Как возникли библиотеки

  • Мероприятия
  • docx
  • 27.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как возникли библиотеки.docx

«Как возникли библиотеки»

Задачи:

·         Закрепить понятия «информация», «библиотека».

·         Сформировать понятие «носители информации», «абонемент», «читальный зал», «картотека».

·         Закрепить знание правил пользования библиотекой и книгой.

Оборудование:

·         Компьютерная презентация «Мы идем в библиотеку».

·         Комплекты из 6 книг для самостоятельной расстановки обучающимися.

·         Каталожные карточки.

Ход занятия

-Здравствуйте. Дети, а давайте подумаем вместе, что же такое информация?

Как мы получаем информацию?

 

Сведения, факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу, называют информацией.

А вот материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью различных символов, называются носителями информации.

Флеш-карта, бумага, электронный диск – это носители информации.

 

Информация, которая является важной и полезной для множества людей, называется знанием. Постепенно люди накапливали все новые и новые знания об окружающем мире: о том, как можно лечить какие-то болезни, о том, как можно поймать тигра, как увеличить урожай. Они записывали эти знания в книги, которых тоже становилось все больше. Понадобились помещения, где можно было хранить эти книги.

 

-Ребята, попробуйте разгадать мою загадку.

Снаружи смотришь: дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.

Как называют этот дом? Попробуй угадай!

 

-Отгадали! Молодцы! А я работаю в этом доме, который называется библиотека. Кто знает, как называется моя профессия? А что же означает слово «библиотека»?

 

-Слово «библиотека» - иностранное, греческое. Состоит оно из двух частей: «библио» - в переводе означает «книга»; «тека» переводится как «хранилище». Значит библиотека – дом, где хранятся книги.

-Библиотека – это совокупность книг, которые один или много людей собрали с любовью и хранят с заботой.

Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям.

Ребята, а кто такие читатели?

 

-Читатели – те, кто читает, к кому обращены произведения литературы, те, кто посещает библиотеку. Стать читателем очень просто – нужно только записаться в библиотеку.

 

-Для этого необходимо заполнить библиотечный формуляр. Библиотечный формуляр – это специальная личная карточка читателя. В нее заносят сведения о самом читателе и о тех книгах, которые он берет в библиотеке.

 

-В библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал, книжное хранилище.

 

-В библиотеке вы можете выбрать книгу и взять ее домой по абонементу. Слово «абонемент» иностранного происхождения и означает «право пользоваться чем-либо в течение определенного срока». В библиотеке слово «абонемент» означает место, где выдают книги на дом.

 

-Однако, есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература: энциклопедии, словари, справочники; книги, которые имеются в одном экземпляре и могут понадобиться читателям в любой день.

 

-А что же хранится в книгохранилище? Это учебники, которые остались не востребованными на текущий учебный год; книги, которые не пользуются спросом или которые имеются в библиотеке в нескольких экземплярах.

 

-В библиотеке хранится несколько тысяч книг. Вы можете сами выбирать книги, но для этого надо знать, как их найти. Как же отыскать нужную книгу, когда их так много?

 

 

-Люди научились группировать информацию, объединяя ее на основе общих признаков. Вот скажите, что общего у тигра, зайца и мыши? Верно – все они животные. А какой общий признак имеют груша, яблоко и апельсин? Правильно – это фрукты.

Оказывается и книги можно сгруппировать таким образом, чтобы в них можно было легко ориентироваться.

В библиотеках книги расставлены в определенном порядке, а отличительным признаком для них является раздел науки. Например, книги по математике стоят в одном месте, книги по истории – в другом.

 

-Для учащихся младших классов книги расставлены по алфавиту. Что такое алфавит? Правильно, это буквы русского языка расположенные в определенном порядке. На какую букву мы поставим книгу «Гуси-лебеди»?

А вот вам загадка: как определить, на какую букву нужно поставить книгу «Снежная королева», которую написал Г.-Х. Андерсен? Правильно, на букву «А», потому что мы ищем и расставляем книги по первой букве фамилии автора.

А сейчас расставьте по алфавиту книги, которые я вам раздам.

 

-В библиотеках так много книг, что порой среди них трудно найти нужную. И здесь на помощи приходят указатели – каталоги.

Вы наверняка видели в библиотеке сооружение с большим количеством маленьких ящичков. Так вот, этот предмет мебели называется каталогом. В нем располагаются каталожные ящики. Каталоги состоят из карточек.

Посмотрите, у каждого на парте есть каталожная карточка. Из карточки мы можем узнать имя автора книги; как книга называется; в каком городе ее создали; в каком издательстве она родилась; сколько в книге страниц; есть ли в ней иллюстрации и так далее.

Каталог – это перечень всех произведения печать, имеющихся в библиотеке. Каталог составлен по определенному плану и предназначен для того, чтобы помочь читателю при выборе книг.

В библиотеках бывает несколько видов каталогов: алфавитный ((АК) - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов), систематический ((СК) - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации), предметный каталог (В предметном каталоге и картотеках описания произведений печати группируются под наименованием тех предметов и вопросов, о которых в них идет речь).

Алфавитный каталог – самый простой. Достаточно знать фамилию писателя, книга которого вам нужна (или заголовок книги, если нет автора), и в алфавитном каталоге она сейчас же найдется.

 

Над изготовлением каждой книги трудились люди разных профессий: писатели, художник, редактор, наборщик, корректор, переплетчик и многие другие. Книги как люди: родятся, живут, стареют. Чтобы книги жили как можно дольше, их надо беречь.

Я сейчас вам прочитаю «Правила пользования библиотекой», а вы скажите, что в них правильно, а что делать не следует.

1.    Ты пришел в библиотеку - в царство книг и мудрых знаний-

Открывай свой рот пошире, громко что-нибудь кричи!

Песню спой, погромче свистни или с другом поругайся,

Чтоб все видели – ты знаешь, где и как себя вести!

2.    Если ты пришел за книгой в школьную библиотеку,

Доставай скорей из сумки все, что можно пожевать:

Булку, яблоко, конфеты, пирожок с начинкой липкий,

Чтоб потом рукою грязной все страницы пролистать!

 

3.    Почитать решил ты книгу – не бери с собой закладку,

Послюнявь получше палец, сильно начинай листать.

Ничего, что лист ты вырвешь, что оставишь пятна грязи.

Если книга разорвется, то тебе-то наплевать!

 

4.    Вот себе ты выбрал книгу. Захватив ее с собою,

Подари кому угодно, или просто зашвырни,

Иль оставь ее на парте, спрячь поглубже под диваном –

В общем, в срок в библиотеку ни за что не приноси!

 

5.    Ежели библиотекарь тебе сделал замечанье,

Покажи язык побольше или быстро убегай.

Можешь громко заругаться, топнуть в ярости ногою,

Чтобы было неповадно ей воспитывать тебя!

 

-Конечно, вы уже догадались, что это «вредные советы» и поступать так ни в коем случае нельзя.

 

-Мы сегодня с вами хорошо поработали. Теперь вы все прекрасно можете ориентироваться в фондах библиотеки.

До свидания.