Подкрепление. Как его найти? И как правильно его давать?
Подкрепление - самый эффективный и широко применяемый принцип в АВА.
Подкрепление- то, что следует сразу за поведением и повышает вероятность того, что поведение повторится в будущем.
Увеличение частоты, интенсивности, продолжительности поведения в будущем.
Пример: получить 5, пойти подышать свежим воздухом, залезть на гору, чтобы полюбоваться видом.
• Безусловные и условные подкрепления
БЕЗУСЛОВНЫЕ (необусловленные, первичные) подкрепления- продукт эволюции вида, все кто принадлежат к одному биологическому виду имеют сходные или одинаковые подкрепления: вода, сон, секс, специфическая еда, температура, кислород, прикосновения матери к младенцу.
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ (условные, вторичные) подкрепление - первоначально нейтральный стимул, который приобрел функции подкрепления путем соединения с 1 или несколькими необусловленными или обусловленными стимулами.
Например: кукла, мультики, планшет, новый телефон.
Обусловленные обобщенные подкрепление - обусловленные подкрепления, которые явились результатом соединения со многими необусловленными и обусловленными подкреплениями. С чем большим количеством подкреплений связано обобщенное обусловленное подкрепление, тем больше вероятность того, что поведение повторится. Например: деньги, социальное внимание, жетоны, купоны на скидку, привилегии. Высока вероятность получения подкрепления и высока эффективность подкрепления. Классификация подкрепления по свойствам:
Съедобные - все съедобное. Не используем в работе съедобные подкрепления, которые могут нанести вред здоровью ребенка: слишком много сладостей, жирной пищи, алкоголь.
Сенсорные - все, чем можно стимулировать наши органы чувств: массаж, щекотка, световые игрушки, музыка
Предметные - вещи, игрушки, наклейки
Активности- любая ежедневная деятельность (играть в футбол, читать после обеда, танцевать, смотреть телевизор, убираться). Любая деятельность станет подкреплением, если ее ограничить.
Социальные - физический контакт (объятия, бей 5, похлопывания), внимание, нахождение рядом с определенным человеком, похвала и одобрение, привилегии (участвовать в церемонии, помогать учителю раздавать тетради)
Принцип Примака (бабушкин закон) - одно поведение служит подкреплением для другого. Например, сделаешь уроки - пойдешь на улицу.
•Подкрепление бывает:
+ положительным
- отрицательным
Положительное подкрепление -
добавляется стимул сразу после поведения. Поведение в будущем повторится. Например, открыл кран - пошла вода.
Отрицательное подкрепление – убирается стимул сразу после поведения. Поведение в будущем повторится. Например, сидеть под зонтиком на пляже, чтобы не обгореть, закрыть кран, чтобы не затопить соседей.
Еще подкрепление бывает:
- автоматическое – без участия других людей. Сам результат поведения содержит подкрепляющий компонент: сенсорные ощущения, еда, предметы
-опосредованное – происходит при участии других людей
Эффективность подкрепления и факторы влияющие на его эффективность:
• Обусловленность
• Незамедлительность
• Размер
• Депривация
Обусловленность
Получение подкрепления обусловлено выполнением поведения. Чтобы дозвониться по телефону необходимо набрать номер в строго определенной последовательности. Мы учим именно тому поведению, за которое даем подкрепление. Необходимо исключить возможность для человека получить это необусловлено, просто так. Если вы будете давать подкрепление и за "плохое" поведение и за "хорошее" то вы ничему не научите. В этом случае подкрепление потеряет свою эффективность и не будет работать. Если вы дадите подкрепление за незавершенное поведение, то именно это поведение повторится в следующий раз.
Незамедлительность
Необходимо давать подкрепление немедленно. В течении нескольких секунд. Если вы замешкаете с подачей подкрепления, то за эти несколько минут, может произойти другое поведение, и вы подкрепите его.
Отложенное подкрепление не будет работать. Чтобы работало отложенное подкрепление необходимо, чтобы человек понимал социальные условия и правила. Правила - это вербальная обусловленность. Также используют жетоны и расписания, чтобы сформировать связь поведения и отложенного подкрепления.
Размер
Размер подкрепления важен и должен соответствовать затраченным на выполнение поведения усилиям и времени. Важно учитывать качество подкрепления, длительность использования и количество подкрепления.
Депривация
Отсутствие доступа к подкреплению. Подкрепление будет более эффективным, если временно ограничить доступ к нему. Эффективность подкрепления напрямую зависит от того сколько подкрепления человек получил за последнее время. Чем больше подкрепления человек получил за последнее время, тем менее эффективным будет подкрепление. И наоборот.
Обратный термин - насыщение. До начала поведения человек должен хотеть подкрепление.
• Процедура выбора подкрепления
Поиск и определение потенциальных подкреплений
Успех работы зависит от эффективности подкрепления. Важно подобрать правильное подкрепление, за которое человек будет работать. То, что является подкреплением для нас, не всегда может служить подкреплением для других. Важно помнить о том, что подкрепление со временем может терять свою привлекательность.
Существует несколько способов выявить потенциальное подкрепление:
Ищем предпочитаемый стимул:
1) Наблюдаем за человеком что он чаще всего делает в течении дня;
2) Составляем иерархию подкреплений от наиболее предпочитаемого к наименее предпочитаемому;
3) выясняем за что человек будет работать
Можно спросить человека
Спросить окружение – смотрите форма опроса родителей.
Наблюдение за человеком. То, что человек больше всего делает в течении дня (играет на айпаде, кушает печенье) можно использовать как подкрепление.
Метод пробного подбора подкрепления. Подбираем стимулы с различной предпочтительностью: высокой, средней, низкой
Единичный стимул
показываете человеку один стимул и записываете реакцию. Стимулы предоставляются по одному. Стимулы, относящиеся к стимуляции всех сенсорных систем или чувств: тактильные, звуковые, вкусовые, визуальные, вестибулярные. Друг за другом в случайном порядке. Фиксируем, потянулся, потрогал, как долго держал в руке. Потом предоставляете следующий предмет. Каждый предмет даете несколько раз и в случайном порядке. Этот метод подбора подкрепления требует мало времени.
Как проводить пробы на подкрепление (эмпирическим путем):
Выберите одно задание (например, «строить башню из кубиков», «складывать мячики в контейнер» или «собирать пирамидку»)
Начальный уровень (А) – даете материалы для выполнения задания, если ребенок выполнил, не даете подкрепление, фиксируйте сколько раз ребенок выполнил задание и выполнил ли вообще.
Использование подкрепления (В) - даете материалы для выполнения задания, если ребенок выполнил, даете подкрепление, фиксируйте сколько раз ребенок выполнил задание и выполнил ли вообще.
Если в фазе В (использование подкрепления) количество выполнений увеличилось – значит стимул подкрепление.
Парные стимулы
Даем доступ к двум предметам. Отмечаем, какой из двух предметов подопечный взял. Все стимулы в парах меняются в случайном порядке. Так же стимулы, относящиеся к стимуляции всех сенсорных систем или чувств: тактильные, звуковые, вкусовые, визуальные, вестибулярные. Наглядно видим, какой предмет ребенок взял сколько раз, как долго держал. Составляем иерархию. Занимает больше времени, но считается более надежным.
Как проводить пробы на подкрепление (эмпирическим путем):
Подготовьте 2 одинаковых задания (например, «собрать лото «смешарики» (1), в собрать лото «еда (2)», «строить башню из красных блоков(1) и строить башню из синих блоков (2) «прикреплять прищепки на край черной(1) или белой коробки(2)»
Начальный уровень (А) – ребенок выполняет любое или оба задания вы не даете подкрепление, фиксируйте сколько раз ребенок выполнил то или иное задание
Использование подкрепления (В) – обусловлено на выполнении задания 1 даете стимул 1 (кусочек шоколада), обусловлено на выполнении задания 2 даете стимул 2 (кусочек яблока). Фиксируете какое задание ребенок стал выполнять чаще – значит это и есть потенциальное подкрепление.
Множественные стимулы
Без возврата стимула – Человек выбирает предпочитаемый стимул из ряда 3 или более предметов (стимулов). Ребенок выбирает предмет, и мы убираем этот предмет из ряда. И так до последнего предмета. Составляем иерархию.
Плюсы
Занимает мало времени.
С возвратом стимула –
Человек выбирает предпочитаемый стимул из ряда 3 или более предметов (стимулов). Ребенок выбирает предмет, и мы кладем тот же стимул в ряд.
Как применять:
Рекомендации при выборе подкрепление:
Наблюдайте за ребенком перед процедурой выбора подкрепление или спросите у близких, что ребенок делал до этого.
Всегда помните о стоимости подкрепления. Оно не должно быть очень дорогим.
Когда ограничены по времени используйте процедуру, которая занимает меньше времени.
Всегда ищем новые подкрепления.
Режимы подкрепления:
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДАЧА ПОДКРЕПЛЕНИЯ – подкрепление предоставляется после каждого раза, когда человек выполнил поведение. Пример: открыть кран - идет вода. При обучении новому поведению.
Режим подкрепления с постоянной пропорцией – подкрепление следует после определенного числа (фиксированного количества) поведений. Например, после каждого 8 правильного ответа (ФК8), после каждого третьего правильного ответа (ФК3). Получить подкрепление можно только после выполнения фиксированного количества поведений. Не за последнее правильно выполненное поведение, а за фиксированное количество поведений.
Характеризуется паузой после получения подкрепления и повышением скорости выполнения поведения (чем ближе к концу тем быстрее), чтобы как можно быстрее выполнить все поведения и получить подкрепление. Чем выше количество поведений, требуемых для получения подкрепления, тем чаще человек будет демонстрировать поведение. Пример: маникюр, сдельная работа, жетон после каждого пятого правильно решенного примера.
Режим подкрепления с постоянным интервалом – подкрепление следует после первого поведения совершенного по окончании определенного (фиксированного интервала). Например, занятия по расписанию, ждать почту каждый вторник. Характеризуется паузой после получения подкрепления, частота поведения нарастает к концу интервала. Чем длиннее интервал, тем длиннее будет пауза после него.
Режим подкрепления с переменной пропорцией - требует выполнения различного количества ответов реакция для того чтобы получить подкрепление. Среднее количество ответов, требуемых для получения подкрепления, отображает цифровое обозначение расписания "Режим подкрепления с переменной пропорцией". Например, для получения подкрепления по расписанию.
«Режим подкрепления с переменной пропорцией 3» ребенку надо правильно решить в среднем 3 примера. Подкрепление может последовать после решения 3 примеров, следующее подкрепление после решения 1 примера, и после решения 5 примеров. Таким образом, ребенок правильно решил 9 примеров, количество решенных примеров делим на количество раз, когда было предоставлено подкрепление:9:3 и получаем расписание подачи подкрепления "Режим подкрепления с переменной пропорцией 3".
Поведения демонстрируются с постоянно высокой скоростью, отсутствует пауза после получения подкрепления. Например, игра в азартные игры, даем жетон в среднем за каждый 3 правильный ответ, лотерея.
Режим подкрепления с переменным интервалом - При использовании данного расписания в работе подкрепление дается за первый правильный ответ, данный по истечении интервалов различной продолжительности. Интервалы между подкреплением варьируются в случайном порядке. Принцип построения схемы подачи подкрепления такой же, как и при использовании расписания " Режим подкрепления с переменной пропорцией ", но вместо количества используют продолжительность. Например, режим подкрепления с переменным интервалом 3 означает, что интервалы между подкреплением длятся в среднем 3 минуты. Подкрепление может даваться через 3 мин, 6 мин, 1 мин, 2 мин. Частота поведения не высокая, но стабильная. Чем длиннее интервал, тем ниже частота ответов.
Для того, чтобы рассчитать правильное соотношение интервалов, необходимо опираться на данные наблюдений, то есть выяснить максимальный и/или минимальный интервал в минутах или секундах, который можно использовать в работе с поведением. Можно использовать сетку интервалов начиная с минимального и до максимального в случайном порядке для вычисления среднего значения для расписания " Режим подкрепления с переменным интервалом ". Так же в ходе работы, опираясь на данные наблюдений можно заменять короткие интервалы на длинные и наоборот.
Таким образом, используя режимы с переменной пропорцией или интервалом, мы прореживаем частоту подачи подкрепления, уходя от подачи подкрепления за каждую верную реакцию, по мере освоения навыка к переменной подачи подкрепления. В итоге, мы оставляем социальное подкрепление или лишь иногда выдаем подкрепление, которое использовали при обучении навыка.
При составлении лекции использовались материалы курса терапистов Алены Ахмедовой, ВСВА
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.