Как выбрать педтехнологии для работы с детьми по ФГОС? Карта педтехнологий
Краткое описание |
Когда можно применять |
Здоровьесберегающие технологии |
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
|
Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей: • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах |
В специально организованных формах физкультурнооздоровительной работы: на занятиях по ФИЗО; в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. |
Технологии обучения здоровому образу жизни |
|
Направлены: • на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью; • накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его; • формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи |
В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки здоровья», проблемноигровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий |
Коррекционные технологии |
Краткое описание |
Когда можно применять |
Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей. Реализуются с помощью: • арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии; • волновых технологий; • психогимнастики; • фонетической ритмики; • развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами) |
В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией |
Технологии поддержки детской инициативы |
|
Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы |
|
Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии |
В разных формах совместной деятельности педагогов и детей (в том числе занятиях), в организации самостоятельной деятельности воспитанников |
Технология «Ситуация» |
|
Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов: Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность. Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности. Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная |
Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса – коллекционировании (в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др. |
Краткое описание |
Когда можно применять |
с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка. Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности. Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях). Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться |
|
Технологии позитивной социализации |
|
Технология «Открой себя» |
|
Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой: • научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи; • научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата; • сформировать навык коллективнораспределенной деятельности; • развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей; • воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов; • развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата |
В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии, конструктивного взаимодействия |
Технология «Воспитание чувств» |
|
Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей: |
В различных формах взаимодействия педагога с детьми, во взаимодействии детского сада с семьей, |
Краткое описание |
Когда можно применять |
• преодоление детских страхов; • воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения; • развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству; • формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие. Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки |
в условиях семейного воспитания |
Технологии организации экспериментальной деятельности |
|
Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы» |
|
Включает шесть основных этапов: • формулировка проблемы; • выдвижение предложений, гипотез; • проверка гипотез; • фиксация результатов; • вывод; • вопросы детей, ответы педагога. Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться |
При организации наблюдений и поисковой деятельности, при проведении элементарных опытов (кратковременных и долгосрочных, опытовдоказательств и опытовисследований, демонстрационных и лабораторных), в том числе в самостоятельном детском экспериментировании |
Технологии проектной деятельности |
|
Тематический образовательный проект |
|
Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который: • требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей; • предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей; • базируется на инициативе детей; |
В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии с семьями воспитанников (детско-родительские проекты) |
Краткое описание |
Когда можно применять |
• включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую. Включает пять этапов: Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности. Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей. Этап 3. Реализация запланированных мероприятий. Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта. Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта |
|
Печать
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.