Пожалуй, ни в каком другом случае непонимание переживаний ребенка не выступает так зримо, как при детских страхах. Отец, уверенный и решительный человек, привел на прием рослого, широкоплечего десятилетнего сына. Даже при родителях мальчик предпочитает не быть один в комнате, а уж о том, чтобы остаться одному в квартире, нет и речи. Спит он только при свете ночника и с полуоткрытой дверью спальни. Если просыпается ночью, бежит к родителям. Мать укладывает сына к себе в постель, и он тут же засыпает. Мальчик эмоционален, впечатлителен, добр, ласков. Воспитан мамой, эмоциональной, тревожной, застенчивой. Отец энергичен, напорист, опекает семью, но часто в длительных командировках. Впечатлительность и беззащитность жены понимает и принимает. Слабость же, "нюни" в сыне решительно осуждает.
Как родителям помочь ребенку справиться со страхами?
Пожалуй, ни в каком другом случае непонимание переживаний ребенка не выступает так
зримо, как при детских страхах. Отец, уверенный и решительный человек, привел на прием
рослого, широкоплечего десятилетнего сына. Даже при родителях мальчик предпочитает не
быть один в комнате, а уж о том, чтобы остаться одному в квартире, нет и речи. Спит он только
при свете ночника и с полуоткрытой дверью спальни. Если просыпается ночью, бежит к
родителям. Мать укладывает сына к себе в постель, и он тут же засыпает. Мальчик
эмоционален, впечатлителен, добр, ласков. Воспитан мамой, эмоциональной, тревожной,
застенчивой. Отец энергичен, напорист, опекает семью, но часто в длительных командировках.
Впечатлительность и беззащитность жены понимает и принимает. Слабость же, "нюни" в сыне
решительно
осуждает.
В беседе с отцом выясняется, что, когда сыну было шесть лет, он взял его с собой на охоту. Ночью оставил спящего
сына в охотничьей избушке одного и ушел с товарищами в лес. Когда вернулись, ребенок сидел под столом, накрывшись
с головой одеялом. Посмеялись, утешили: "Еще раз вот так останешься и будешь мужчиной". С той поры и появились у
мальчика страхи. Отец так и не понял, какой ужас испытал впечатлительный ребенок, воспитанный тревожной
матерью на сказках, в которых деревья, избушки говорят, смотрят, слышат. Он проснулся в темноте. Никого нет. Он к
окну, а за окном ночной зимний лес с волками и медведями. Деревья и кусты шевелятся, приближаются к окну. В углу
избушки ктото стонет и ворчит. Длинными и страшными были для ребенка те несколько часов, которые он просидел
под
столом.
¦Думается, что взрослые не осознают до конца, как мучителен страх детей. В сумерках, во мраке фантазия ребенка
превращает занавеси в двигающиеся призраки, наделяет предметы сверхъестественными возможностями,
одухотворяет их. Старый шкаф кряхтит и жалуется, а то и грозит за царапины и рубцы на своих боках или молча
наблюдает за одиноким малышом. Страх темноты древний, извечный. Для ребенка темнота живая, со ртом и глазами.
О, эти рот и глаза! На рисунках детей от пяти до девяти лет у чудовищ и хищных животных всегда выделены рот и
глаза.
проглотить.
следят,
грозит
Глаза
рот
а
Жорж Санд, полагавшая, что страх величайшее нравственное страдание детей, приводит слова П. Лоти о том
впечатлении, какое произвело на него в детстве впервые увиденное в сумерках море: "Оно было темнозеленое, почти
черное; оно казалось неугомонным, вероломным, готовым поглотить; оно кипело и поднималось в одно и то же время со
всех сторон и глядело зло и коварно". Ребенок не критичен к страху. Разум его пока плохой советчик. Возникший страх
стремительно нарастает, и ребенок цепенеет, пассивно страдая, или впадает в двигательную бурю и бьется о запертую
дверь.
Мальчика, о котором только что шла речь, отец поверг в невроз за одну ночь, хотя готовность к такому исходу
тревожностью.
пестовалась
материнской
рождения
с
Другой отец решил "перевоспитать" боязливого сына. Воспользовавшись отъездом жены в командировку, он вечерами
оставлял шестилетнего ребенка одного, запирая его на ключ. Мальчик включал телевизор и ждал отца. Если звонили в
дверь, он прятался под кровать. Однажды перегорели пробки. Отец, как назло, задержался, и ребенок в полной
темноте ждал его под кроватью, боясь даже плакать, чтобы не выдать себя. Когда отец вернулся, исправил и включил
свет, извлек изпод кровати сына, мальчик молча уснул у него на руках, но во сне метался, порывался бежать,
просыпаясь, не узнавал отца. Утром он не смог заговорить и молчал три дня столь сильно было выражено заикание.
Пришлось бороться с нарушениями речи, с паническим страхом темноты, одиночества. Ребенок ни на шаг не отпускал от
себя мать. Пришлось лечить и отца, у которого возник страх за сына. Отныне он боялся вмешиваться в любые его дела,
надолго
воспитания.
какихлибо
отказался
попыток
от
Отец одного из моих пациентов играл с трехлетним сыном в прятки в лесопарке. Укрывшись за деревом, он
не заметил, как неожиданно выскочившая изза кустов собака сбила малыша с ног. Беспечность отца привела к
болезни: ребенок начал кричать и плакать во сне, стал бояться собак, перестал оставаться один в комнате, хотя
родители были дома. Ко мне на лечение он попал уже пятилетним. К таким последствиям приводит
непредусмотрительность родителей. А ведь еще Авиценна говорил, что нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в
сильный
печаль.
глубокую
большой
страх
гнев,
или
в
В проблеме детских страхов важны три момента. Вопервых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем иникем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чемлибо значит пугать смертью! В урочный час вы указываете ребенку
на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом
жестокое воспитание. Последствия его тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и
подавление
начала.
творческого
А. Валлон в книге "От действия к мысли" приводит такой случай. На руку ребенка в возрасте чуть больше года села
муха. Дедушка, конечно же, любивший внука, проявил непростительную неосторожность, заявив: "Берегись, она тебя
сейчас съест". Он пошутил. Но когда спустя некоторое время к руке малыша пристала крошка хлеба, у него возник
такой страх, что в течение некоторого времени ему приходилось надевать на руки перчатки для защиты от мух. Еще
несколько таких "шуток" и у ребенка невроз, кошмарные сны, тревожномнительное развитие личности. За всем этим
смерти.
страх
Вовторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также
жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх,
но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то что у него есть
родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет
чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет
к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Испытывающий страх и не
понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
Женщины лучше переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому что над их
страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить
природу
страхов.
Втретьих, ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление
неожиданного,
со взрослым.
Ребенок исследует
только рядом
неизвестное
пугающего.
Показателен эксперимент Лиделла. Двух козлят, трехнедельных близнецов, эпизодически испытывали ударом
электрического тока. Козленок, находившийся рядом с матерью, относительно спокойно переносил испытание.
Козленок, которому все это довелось переживать в одиночестве, в ужасе забивался в угол. Спустя некоторое время
козлят выпустили в стадо. Через два года этих животных, уже взрослых, подвергли тем же испытаниям. Козел, который
в трехнедельном возрасте испытывал удары электрического тока рядом с матерью, и при повторении эксперимента
переносил процедуру вполне спокойно. Другой же становился заторможенным, испуганным, как только попадал в
помещение,
эксперимент.
проводился
где
В этологии науке о животных приводятся следующие типы реагирования на опасность в зависимости от возраста.
Детеныши застывают в неподвижности и кричат. Вся надежда на спасение мать. Повзрослев, они пытаются спастись
бегством. Достигнув возраста матерого зверя, они переходят к лучшей из защит нападению. И опятьтаки, если
животное выросло без матери, оно нередко, уже будучи взрослым, сохраняет инфантильную реакцию защиты
неподвижность и крик. Казалось бы, животное, беззащитное в детстве, должно было бы раньше перейти к взрослым
формам обороны. Ан нет! Без матери они не вырабатываются. У детей это особенно серьезно, поскольку неизмеримо
сложнее обучение, подготовка к жизни. Ребенку, лишенному помощи родителей, не познать мир без излишних страхов.
От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой. К примеру,
дети нередко испытывают страх при засыпании, ибо сталкиваются одновременно с темнотой и одиночеством. Нередко,
борясь со страхами у детей и полагая, что так воспитывают мужество, ребенка укладывают в постель, желают ему
спокойной ночи, выходят и не возвращаются. На третью ночь дитя перестает плакать и звать. Я не согласен с таким
методом и воспринимаю его как жестокость. Ребенок засыпает, но засыпает, измученный страхом. Мужественным он не
станет. Напротив, вырастет человек, раз и навсегда запуганный в детстве. Такому ребенку чаще угрожает невроз.
Более приемлемым мне представляется следующий путь: уложив малыша спать, вы удаляетесь, но на его зов тут же
возвращаетесь, обещаете, что окончив дела, придете и посидите с ним. Вы рядом, незамедлительно являетесь на зов.
спокойно.
Он
ждет
засыпает
спокоен,
страха
без
вас
он
и
Происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта
самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном
ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед
ним в неизвестном обличье, например в новой шубе, большой мохнатой шапке, и он не может сразу их узнать. Страхи
порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у падавших и сильно ушибавшихся детей. Врожден идущий отинстинкта самосохранения страх потери матери и отсюда страх одиночества. Ребенок одушевляет природу. И в
сказках для него животные, растения и вымышленные персонажи живут человеческими страстями, любят и ненавидят,
сказочных персонажей.
благодарят и наказывают.
Отсюда страхи темноты,
волка,
леса,
Однако основные причины страхов у детей неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность,
несамостоятельность, а также издержки умственного воспитания, ведущие к неведению, к сниженному уровню
ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию. Умственное развитие детей имеет прямое
отношение к характеру детских страхов. И вновь ключ в вопросах ребенка. Он спрашивает до двух лет "что это?" и "кто
это?" не только для того, чтобы познать, что есть что и кто есть кто, но и чтобы знать, опасны или безопасны эти ктото
и чтото. До двух лет основные страхи страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.
С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?". Возникают страхи высоты, глубины,
пространства (глубокоглубоко, далекодалеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т.д.), темного времени
суток (вечером, позднопоздно, ночью). С вопросом "почему?" от трех до четырех лет приходят страх последствий
поступков, а с этим и страх наказания. Ребенок более всего боится того, о чем ничего не знает. И такой страх
естественен,
чтобы узнать о еще неизвестном.
он побуждает задавать вопрос
"почему?",
К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период
упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер
страхов. Возникают вопросы: "А я не умру?", "А ты, мама, не умрешь?" Страх смерти естественен. Инстинкт
самосохранения инстинкт выживания. Он против смерти. С ним рождаются. Страх смерти приобретает все большую
глубину,
всех
страхов. Ребенок может бояться бабыяги, волка и "чужого дяди", бояться тысячи объектов, иметь десятки различных
страхов, но за этим одно страх смерти. Поэтому борьба со страхами борьба со страхом смерти.
переживанием.
осознанным
становясь
Этот
корень
страх
Я вижу отчетливую связь детских страхов с развитием у детей ориентации и познания. Полноценное
умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим полноценная ориентированность
профилактика детских страхов. Сын известного детского врача В. Прейера в возрасте двух лет увидел поросят,
сосущих мать, и испугался, полагая, что они на нее напали и кусают. Испуг вызвал ночные страхи, которые
прошли лишь через три года. Если бы, оценив глубину испуга у ребенка, поросят взяли на руки, поиграли с ними,
сказали ребенку, что они детки, а свинка их мама, т.е. если бы глубже ответили на закономерный для данного возраста
страха.
вопрос
это?",
было
"что
бы
не
Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше
страхов.Умственно отсталый может ничего не бояться, но такое бесстрашие по недомыслию. Ребенок с полноценными
умственными потенциями остро интересуется окружающим его. Ориентация для него жизненная потребность. Не
получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационнопознавательные вопросы, он
отвечает на вопросы сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи. А тут еще и
пугают, читая страшные сказки, выделяют интонацией страшное в них, а не познавательный и ориентирующий смысл.
С другой стороны, существует опасность "шизоидной интоксикации" для ребенка, если его раньше времени обременяют
непосильной для него информацией, если в умственном воспитании, ответах на вопросы игнорируется возраст, если
норовят
детство.
перепрыгнуть
через
Восьмилетняя девочка, моя пациентка, испытывает страх перед обезьяночеловеком, привидениями, о которых ей
рассказала, образно и ярко, весьма артистичная и склонная к фантазированию подружка. Результат: спит только с
родителями, в туалет только с кемто из взрослых членов семьи. Сон беспокоен, снятся "страшные сны". Дома она
ходит хвостом за матерью по квартире. В школе отличница, активна, авторитетна, но замкнута. Девочка не по годам
эрудирована, много знает, и это тот случай, когда не веришь собственным глазам и ушам. Я вижу перед собой ребенка,
а слышу взрослые речи. Перемешались взрослые и детские страхи: преступники, ограбления, насилия и привидения,
темнота, одиночество. Сочетание детского и взрослого привело к своеобразному восприятию, к страху перед
чудовищами, но главное страх темноты, ночи, страх уснуть. И все дело в информации не по возрасту у чрезмерно
впечатлительного
ребенка.
Поскольку за всеми страхами ребенка неосознаваемый или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов
воспитание оптимизма, воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту
об опасностях и угрозах,
Ребенок не должен
видеть непосильное для него: неблагоприятный финал болезни, тяжелые происшествия, смерть и похороны. Об этом не
но относящегося к этому отважно.говорят
при
ребенке.
Взрослое
взрослому,
детям
детское.
Если страх уже мучает ребенка, его изживают раскрытием в рисунке и игре того, что породило страх. Страхи, как и
все, что волнует ребенка, находят отражение в его рисунках. В них он достигает желаемого, но и борется со страхами.
Он интуитивно прибегает к творчеству, пытаясь изжить страх. Ребенок рисует "страшного человека", чудищ, бабуягу,
лешего, но он рисует их или смешными, или себя рядом с ними, но себя вооруженного, смелого и непобедимого. И
объекты страха теряют свою угрожающую суть. Огонь на рисунке гаснет под напором воды, которой он, ребенок, в
каске пожарника, заливает пламя. Лес населяется добрыми животными и людьми, в нем тропинка, а на тропинке мама и
папа. И лес уже не страшен. Испытывающий страх ребенок в рисунках значительно эффектнее, чем при объяснениях,
образно постигает "что это?", "откуда?", "почему?" и "что будет?" В рисунке он создал пожар и погасил его. Что?
Пожар. Почему? Неосторожное обращение с огнем, удар молнии. Что будет? Не надо бояться, надо гасить. В случае же
с "привидениями" мы поиграли с девочкой "в привидения", она сама играла его роль, мы от души веселились и в конце
концов
страхами...
смеяться
своими
стала
над
она
Игра лучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка) с ружьем. И
теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть
волком, бабойягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как
в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в
нестрашное.
Мальчика, испытавшего страх в лесной избушке, отец, по моему совету, вновь свез туда. Там они играли, осматривали и
изучали лес. Поездки с отцом на охоту стали для мальчика самым интересным видом отдыха, сблизили отца с сыном.
Невроз прошел. Были обыграны и ситуация, вызвавшая испуг у оставшегося в темной квартире без взрослых, и ситуация
с собакой в лесопарке. В первом случае с ребенком играли в прятки в темноте. Естественно, заикание сразу не прошло,
но путь к его преодолению был начат. Во втором случае ребенок в маске собаки в том же лесопарке нападал из кустов
на отца и мать, валил их, рычал; потом они нападали на него. Вначале было страшно, потом стало весело. Для ребенка
завели
собаку.
С девочкой, боявшейся темноты, одиночества, играли в прятки в темном помещении сначала втроем: она, бабушка и я. В
конце концов девочка смогла оставаться в нем без страха одна. В игре устрашающая ситуация повторяется столько
раз, сколько требуется, чтобы ее осмыслить и разрешить. Взрослые, играя с ребенком, при необходимости
останавливают действие и поясняют, обсуждают ситуацию, вызывающую страх, приводят неопровержимые аргументы,
позволяющие полнее осмыслить ее. В такой игре делается то, что следовало сделать раньше, на этапе вопросов, а
именно полно, серьезно, эмоционально и ответственно отвечают на вопросы, ориентируя ребенка в неизвестном, в
котором
разобраться.
хочет
он
Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с ребенком, он обогащается новым опытом, становится
более ориентированным, т.е. обогащается его ум. Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к
большей
мужеству.
оптимизму
доброте,
и
к
Естественно, если страх ребенка настораживает своей чрезмерностью, необычностью, беспричинен, психологически
непонятен, причудлив, нелеп, отвлекает ребенка от реальной жизни, составляет ядро всех его переживаний, следует
незамедлительно обратиться к детскому психиатру.