.
3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени
большой и сложный материал.
5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо
дополнения, уточнения, инструкции.
7. Использование зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц).
8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического.
9. Необходимо развивать самоконтроль.
10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не
быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
11. Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий.
13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).
14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР
и их особенностям.
18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
Детализация разделов
программы
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Если возникли вопросы, пишите вопросы на почту: info@diso.ru
instagram.com/diso.ru
vk.com/disoru
28
Пакет участника вебинара
📋 1. Использование активных методов и приемов обучения в
работе учителя с детьми ЗПР (начальная школа)
✏️ 2. Рекомендации для учителей и родителей ребенка с ЗПР по
обучению и воспитанию обучающегося
📌 3. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (вар 7.1, 7.2)
📚 4. Сборник заданий, направленных на развитие познавательных УУД обучающихся с ЗПР
🖥 5. Свидетельство участника и презентация к вебинару
350 ₽
500 ₽
Станьте одним из
первых участников тестирования мобильного приложения ДИСО
Специальные скидки на курсы и вебинары Бесплатные материалы для педагогов
Закрытые мероприятия для участников
Ранний доступ к мероприятиям ДИСО
Розыгрыш фитнес-браслета Xiaomi Mi Smart Band 6 среди участников тестирования!
Оставьте свою почту и номер телефона, чтобы стать одним из первых, кто протестирует наше мобильное приложение!
https://vk.cc/c8Na1h
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.