Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Музыкально-литературная программа, посвященная 70-летию Великой Победы "Как искусство помогало жить и побеждать!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(7-11 классы)
Подготовили:
учитель музыки Е.В. Рыбакова, педагог дополнительного образования
Е.П. Гундарева
Нягань, 2015г.
Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству деятелей культуры времен Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны. Задачи:
ü способствовать формированию патриотического воспитания;
ü воспитывать музыкальную культуру, представления о прекрасном;
ü развивать устную речь учащихся, навыки публичного выступления;
ü формировать знания о культурно-историческом наследии; расширять кругозор учащихся;
ü развивать познавательную деятельность, активность, память, положительный эмоциональный опыт.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint 2007, фортепиано, журнальный столик, настольная лампа, книга "Летопись Великой Отечественной войны", свечи.
«Как искусство
помогало жить и
побеждать!»
1 ведущий: - Солнце вновь встаёт над нашим городом, над нашей страной и благодатными лучами согревает всё, что мы любим, что нам так дорого, всё, чем мы живём.
2 ведущий: - Мы - поколение XXI века, счастливое поколение. Мы не ощутили на себе, что такое война, о ней мы узнаём из книг и кинофильмов, из произведений искусства, из рассказов ветеранов.
(сл.№2)
(исполняет солистка вокальной студии "Этюд", средняя группа хореографической студии "Ералаш") 1 ученик: Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье До первых выстрелов войны.
2 ученик: Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле, И навсегда погаснет солнце Для миллионов на земле.
3 ученик: Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть. И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть.
1 ведущий: - Начало Великой Отечественной войны не остановило развития культуры нашей страны. Песни, стихи, музыка, картины, кинофильмы рассказывали о подвигах людей. Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но это не так. Пушки гремели, но музы не молчали! Искусство было сильнее, чем обычное оружие - оно поражало не тело, а душу.
2 ведущий: - Сегодня мы вас познакомим с удивительными событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны и доказавшими великую силу искусства.
1 ученик: Была война, прошла война, Над полем боя тишина. Но по стране, по тишине, Идут легенды о войне.
1 ведущий: - В эти суровые годы культура и искусство оказались очень востребованными, они вдохновляли людей на героический труд и ратный подвиг.
2 ведущий: - Много фронтовых легенд о выступлениях концертных бригад на передовой и в тылу. С началом войны театры не прекратили свою деятельность. Из артистов создавались фронтовые бригады, которые выезжали с концертами на боевые корабли, на фронт, в учебные полки, в госпитали и на заводы. Порой, давая по два-три концерта в день, весёлой шуткой, острым словом, патриотической и лирической песней поднимали настроение, вдохновляли на подвиги и труд.
2 ведущий: - В годы войны работали все театры: оперный и театр музыкальной комедии, драматический и театр кукол.
1 ведущий: - Из воспоминаний оперной певицы Надежды Вельтер:
1 ученица: - "На опере "Кармен" многие певцы хора были настолько истощены, что могли петь лишь сидя. Нам солистам приходилось тратить немало труда, чтобы с помощью пудры, грима и костюмов выглядеть жизнерадостными актёрами. Мы очень изменились. Костюмы болтаются, на руки приходится одевать длинные перчатки, на плечи - пелерину. Хочется чем-нибудь "завесить" и постаревшее лицо. Ещё одна сложная проблема вставала перед балетной труппой - туфли-пуанты. Изнашивались они быстро и нашим балеринам приходилось самим их штопать. Обшивали обрывками найденных дома шёлковых ленточек".
2 ведущий: - Легенда из истории театральной жизни блокадного Ленинграда. 18 октября
1942 года Блокадный театр открылся премьерой спектакля "Русские люди". Условия, в которых работал театр, были почти полевые: часто не было света, актёрам и зрителям приходилось пережидать бомбёжки и артобстрелы в бомбоубежище, а затем возвращаться и доигрывать, досматривать театральное действие. Людей не хватало, артистам приходилось всё делать самим: и ставить спектакли, и мастерить декорации, и подбирать костюмы. 1 ведущий: - Ни один спектакль невозможно сыграть без художника, костюмера, гримёра, декоратора. Помимо хорошего вкуса, немало изобретательности требовалось от них. В обычных условиях костюмы легко было подкрахмалить, но крахмала-то тогда в Ленинграде не было совершенно: его съели ещё в 1941 году!
Художник Роман Гуров изобрёл какой-то состав, куда входило немного столярного клея, сам подкрахмаливал костюмы, и они становились не хуже, чем в мирное время.
1 ведущий: - Из воспоминаний оперной певицы Галины Павловны Вишневской.
2 ученица: - "Мне тогда было 16 лет, и я впервые слушала оперу "Пиковая дама" в театре. При первых звуках увертюры зал забелел белыми платками: зрители утирали счастливые слёзы. То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля. Это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое русское искусство, которое заставляет всех нас полумертвецов: оркестрантов, певцов, танцоров, публику объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды".
2 ведущий: - Есть в летописи Великой Отечественной войны негромкая, но важная легенда о мужестве сотрудников библиотек. Их деятельность в годы войны - это огромный пласт дел, событий, имён. За период войны библиотечная сеть России понесла большие потери. Было уничтожено 43 тысячи библиотек и более 100 миллионов книг. Но несмотря на все трудности, библиотекари проводили просветительную работу с населением вне стен библиотеки, выходя непосредственно на линию фронта, на предприятия, в госпитали. 1 ведущий: - Война - ужасное и страшное слово, приносящее людям одни несчастья и только горе!
Вы скажите: "Разве было время для чтения?" Но будем помнить, что именно книга сотворила русского человека и ей придавалось огромное значение в годы войны.
2 ведущий: - Историк Александр Самсонов пишет о тревожных днях октября 1941 года: 1 ученик: - "В читальных залах библиотек работали библиотекари, научившиеся преодолевать страх, дежуря на крышах под бомбёжками. Ведь главной задачей было - сохранить книжные фонды".
1 ведущий: - Особым видом обслуживания в годы войны было шефство над госпиталями, где сотрудники библиотек читали раненым газеты, книги, делили с ними маленькие радости, писали письма, помогали разыскивать пропавших родственников и наводить разные справки, устраивали выставки. Библиотекари выслушивали горести пациентов. Один из красноармейцев, находившийся на излечении, сказал корреспонденту местной газеты: "Библиотекарь не хирург и не терапевт, но всё же лечит. И его лекарство – книги".
1 ведущий: - Библиотекари честно трудились, стараясь, по возможности, помогать фронту, несли людям тепло и свет, что тоже было необходимо в тяжёлую годину Великой Отечественной войны.
2 ведущий: - Когда говорят о детях блокадного Ленинграда, обычно вспоминают Таню Савичеву, лист её дневника, известного сегодня на всех континентах. Но были и другие маленькие девочки, и мальчики, по разным причинам оставшиеся в осаждённом городе. Только чудо спасло от голодной смерти Валентина и Нелли, Гену, Веру и Валю. Это про них следующая легенда.
1 ведущий: - Зимой 1942 г. старший лейтенант Обрант Аркадий Ефимович - до войны руководитель хореографического коллектива Дворца пионеров, нашёл своих бывших кружковцев и привёл в часть тех, кто не был эвакуирован и мог дойти. Ему удалось собрать всего лишь девять крайне истощённых ребят.
После лечения они вошли в состав Ансамбля Политотдела 55-й армии. Но уже через месяц Аркадий Ефимович подготовил с ними несколько танцевальных номеров.
2 ведущий: - Первый концерт на фронте состоялся 30 марта 1942 года для сандружинниц и врачей. Ребята танцевали, превозмогая слабость. А в зрительном зале плакали девушки- сандружинницы, невозможно было удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать. Ансамбль дал более трёх тысяч концертов для бойцов Ленинградского фронта и жителей города.
1 ведущий: - 9 мая 1945 года, во время торжеств, посвящённых Дню Победы, юные танцоры исполняли ликующий "Марш Победы". Они по праву заслужили высокую честь участвовать в этом празднике. Подобной чести были удостоены многие артисты, выступавшие в этот незабываемый день на площадях нашей страны перед многотысячными зрителями.
2 ведущий: - Танец "Свечи" мы посвящаем памяти всех деятелей искусств, которые своим творческим подвигом приближали День Победы.
(исполняет старшая группа хореографической студии "Ералаш")
1 ведущий: - Сегодня, спустя 70 лет со дня Победы над фашистской Германией, слово и музыка, произведения живописи и кино помогают нам постичь меру горя, ужаса и страданий перед фашизмом.
(сл.№22)
2 ведущий: - Искусство давало огромную силу нашему народу для борьбы и веры в Победу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.