Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ
ОСОЗНАТЬ СВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ «Я»
И УВИДЕТЬ СВОЮ ОДАРЕННОСТЬ?»
Существенную роль в индивидуализации обучения
может сыграть наставник. Личность учителя
является ведущим фактором любого обучения.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с
богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети –
прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы
мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в
начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного
образования. Еще более это усугубляется в старшей школе, институте, на
работе. Затем бремя семейных обязанностей, непосильная работа
окончательно убивает даже мысли о творчестве.
Многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал,
потому что им никто и никогда не объяснял, как пользоваться естественными
творческими навыками и развивать их. Вот как американский психолог
Джордан Айян рекомендует действовать для развития творчества:
1. Поддерживайте связь с другими людьми.
2. Создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду.
3. Вылезайте из своего футляра, путешествуйте.
4. Развлекайтесь, играйте и шутите.
5. Расширяйте свой кругозор, читайте.
6. Приобщайтесь к искусству.
7. Используйте современные технологии.
8. Воспользуйтесь возможностями могущества разума.
9. Выпустите на волю свое альтернативное сознание.
10. Загляните в глубь своей души.
Можно перевести эти 10 стратегий творческой жизни на
профессиональный, учительский язык. При этом выработать некоторые
правила поведения, способствующие созданию вокруг учителя и учеников
творческого жизненного пространства.О пространстве дидактических событий (ПДС)
и воспитании в нем творческой личности,
способной выжить в условиях современного общества
Проблемы, которые привели к дидактическому пространству:
– при чрезмерной оценке роли преподавания (и преподавателя) возникает
параллельный «эффект недооценки осмысленного учения (и самого
ученика)»;
– установка на учебную деятельность меняет отношение к личности
ученика: получается, что нас интересует только некая модель ученика и ее
успехи в приобретении знаний;
– проблема адекватности развития и деятельности состоит в отсутствии
алгоритмов определения границ «зоны ближайшего развития личности»,
педагог больше ориентируется на некий общий массив параметров развития
ребенка (например на возрастную периодизацию). Но не секрет, что в каждом
классе есть так называемые «тугодумы», которые с трудом справляются с
тестами обязательного уровня за 45 минут, но могут за 5–6 часов решить
задачу уровня областной олимпиады;
– нет механизма защиты детей от диктата преподавателя: «Делай так! И ты
станешь личностью!». Не давая ребенку возможности делать выбор,
принуждая его к чрезмерным волевым усилиям, заранее опасаясь его лени,
эгоизма,
несомненно,
устраняем многие пробелы и потери развития. Но при этом одна потеря
невосполнима – это потеря детской свободы, а без нее не будет
самостоятельности мышления и творчества.
недисциплинированности,
мы (преподаватели),
Для того чтобы решить перечисленные проблемы, предпринимаются
следующие шаги:
1) Разрабатывается технология построения Развивающей Среды
(дидактическое пространство), адекватно реагирующая на все притязания
личности ребенка, позволяющая ему делать свой выбор учебной деятельности
и совершать поступки.
2) Разрабатывается и практически применяется такая технология запуска
алгоритма функционирования дидактического прогресса, при котором
преподавание направлено не на трансляцию информации, а на активизацию и
стимуляцию процессов осмысленного учения. Учитель выступает при этом не
как руководитель, а как фасилитатор учения, создающий благоприятные
условия для самостоятельного и активного учения учащихся.
3) Алгоритм управления дидактическим процессом рекурсивно связан не
только с результатом учебной деятельности, но и с маршрутами
познавательных поступков учеников и способен влиять на основныепараметры этих маршрутов, добиваясь
гармоничному развитию личности.
при этом главной цели –
Оценка учебной деятельности и познавательных поступков ученика,
основанная на рейтинговом принципе, защищает его от диктата и
дидактического насилия со стороны преподавателя.
При этом решаются следующие педагогические задачи:
1) Разработка циклического алгоритма функционирования дидактического
процесса и технология конструирования пространства дидактических
событий.
2) Структурирование содержательной области ПДС.
3) Создание иерархической структуры планируемых познавательных
действий, каждое из которых имеет свою рейтинговую оценку.
4) Постановка учебных целей на языке планируемых результатов,
выраженных в деятельности учащихся.
5) Описание технологии ознакомления учащихся с ПДС и мотивация их
деятельности по выбору целей, средств и принятию решений.
6) Создание технологии совместной учебной деятельности по
предложенным алгоритмам, в основе которых лежит формула общей
структуры любой деятельности: Д = Од + Ид + Кд + Кор.
7) Отработка методики использования специфических свойств компьютера
для организации принципиально новых познавательных средств,
поддерживающих деятельностный подход к учебному процессу во всех его
звеньях: потребности – мотивы – цели – условия – средства – действия – курс
операции.
Педагогические средства, используемые для решения поставленных задач.
Формы проведения уроков:
– уроклекция;
– урокконференция;
– урокконсультация;
– урокзачет;
– урок защиты проектов;
– урок защиты предварительных результатов;
– урок компьютерного моделирования учебных элементов.
Формы организации деятельности детей:
– организация деятельности с помощью пространства дидактических
событий;
– контракты с учеником или группой учащихся;
– математический банк;
– визуализация и динамизация математических объектов, компьютерное
моделирование учебных элементов;
– ведение рейтинговых протоколов.О ведении рейтинговых протоколов.
Являясь наиболее адекватным средством,
поддерживающим
деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях: потребность
– мотивы – цель – условия – средства – действия – операции, – рейтинговая
система помогает организовать деятельность учащихся так, чтобы оптимально
использовать индивидуальные качества личности. Это достигается путем
резкого расширения поля возможных учебных действий ученика: предлагая
ему возможность выбора, осуществления собственной стратегии деятельности
при изучении конкретной темы, включая механизм адаптации ученика,
позволяя наиболее полно проявить себя в деятельности. Основные принципы
рейтинговой системы можно сформулировать так:
– независимость от характера межличностных отношений учителя и
ученика;
– незнание не наказывается, стимулируется только прогресс в знаниях
(исключен элемент страха);
– ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности;
– весовые оценки предлагаемых видов деятельности заранее определены,
то есть между учителем и учеником заключается контракт: учитель, с одной
стороны, обязуется обеспечить ученика разнообразной деятельностью,
направленной на достижения глобальной цели, а ученик, с другой стороны,
обязуется участвовать в этой деятельности так, чтобы можно было
определить его рейтинг по заранее определенному алгоритму;
– окончательная отметка выставляется в классный журнал на основании
рейтинговой суммы S, алгоритм исчисления которой известен ученику еще в
первых числах сентября;
– при достижении этой суммы выставляется отметка «5» (отлично);
– при достижении 75 % этой суммы выставляется отметка «4»
(хорошо);
– при достижении 50 % этой суммы выставляется отметка «3»
(удовлетворительно);
– если рейтинговая сумма меньше половины S, то отметка – «2»
(неудовлетворительно).
Т е х н о л о г и я
Для организации познавательной деятельности используется циклический
процесс. Шаг каждого цикла определяется Государственной Программой и
соответствующим тематическим планом.
– Конструирование Пространства Дидактических Событий (ПДС).
– Ознакомление учащихся с Пространством Дидактических Событий.– Постановка учебных целей на языке планируемых результатов и
познавательных поступков учеников.
– Мотивационная деятельность учителя.
– Процедура принятия решений каждым учеником.
– Планирование персонального познавательного маршрута.
– Выбор целей. Выбор средств. Консультации.
– Совместная деятельность учеников на их познавательных маршрутах в
Пространстве Дидактических Событий (Од + Ид + Кд + Кор).
– Контрольные испытания с возможностью выбора: компьютерные тесты,
контрольная работа, зачет с экзаменаторами, собеседование с учителем,
большой проект с визуализацией и динамизацией на компьютере и др.
– Совместный анализ результатов. Мотивационный тренинг.
– Разработка стратегии Реконструкции ПДС.
Ц е н т р а л ь н а я и д е я
Центральной идеей рассматриваемой технологии является идея
конструирования учителем и его учениками развивающей среды (ПДС), в
которой каждый ученик имеет свободу выбора учебных целей и средств для
их достижения, то есть намечает свой персональный маршрут в ПДС. При
движении по этому маршруту происходящие процессы адаптации личности
каждого ученика в ПДС анализируются учителем.
Анализу подвергаются в первую очередь два параметра:
1) качество выбора (познавательный поступок и его мотивация);
2) рейтинг ученика в конце каждого учебного цикла.
В соответствии с полученными результатами учитель производит
реконструкцию дидактического пространства так, чтобы в нем могли
появиться такие маршруты познавательной деятельности, которые были бы
адекватны зоне ближайшего развития личности. При этом для учеников, с
трудом выживающих в ПДС, срочно проводятся спасательные работы
средствами взаимодействия учащихся в ПДС.
В о з м о ж н о с т ь у п р а в л е н и я
Таким образом, Пространство Дидактических Событий, циклически
изменяется под воздействием Познавательных Поступков учеников
(благодаря действиям учителя после анализа этих поступков). Но при этом
возникает возможность управления познавательными поступками учащихся с
помощью структурирования учебных элементов, изменения их иерархической
структуры, как в самом Пространстве Дидактических Событий, так и в
системе ценностных ориентаций личности. У учителя появляетсявозможность больше поощрять такие Познавательные Поступки, которые
требуют от учащихся самостоятельности и творческих усилий. В этом случае
происходит переосмысление процесса познания, у учеников появляются
мотивы выбора сложных познавательных маршрутов, мотивы желания
работать в группе над творческими познавательными проектами, получить
удовольствие от учения.
К о н с т р у и р о в а н и е ПДС
Мотивация, познавательные действия, управляющие действия.
На начальном этапе (до 1го запуска алгоритма функционирования) его
базис содержит три независимых компонента: мотивация, познавательные
действия, управляющие действия. Pd – предполагаемые познавательные
действия, представляет собой список ранжирования в соответствии с уровнем
усвоения, качеством усвоения (его осознанностью) и степенью абстракции тех
учебных действий, которые потенциально может совершить любой ученик
класса. Для ранжирования применяется рейтинговая система оценки
деятельности учащихся и ее результатов. Ранжирование осуществляет
учитель, иногда к этому привлекаются учащихся. У – управляющие действия
учителя; заключаются в таком изменении ранга каждого учебного действия,
которое внешне стимулирует познавательные поступки учеников,
отличающиеся самостоятельностью и внутренней мотивацией. Изменение
ранга производится только при завершении очередного цикла. М – для
каждой пары (Пд; У), принадлежащей ПДС, учитель планирует (предполагает)
ее материализацию в реальном дидактическом процессе как свершившийся
дидактический поступок при определенном соотношении внешних и
внутренних стимулов каждого ученика. Автору пока не удалось создать
технологию достаточно точного выявления этого соотношения. Пока
планируется и диагностируется бинарная характеристика мотивационной
составляющей ПДС: 1– преобладают внутренние стимулы, 0 – преобладают
внешние стимулы. Но даже такая грубая модель позволяет корректировать
управляющие воздействия учителя и соответствующую реконструкцию ПДС.
Вот таблица, которая облегчает конструирование ПДС
Тема учебного цикла
Ориентировочная деятельность (N = 10, К = 2)
Слушание вводной лекции учителя:
– пассивное слушание;
– активное слушание.
Работа с учебником: чтение + конспект
1 балл
до 20 баллов
6 баллов
Исполнительская деятельность + самоконтроль + коррекция
(N = 90, К = 6)Окончание табл.
– отработка приемов, устные речевые упражнения в группе;
– защита устных упражнений, выполненных в группе;
– отработка приемов, письменные самостоятельные упражнения
в группе;
– защита письменных упражнений, выполненных в группе;
– индивидуальные домашние письменные упражнения;
– защита письменных упражнений, выполненных индивидуально;
– участие в предварительном компьютерном тестировании;
– взаимопроверка;
– взаимоконсультации;
– контракты и работы
до 20 баллов
до 30 баллов
до 20 баллов
до 30 баллов
до 10 баллов
до 20 баллов
до 10 баллов
до 20 баллов
до 20 баллов
до 50 баллов
Итоговые контрольные испытания (N = 200, К = 3)
до 50 баллов
до 50 баллов
до 100 баллов
– участие в компьютерном тестировании;
– участие в контрольной работе по открытым текстам;
– участие в контрольной работе по закрытым текстам;
– собеседование с учителем, звание экзаменатора, работа
экзаменатора;
– сдать зачет экзаменатору;
– участие в разработке Большого Проекта с элементами
компьютерного моделирования (по контракту)
Итоговая рейтинговая норма этого цикла: N = 10 + 90 + 200 + 300 (баллов)
П р и м е ч а н и е:
1) К – количество познавательных действий, которое идет в зачет
до 200 баллов
до 100 баллов
до 3000 баллов
рейтинговой суммы;
2) в некоторых ПД планируются или спонтанно происходят так
называемые «творческие конкурсы и контракты». Баллы за участие в них
начисляются в математический банк на личный счет каждого ученика.
З а в е р ш е н и е к о н с т р у к ц и и
При циклическом конструировании ПДС учитель сначала разбивает
содержательную область изучаемого предмета на отдельные логические
законченные блоки. Лучше всего увязать это с главами действующего
учебника. Затем каждое познавательное действие (из приведенной таблицы)
материализуется в конкретные учебные элементы. Учитель готовит
примерные алгоритмы действий и разрабатывает правила их рейтинговой
оценки. После этого можно считать, что первичное конструирование ПДС
завершено.
П р и м е р конкретного ПДС.
Ознакомление учащихся с ПДС.
Постановка учебных целей на языке планируемых результатов и
познавательных поступков учеников. Мотивационная деятельность учителя.На этом этапе проводится уроклекция, в ходе которого учитель делает
обзор сконструированного им ПДС. Лучше всего показать учащимся таблицу,
рассказать о каждом ее элементе, обсудить условия рейтинговой оценки и
сроки исполнения некоторых работ. Ориентировочные алгоритмы учебных
действий записываются в тетрадь. До учащихся доводится календарный план
уроков с привязкой к нему планируемых учебных действий.
П р о ц е д у р а п р и н я т и я р е ш е н и й к а ж д ы м у ч е н и к о м
Планирование персонального познавательного маршрута.
Выбор целей. Выбор средств. Консультации.
На столе учителя лежит лист бумаги, расчерченный как таблица, а ученики
в течение 2–3 дней записываются (как при самозаписи к врачу) на
определенные учебные действия. При этом на протяжении цикла ученик
может «передумать» и записаться на другой маршрут. Он может выбрать все
маршруты (что практически неосуществимо), если заранее не установлены
некоторые ограничения на предыдущем этапе. Очень важно дать ученику
понять, что он свободен в выборе. Учителю необходимо всячески
подчеркивать и уважать эту свободу, а необходимые рекомендации и
консультации проводить мягко и ненавязчиво. При обсуждении с учащимся
рейтинговой оценки учитель обращает внимание на три степени свободы
выбора:
– мягкий выбор, когда имеется возможность «передумать» и изменить свой
выбор;
– жесткий выбор, когда «передумать» нельзя, но зато рейтинговая оценка
при этом несколько выше;
– взвешенный выбор с весовыми коэффициентами его жесткости.
Совместная деятельность учеников и учителей на их познавательных
маршрутах в ПДС.
На этом этапе очень важно проводить в жизнь осознаваемую учениками
формулу: Пд = Од + Ид + Кд + Кор.
Необходимо свято исполнять рейтинговый протокол. Для этого в
процедуре рейтинговой оценки предусмотрены так называемые «компенсации
за моральный ущерб» в случае нарушения учителем рейтингового протокола.
Рассмотрим некоторые виды учебных действий учащихся.
1) Урок устных упражнений в группах. Формируются случайные или по
определенному принципу группы по 2, 3, 4 человека. Имеются ролевые
алгоритмы деятельности каждого участника этой группы (рассказчик,
оппонент, оценщик, арбитр). Все действия оцениваются в баллах. Учителю
сдается протокол работы каждой группы.2. Урок защиты протокола устных упражнений. Состав групп меняется.
Учителю сдается протокол оценки устных упражнений. В соответствии с
прогрессом ученика учитель, сравнивая результаты «старого» и «нового»
протоколов, выставляет каждому учащихся рейтинговый балл. Иногда к этой
деятельности привлекается компьютер. В этом случае учитель сравнивает три
протокола: старый, новый и компьютерный.
3.
Урок защиты индивидуального домашнего задания. Ученик к
определенному сроку решает до 60 задач, решения в письменном виде сдает
учителю. Через 2–3 дня на уроке защиты он получает несколько задач из
правильно решенных (примерно по 1й на каждые 10 задач). Рейтинговая
оценка зависит от количества правильно решенных задач и баллов,
предварительно выставленных за домашнее задание. Например, из 200
предложенных задач ученик письменно оформил и сдал 50 задач, которые
предварительно были оценены учителем в 56 баллов (по 1–2 балла за каждую
задачу из 45 правильно решенных задач). На уроке защиты ученик получил 4
задачи и правильно сделал только 3 из них. Окончательный расчет: 56 (3 : 4)
= 42 (балла).
Задача учителя заключается не только в проверке и оценке выполненного
задания, но и в предварительном подборе задач, обеспечении процедуры
выбора за счет установки «потолка» баллов за этот вид деятельности.
Если ученик в процессе защиты подтверждает 100 % задач и у него
остается время, то он имеет право на «премиальную» задачу определенной
трудности. Баллы за премиальную задачу выставляются ученику в
Математический Банк.
4.
Деятельность Математического Банка. Участвуя в творческих
работах, конкурсах, олимпиадах, Больших Проектах, ученик получает
«творческие баллы», которые начисляются в Математический Банк. Эти
баллы он может:
– перевести, написав заявление, в любой учебный раздел изучаемого
предмета (обычно туда, где у него недобор баллов);
– использовать баллы для «инвестиций» в Большой Проект. Несколько
учащихся за определенную сумму баллов «покупают» право на разработку
Большой Задачи. Составляется контракт на решение всех проблем Проекта.
Если все условия контракта соблюдены, то сумма баллов, которая
«выплачивается» группе, на 20–100 % превышает затраченную. Эту сумму
баллов учащиеся делят между собой по определенному алгоритму, вычислив
предварительно коэффициент трудового участия каждого участника проекта.
При этом предварительные микроконтракты заключаются внутри группы.
Если «делёж» баллов приводит к конфликту, то для его цивилизованного
разрешения создается Арбитражная Комиссия, которая расследует всеобстоятельства дела и докладывает об этом Высшему Математическому
Суду, выносящему окончательный приговор.
Именно Банк Интеллектуальных Достижений является основой
стимулирования познавательной активности учеников. Творческие баллы,
накопленные в таком банке, создают ученику комфортный учебный климат.
Он не трясется перед контрольной, уверенно смотрит в будущее.
5.
Спасательные работы, контракты. В случае «аварий» на
познавательном маршруте (изза болезни, лени и пр.) учитель привлекает
учеников класса для индивидуальной работы с отстающим. Составляется
контракт, когда при успешном тестировании этих отстающих участников
после спасработ «выплачиваются» баллы. Интересно наблюдать за динамикой
смещения мотивации такой спасательной деятельности в сторону внутренних
мотивов, когда помощь отстающему осуществляется не за баллы, а благодаря
возникшим внутренним убеждениям. Но эти внутренние мотивы вряд ли
могли возникнуть без соответствующего тренинга за счет внешней
«вынуждающей» силы. В конце каждого учебного полугодия проводится
опрос учащихся класса, где они должны назвать своего «Математического
Друга», одним из параметров которого подразумевается, но явно не
называется, бескорыстная помощь в учебе.
Контрольные испытания с возможностью выбора: компьютерные
тесты, контрольная работа, зачет с экзаменаторами, собеседование с
учителем, большой проект с визуализацией и динамизацией на
компьютере и др.
Как правило, вес контрольных испытаний в рейтинговой оценке данного
учебного цикла примерно в 2 раза больше веса исполнительской деятельности.
Очень важно, чтобы ученик, не участвующий в исполнительской
деятельности, мог заработать хотя бы половину итоговой рейтинговой нормы
цикла.
1) Компьютерный тест. Тест составляется учителем, но иногда
компьютерную программу разрабатывает группа учащихся под руководством
учителя. Как правило, тест контрольных испытаний является продвинутой
версией компьютерного теста самоконтроля, применявшегося ранее на этапе
исполнительской деятельности. Такая преемственность обеспечивает его
валидность и надежность.
2) Контрольная работа. Количество вариантов контрольной работы не
меньше количества ее участников. Это обеспечивает спокойную обстановку
на контрольной. Ученик знает, что его задачи уникальны и нет смысла искать
обходные пути (списывание и пр.). Контрольная работа проводится в 2 этапа.
Сначала даются задания обязательного уровня («Образовательный стандарт»),
а затем ученику (при условии 100 % выполнения этих заданий)предоставляется право выбора одной задачи определенного уровня усвоения:
алгоритмический, эвристический, творческий. Обычно это три стопки
карточекзаданий. На каждой карточке проставлена ее рейтинговая оценка.
Каждую следующую карточку можно получить, если решена предыдущая. По
«алгоритмическим» карточкам устанавливается потолок баллов. По
остальным – ограничений нет. Формы выдачи ответа в заданиях нетворческого
характера напоминают ответы к заданиям А и В из ЕГЭ. Тут учителю можно
ничего не проверять, поручив проверку и оценку компьютеру. Зато
освобождается время для творческих контактов с учениками при решении
сложных задач.
2. Урокзачет с экзаменаторами. Если в классе появились учащиеся,
получившие звание Экзаменатора, то это дает возможность сначала провести
урокконсультацию, а затем урокзачет, на котором зачет по заранее
составленным билетам и утвержденной процедуре принимают Экзаменаторы –
лица, прошедшие собеседование с учителем по изучаемой теме учебного
цикла. Такой урок обрастает некоторыми традициями, имеет ритуальную
окраску торжественности. Правда, не во всех классных коллективах такая
форма приемлема. Для проведения таких уроков должны достаточно
созреть и укрепиться некоторые нравственные характеристики
межличностных взаимодействий. Уже сам факт возможности проведения
такого урока в конкретном классе является мощным подтверждением
правильности деятельности учителя как фасилитатора учения.
3) Большой Проект с визуализацией и динамизацией математических
объектов. Для реализации такой деятельности ученик должен владеть
компьютерными технологиями. Для этого нужно наладить взаимодействие с
его учителем информатики и навести все необходимые «мостики»
межпредметных связей. И если во время урокалекции или урока решения
задач учитель слышит возглас «Это можно сделать на компьютере!», то
необходимо немедленно реагировать и заключать контракт с учеником или
группой учащихся. В контракте оговариваются сроки исполнения, условия
работы компьютерной программы или формы представления получаемых
результатов.
Визуализация – представление графического, звукового или другого
образа изучаемого явления с помощью средств персонального ЭВМ.
Динамизация – моделирование с помощью компьютера изучаемого
явления с позиций динамических изменений его основных параметров.
4. Урокконференция. Проводится 2–3 раза в год. Учащиеся готовятся к
докладам по интересным для них темам. В рейтинговой оценке докладов
принимают участие одноклассники, учителя, гости, конференции. Мнение
каждой категории имеет свой вес в итоговой оценке:
– учитель – 40–50 %;– одноклассники – 30–35%;
– гости – 15–30%.
У учащихся появляется желание участвовать в конференциях более
высокого уровня.
Совместный анализ результатов.
Мотивационный тренинг.
Разработка стратегии Реконструкции
ПДС
Уроканализ познавательной деятельности проводится в форме разбора
пройденных маршрутов. После краткого вступительного слова учителя слово
предоставляется ученикам. Если они застенчивы и не решаются
высказываться, то можно дать им ориентировочную схему выступлений: что
понравилось, что не понравилось, какие трудности, какие радости, какие
приятные эмоции, какие выводы для себя я сделал, и т. п. В крайнем случае,
можно на первых порах ограничиться фронтальной беседой с классом.
К о к о н ч а н и ю у ч е б н о г о ц и к л а
После высказываний учеников звучит торжественная речь учителя,
посвященная окончанию учебного цикла. Подводятся итоги, называются
чемпионы по отдельным видам, вскрываются причины отдельных общих
неудач и провалов. О частных, личностных провалах публично говорить не
надо. Об этом лучше говорить индивидуально и шепотом.
Чемпионам рейтинга, набравшим более 200 % нормы по итогам года,
присваивается почетное звание «Профессор математики». Если при этом они
являлись победителями олимпиад (не ниже районных), то присваивается
звание «Гений математики». Особенно приятно получать свидетельство о
присвоении таких званий на «Последнем школьном звонке».
А у учителя после окончания очередного учебного цикла начинается
важный этап разработки стратегии реконструкции пространства
дидактических событий.
О р а с с т а н о в к е а к ц е н т о в
При разработке стратегии реконструкции ПДС учитель прежде всего
анализирует рейтинговые результаты и характер мотивации дидактических
поступков учеников. При этом он может или резко «сжать» ПДС, уменьшив
количество познавательных действий, или, наоборот, резко расширить ПДС,
предоставив ученикам больше степеней свободы. При этом появляется
возможность изменения рейтинговой значимости отдельных познавательных
действий с целью расставить акценты на некоторых важных моментах этапа
исполнительской или ориентировочной деятельности.Основные приемы реконструкции ПДС.
1) Изменение длины учебного цикла.
Иногда требуется уменьшить длину учебного цикла для смещения акцента
на этапы ориентировочной и исполнительной деятельности. Длина цикла
зависит от возраста учащегося (чем младше школьники, тем короче цикл) и от
того, сколько времени проработал учитель с данным классом по предлагаемой
технологии (чем больше это время, тем длиннее циклы).
2) Изменение рейтинговой оценки предполагаемых учебных действий.
Это самый гибкий прием рассматриваемой технологии, который позволяет
управлять не только траекторией познавательного маршрута каждого
ученика, но и темпом усвоения учебных элементов. Для этого по каждому
учебному действию составляется подробный протокол учета. В этом
протоколе заранее описывается процедура рейтинговой оценки
познавательного поступка ученика. Процедура должна быть достаточно
автономной, то есть процесс выставления оценки не должен зависеть от
«произвола» учителя. Для этого должны быть учтены все возможные случаи
предполагаемых исходов действий учащихся. Технология изменения
рейтинговой оценки заключается в работе с протоколом учета и подготовке
их к обсуждению в классе.
3) Изменение количества учебных действий на каждом этапе
познавательной деятельности.
При слишком большой степени свободы познавательной деятельности
иногда срабатывает «эффект безрассудства», когда учащиеся, например при
высокой концентрации и степени абстракции изучаемого материала, пытаются
наскоком решить все проблемы, выходя сразу на этап итогового контроля. В
этом случае имеет смысл заранее резко уменьшить количество
контролирующих элементов, оставив, например, только одну контрольную
работу со сценарием жесткого участия в ней. Но на такой крайний шаг
учитель может пойти, если на предыдущем цикле ему не удалось решить эту
проблему с помощью 2го приема реконструкции.
О технологии применения рейтинговой системы оценки деятельности
учащихся при изучении информатики.
Если проанализировать обязательный минимум содержания образования по
информатике (среднее (полное) общее образование), то возникает смешанное
чувство невозможности реализации этого документа при работе по массовому
варианту преподавания информатики (один час в неделю при двух годичном
обучении).
Кроме всего, обязательный минимум предполагает «троечный» уровень
усвоения. А как тогда быть отличнику? Ведь большинство школьников
мечтают о пятерке по информатике! На помощь приходит рейтинговая
система организации деятельности учащихся.В течение учебного полугодия изучаются три компонента из базового
минимума. Н а п р и м е р:
Изучаемые компоненты обязательного уровня
1
10 класс
(I
полугодие)
10 класс
(II
полугодие)
2
Информация и
информационные
процессы,
представление
информации,
компьютер
100 баллов
20+30+40+20+50
(к=3)
Технология
обработки
графической
информации
100 баллов
30+30+40+60 (к=2)
Системы счисления и
основы логики
100 баллов
30+30+40+60 (к=2)
11 класс
(I
полугодие)
11 класс
(II
полугодие)
Мультимедийные
технологии.
Компьютерные
коммуникации
100 баллов
20+30+40+50
(к=3)
3
Алгоритмизация и
программирование
100 балов
20+40+40+50 (к=3)
4
Технология
обработки текстовой
информации
100 балов
30+30+40+60 (к=2)
5
2505
2004
1503
Моделирование и
формализация
100 баллов
30+30+40+60 (к=2)
Алгоритмизация и
программирование
100 баллов
30+30+40+60 (к=2)
Технология хранения,
поиска и сортировки
информации
100 баллов
20+30+40+50
(к=3)
Алгоритмизация и
программирование
100 баллов
20+30+40+20+50
(к=3)
Технология
обработки числовой
информации
100 баллов
20+30+40+20+50
(к=3)
Алгоритмизация и
программмирование
100 баллов
30+50+60
(к=2)
2505
2004
1503
2505
2004
1503
2505
2004
1503
П р и м е ч а н и е. При условии достижения обязательного уровня
возможно получение оценки «4» или «5» при наборе суммы, указанной в
последнем столбце таблицы.
Поясним, откуда берутся компоненты рейтинговой суммы. Рассмотрим на
примере 11 класса (II полугодие – последняя строка во втором столбце
приведенной выше таблицы). Условие к = 3 означает, что из пяти контрольных
испытаний по темам «Компьютерные коммуникации. Мультимедийные
технологии», проводимых в разнообразных дидактических формах, в зачет
идут только три лучших достижения.
О том, как разнообразить дидактические формы предлагаемых испытаний,
можно проследить на варианте планирования деятельности учеников по теме
«Алгоритмизация и программирование» (последняя строка в четвертом
столбце таблицы).Условия накопления рейтинговой суммы по теме «Процедуры и функции»:
1) нарисовать дома блоксхемы для каждой из четырех задач, а на уроке
реализовать соответствующую программу на компьютере для одной из них,
определяемой методом случайной выборки (тексты задач сообщаются
заранее, в самом начале ориентировочных действий по изучению темы
«Процедуры и функции») – 20 баллов (8 баллов за блоксхемы и по 12
балльной шкале оценивается работающая программа, причем допускается
работа в группе из 2–3 человек);
2) получить у учителя задачу за неделю до зачетного урока, нарисовать
дома блоксхему для нее, а на уроке реализовать соответствующую
программу на компьютере – 30 баллов (из них 10 баллов – за блоксхему, а
20 – за программу; возможна работа в группе из 2–3 человек);
3) получить у учителя индивидуальную задачу за сутки до зачетного урока,
нарисовать дома блоксхему для нее, а на уроке реализовать
соответствующую программу на компьютере – 45 балов (из них 10 балов – за
блоксхему, а 30 – за программу);
4) получить у учителя задачу непосредственно на зачетном уроке, и
реализовать соответствующую программу на компьютере – 55 баллов.
Эти условия оговариваются заранее. Каждый ученик, в соответствии со
своими личностными установками, выбирает маршрут своей деятельности и
материализует его в предложенной дидактической среде. Понятно, что не
обязательно участвовать во всех четырех испытаниях. Большинство учащихся
подстраховываются и выбирают (к + 1) вид деятельности (в данном случае
участвуют в трех компонентах). Но в каждом классе есть ученики, которые не
вписываются «в схему». Для таких творческих личностей существует
Интеллектуальный банк.
Интеллектуальный банк – средство страховки от нежелательных
общеобразовательных катаклизмов. При решении задач творческого характера
ученик получает «баллы в банк», которые может:
– перечислить в любой раздел изучаемых базовых компонентов;
– инвестировать в большой проект и увеличить свой интеллектуальный
капитал;
– конвертировать в машинное время или в Интернетминуты для научной
работы или компьютерных развлечений;
– оплачивать «платные» консультации учителя во время любых
контрольных испытаний.
Интеллектуальный банк является структурным подразделением PIFСо
Банка, который аккумулирует еще и интеллектуальные средства от
математики и других предметов. Вот несколько тем для больших проектов:
1. С помощью электронной таблицы (Excel) разработать систему для
подведения итогов спортивного многоборья. В таблицу заносятся толькорезультаты соревнований. Все результаты (чемпионы и призеры по отдельным
видам, абсолютные чемпионы, чемпионы по параллелям, ранжированный
список и т. д.) выводят автоматически на отдельном листе электронной книги.
2. Создать базу данных «Победители предметных олимпиад», вписав туда
фамилии учащихся нашей гимназии – призеров всех предметных олимпиад с
1982 года по настоящее время. Дополнительные условия обговорить с
завучем, секретарем учебной части и лаборантом кабинета информатики.
3. Изготовить программу, моделирующую возможность заражения ученика
школы вирусом гриппа воздушнокапельным путем при его целенаправленных
передвижениях по школе во время перемены для смены учебного кабинета в
соответствии с расписанием. За основу взять недельный цикл и реальное
школьное расписание для 7–11 классов нашей гимназии. Предусмотреть
выходы в столовую, туалет и другие места. Вероятность характеристики
заражения (согласовать их примерные величины на кафедре биологии) и
вероятность спонтанных действий индивидов вводятся в программу из
исходного текстового файла.
4. Изготовить программу, моделирующую электрическое поле N точечных
зарядов, расположенных в одной плоскости (N < 9). Вывод на экран и на
принтер силовых линий поля.
5. Создать программу, моделирующую стратегию преследования на
плоскости (с линией жизни). Два объекта преследуют третий объект,
управляемый с клавиатуры.
6. Смоделировать жизнь популяции кроликов при следующих условиях.
Если непосредственно вокруг кролика нет травы, то он погибает. Существуют
хищники (лисы), поедающие на каждом цикле жизни одного случайного
кролика в радиусе пяти пикселей, которые тоже погибают без еды. На месте
погибшего появляется удобрение и на следующем цикле жизни вырастает
трава. Кролик, проживший 4 цикла, размножается в случайное место лужайки,
если на этом месте нет никакого животного. Лиса, прожившая 10 циклов,
размножается в случайное место лужайки, если на этом месте нет никакого
животного. Все моделируется на прямоугольной лужайке (640 480).
Кролики – белые, лисы – красные, трупы – черные, трава – зеленая. Исходная
конфигурация лужайки читается из файла.
Отметим, что такие проекты обычно согласуются с учителями 2–4 учебных
предметов. При этом можно подписать контракт (или оговорить его устно) о
курсе обмена полученных за проект баллов на текущую пятерку по
конкретному предмету. Например, в проекте № 6 есть смысл вести
переговоры с учителем биологии и учителем геометрии.
Таким образом, созданная учителем и его учениками развивающая среда
(ПДС) позволяет ученику, благодаря возможности выбора и адаптации,двигаться к цели обучения по персональному маршруту. У ученика
появляется возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить
гениальность, ранее зажатую условностями нашей жизни. У учителя
появляется возможность управлять не только траекторией этого маршрута, но
и некоторыми параметрами деятельности ученика на нем. Системно решаются
задачи обучения и развития личности ученика.