КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЛНОЦЕННО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА? ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА?
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
воспитательная работа +2
Все классы
05.05.2017
каждый родитель с интересом наблюдает за тем, как совершенствуется словотворчество ребенка. Мы, взрослые, умиляемся, как талантливо коверкаются разные слова, но при этом удивительно тонко дополняется и расширяется их значение. Иногда и несовершенное звукопроизношение детей вызывает курьезные ситуации.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают внимания на отставание в речевом развитии ребенкаречь развивается у каждого ребенка индивидуально, но по определенным закономерностям. Уровень речевого развития зависит от правильности выбранной стратегии родителями
Rech__rebyonka.docx
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЛНОЦЕННО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ
РЕБЕНКА? ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ
РЕЧИ РЕБЕНКА?
27 октября 2015
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают
внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик,
а у мальчиков все позже…» или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…».
Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для развития
различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом школьного
обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может — нужна
срочная специальная помощь. Как определить, правильно ли идет речевое
развитие?
Слова Петра Семынина: «…Но всех чудес прекрасных на земле чудесней слово
первое ребенка» Корней Иванович Чуковский выбрал эпиграфом к главе
«Прислушиваюсь» своей книги «От 2 до 5». Многократно перечитываю это
удивительное по своей простоте, невероятно глубокое, душевное произведение.
Невольно испытываешь умиление, вызываемое детской непосредственностью,
погружаешься в этот удивительный мир детства. Позволю себе процитировать
маленький отрывок.
Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
— Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
— Я мамина и больше никовойная.
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали
пароход.
— Мама, мама, паровоз купается! — пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием
подслушал я такой диалог:
— Мне сам папа сказал…
— Мне сама мама сказала…
— Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.
Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных
лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник — дворняжка.
Конечно, каждый родитель с интересом наблюдает за тем, как совершенствуется
словотворчество ребенка. Мы, взрослые, умиляемся, как талантливо
коверкаются разные слова, но при этом удивительно тонко дополняется
и расширяется их значение. Иногда и несовершенное звукопроизношение детей
вызывает курьезные ситуации. Довольно популярна байка о том, как малыш,
который не научился еще правильно выговаривать звук [р], на просьбу сказать
слово «рыба» отвечает «селедка».
Дети проявляют изобретательность, находчивость, чтобы показать взрослым свои
новые умения. Однако надо помнить, что К. И. Чуковский назвал свою книгу «От 2 до 5». Именно
в этот период, от 2 до 5 лет, активное словотворчество является показателем
нормального речевого развития.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают
внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик,
а у мальчиков все позже…" или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…»,
а иногда и еще наивнее: «В школу пойдет, всему научится, я тоже позже говорить
начала…». Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для
развития различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом
школьного обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может —
нужна срочная специальная помощь.
Как определить, правильно ли идет речевое развитие? Конечно, необходимо
периодически консультироваться с учителем-логопедом. Однако специалист
наблюдает ребенка незначительное время. Современные родители видят своего
малыша постоянно, взаимодействуют в игре и могут зачастую подметить больше
особенностей. Наблюдения и впечатления родителей помогут специалисту
сделать правильный вывод.
Прежде всего, надо помнить, что речь развивается у каждого ребенка
индивидуально, но по определенным закономерностям. Уровень речевого
развития зависит от правильности выбранной стратегии родителями. Начинается
речевое развитие с первых дней жизни. Именно поэтому окружающие близкие
должны эмоционально разговаривать с ребенком, однако не стоитсюсюкать. Речь
взрослых должна быть внятной и правильной. «У ти Мусенька
Пусенька»,произнесенное с любовью, эмоционально, откладывается в памяти
ребенка и мешает правильно ориентироваться в нормативном произношении.
В устном народном творчестве существует множество потешек, колыбельных,
прибауток для малышей, которые использовали наши предки в процессе общения
с детьми. Использование народного опыта помогает формировать речевое
внимание малыша, создает благоприятный психологический комфорт, элементы
устного народного творчества имеют свой особенный ритм, который помогает
убаюкать малыша, успокоить, создать ощущение тепла и уюта.
С первых дней ребенок улавливает образец родной речи, формируется
его языковое чутье. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок
начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы
и действия. Важно постоянно разговаривать с малышом, указывать
на окружающие предметы, новые, оговаривать привычные действия,
комментировать новые. Во время купания, прогулок и др. ребенок получает
разные тактильные ощущения, активизируется его восприятие, и речь взрослого
больше запоминается.
С 3 месяцев, в период гуления, малыш как бы пробует звуки на вкус. Это период
подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Пока нет
постоянных звукокомплексов, они не зафиксированы за постоянными предметами
или явлениями. Ребенок в период бодрствования, чувствуя себя комфортно,
активно гулит, произносит не только гласные звуки, но и спонтанно — некоторые
согласные, иногда напоминающие слоги. В этот период слова еще не появляются. Тревожным сигналом является молчание малыша. В этом случае медлить
нельзя — необходимо обратиться к невропатологу.
К 9–10 месяцам, при нормальном речевом развитии, появляются отдельные слова,
состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби и др.). Развивается
звукоподражание (га-га, ав-ав и др.).
К 1 году словарь малыша составляет от 10 до 50 слов. В этот период необходимо
развиватьпассивный словарь, который состоит из тех слов, которые ребенок
произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать
вам. Важно активно читать книжки с яркими реалистичными понятными для
ребенка иллюстрациями.
В двухлетнем возрасте появляется простая фраза из 2-3 слов. Значительно
возрастает словарный запас. Пока еще может наблюдаться нарушение слоговой
структуры слов в многосложных словах и это допустимо, так как малыш еще
тренируется в произношении малознакомых слов. Да и знакомые слова пока
могут забавно искажаться. Окружающие взрослые должны постоянно возвращать
ребенка к правильному произношению, тогда в его памяти будет закрепляться
образец, а не его произвольные варианты. К трем годам словарь ребенка
насчитывает уже 800-1000 слов. Фразы усложняются. Речь становится
полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи.
Малыш оречевляет свои выводы, обобщает, начинает анализировать. Может
четко произносить следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в. Он жаждет
общения, очень любознателен. Познавая мир, задает тысячу вопросов.
В период от 3 до 4 лет ребенок четко произносит согласные звуки: т, д, н, к, г, х, й,
с, з, ц.
К 5 годам формируется произношение звуков ш, ж, ч, щ, л, л'. Допустимо
искажение или отсутствие звука р. Словарь увеличивается до 2500-3000 слов.
Фраза удлиняется и усложняется. К началу обучения в школе ребенок правильно
произносит все звуки, свободно формулирует свои мысли, употребляет
развернутые фразы. Период словотворчества заканчивается.
Такое речевое развитие считается нормальным.
На деле же приходится констатировать нередкие случаи нарушения
звукопроизношения в школьном возрасте, когда задержка речевого развития
не позволяет ребенку успешно учиться. Нельзя ориентироваться на мнения
знакомых «Мой тоже молчал до трех лет, а теперь хоть рот заклеивай!» или
«Сейчас все дети начинают поздно говорить». Каждый ребенок — особенный.
Не надо ждать 5 лет. Логопедическая коррекция может проводиться с первых
дней жизни ребенка. Важно вовремя заметить отставание и обратиться
за консультацией к специалистам.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЛНОЦЕННО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА? ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА?
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЛНОЦЕННО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА? ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА?
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЛНОЦЕННО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА? ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.