Никулица Александр Трофимович
МБОУСОШ№5 г. Ессентуки
Учитель музыки
Как воспитывать ребёнка, что бы он не стал эгоистом
Любой родитель, занимаясь воспитанием своего ребёнка, стремится сделать своё чадо счастливым, успешным, обеспеченным и независимым. В детях, благодаря многочисленным центрам дополнительного образования развивают таланты, обучая музыке, иностранным языкам, бальным танцам. Огромное количество современных фитнес клубов, спортивных секций позволяют неограниченно задействовать школьника в разных видах спортивной деятельности.
Но достаточно ли этого для формирования в ребёнке гармонично развитой личности? Можно ли утверждать, что безупречная учёба в школе, высокие показатели в эстетическом развитии и спорте решают все проблемы и задачи школьного воспитания? Отнюдь нет! Формирование таких качеств как милосердие, доброта, скромность, потребность обращать внимание на проблемы и сложности других людей – всё это требует от современного родителя более основательного подхода к воспитанию ребёнка. И, конечно, любой человек понимает, что именно эти качества определяют нравственную состоятельность личности. Но как в современное время вырастить не эгоиста, а когда практически везде приходится слышать, о том, что наглость – второе счастье?
В первую очередь необходимо уяснить, что основа культуры России - соборность. Ментальности нашей страны изначально свойственно религиозное мировоззрение, духовная сплочённость, нравственная стойкость и духовное единение во взглядах, моральных позициях и социальных установках. Именно жертвенность, взаимная любовь и ответственность друг за друга помогла России одержать победу в ВОВ, претерпеть все ужасы блокады Ленинграда, сохранит свою веру и народное единство. Эгоизму нет места в нашей культуре, а следовательно и в воспитании подрастающего поколения.
Что необходимо делать родителю, чтобы избежать ошибок в воспитании?
В первую очередь- помнить о соборном единстве. В общении с ребёнком необходимо полностью исключить такие выражения как: «Нас проблемы и сложности других не интересуют», «Меня не интересуют проблемы твоих друзей» «Ничего мне не рассказывай – мне это не интересно» «Мне всё равно, что с ними будет, они сами во всём виноваты» и т.д. Подчас взрослые даже не замечают как происходит программирование детского сознания, в котором изначально живёт милосердие на ограниченно развитое в моральном отношении мировоззрение эгоиста. Как часто приходится сталкиваться современному учителю с вопиющими нарушениями в воспитании. Например ребёнку говорят: «Не давай свои игрушки не кому, их могут сломать, а если сломают, то не проси – других не куплю» Приходит такой малыш играть- а с ним не кто не хочет общаться. Он готов за внимание со стороны других детей платить любой ценой, но остаётся никому не нужен. Ведь дети знают хорошо его родителей.
Бывают и ещё более серьёзные проблемы, когда школьнику из обеспеченной семьи не разрешают общаться со сверстниками из бедных слоёв общества. «Что про нас подумают окружающие, с кем ты водишься? Он же сын того…» А, что эти бедные дети из другого теста сделаны?
Почему не научить ребёнка быть милосердным, добрым по отношению к любому человеку не зависимо от расовых, религиозных, этнических отличий. Ведь каждый человек- образ Божий и выстраивать собственные суждения совершенно недопустимо.
Кстати, привязанность к тяжёлому року, апатия и депрессия – всё это звенья одной цепи. Детям не понять стереотипов взрослых. В их сердцах живёт любовь и доброта. И если взрослый, грамотный родитель не поможет развить эти качества, то ребёнок замыкается в себе, он перестаёт доверять взрослым. Вспомните замечательный фильм «Игрушка» в главной роли с Пьером Ришаром. Герой этого фильма – маленький мальчик готов был за деньги купить того, кто сможет подарить внимание, заботу и любовь. Если мы – взрослые не сможем научить детей быть милосердными, потому, что это по нынешним социальным стандартам невыгодно, то мы просто потеряем самое главное – духовность, соборное единство нашей культуры.
Важно, чтобы именно взрослый собственным примером помогал современному школьнику сформировать представления о добродетелях.
Например предложить своему сыну или дочери помочь в учёбе отстающему однокласснику, позаниматься, морально поддержать, при этом не в коем разе не кичась своей повышенной успеваемостью.
В выходной день навестить больного родственника, одноклассника или учителя в больнице, собрать продукты, игрушки, медикаменты для бедного и одинокого человека, помочь беженцу. Но иной раз не чем помочь. И тогда важно научить ребёнка сочувствовать хотя бы на словах, а иногда просто в душе. Важно просто не оставить сердце равнодушным, «каменным», не говорить не кому – «Это ваши проблемы, мне всё равно, что будет…» Нет ничего хуже жестокосердия и равнодушия. Когда эти качества видишь в современной социальной среде, невольно задумываешься: «А ведь сердца у детей – то другие, и этот налёт эгоизма нередко продиктован взрослым прагматизмом, рациональностью, эгоизмом» Какие мы бы не были взрослые люди, в детях мы должны воспитывать только самые высокие нравственные качества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.